Примеры практических заданий

1. Приведите пример вопроса – открытого, закрытого, проективного, контрольного по теме: «Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы».

2. Охарактеризуйте состав фокус-группы по теме: «Специфика рынка медицинских услуг и ее влияния на методы управления».

3. Опишите особенности проведения интервью со следующими видами респондентов:

- ответственное лицо

- пенсионер

- школьник

- эксперт

4. Выберите методы сбора первичных данных для социологического исследования по теме:«Государственное регулирование свободы печати и плюрализм мнений. Супермаркеты в крупном городе: особенности и тенденции развития».

5. Обоснуйте метод построения и размер выборочной совокупности социологического исследования по теме: «Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру».

6. Охарактеризуйте состав экспертов для социологического исследования по теме: «Этические проблемы деловой коммуникации».

7. Определите социальные группы и организации, заинтересованные в результатах исследования по теме: «Украинская модель информационного общества».

8. Сформулируйте гипотезы для социологического исследования по теме: «Проблемы реформирования украинской армии в современных условиях».

9. Выделите основные понятия социологического исследования по теме: «Информационная культура личности в условиях трансформации украинского общества».

10. Определите объект и предмет социологического исследования по теме: «Влияние моды на социализацию личности».

11. Опираясь на понимание объекта и предмета исследования сформулируйте тему исследования. Объект – наружная реклама, предмет – место наружной рекламы в городской среде.

12. Исходя из темы исследования, сформулируйте цель исследования: «Социальная реклама в современном украинском обществе».

13. Выделите объект, предмет и основные переменные для проведения контент-анализа по теме: «Специфика рекламы в мужских журналах».

14. На основе предложенной цели исследования сформулируйте задачи исследования. Цель: Охарактеризовать социальную ценность здоровья в современном обществе.

15. Охарактеризуйте теоретико-методологические основы социологического исследования по теме: «Физическая культура как объект управления в современном обществе».

16. Рассмотрите предложенную тему исследования в рамках: системного, структурно-функционального, комплексного, исторического, сравнительного, диалектического подходов. Выберите наиболее подходящие для данного исследования теоретические подходы.

17. Выявите базовые теоретические понятия и понятия-переменные в предложенной теме исследования (по 2-3).

18. Выделите основные критерии (параметры, свойства) – по 2-3 – предложенного явления для построения его социальной модели. Предлагаемые социальные явления: сексуальная культура, корпоративная культура, имидж организации, туристическая деятельность, информационная культура, высшее образование, малый бизнес, потребительское поведение, образовательные миграции.

19. Определите тип исследования своей курсовой работы по различным параметрам классификации социологических исследований.

20. Приведите примеры, характеризующие метод, методику, технику и процедуру в предложенном исследовании.

21. Установите основные нормативы для проведения исследования по теме вашей курсовой работы.

22. Проведите интерпретацию и операционализацию основных понятий по теме вашей курсовой работы.

23. Составьте текст обращения к респонденту по темам: «Удовлетворенность работой отделения связи», «Изучение потребительского спроса в аудио- и видеотехнике».

24. Определите место проведения и категории населения для опросов по темам: «Удовлетворенность работой городского транспорта», «Удовлетворенность ассортиментом и ценой товаров в зоомагазине».

25. Составьте план наблюдения по теме: «Покупательский спрос книжных (продовольственных) магазинов». Определите объект (продавцы, покупатели), предмет, единицы, время наблюдения. Выберите дни недели для наблюдения, определите количество наблюдателей на одном объекте (в магазине), место их расположения. Какой будет форма регистрации фактов (таблица, свободные записи и др.)?

26. Приведите примеры малых групп и ситуаций их жизнедеятельности, в исследовании которых могут быть полезны социометрические методы.

27. Подготовьте программу для проведения эксперимента в рамках образовательного процесса в вашей группе. Исследуйте эффективность введения новых форм обучения (например, использование новых компьютерных технологий в учебном процессе).

28. Какие признаки можно выделить для построения индекса, характеризующего эффективность работы профкома студентов/ деятельность малого предприятия и др.?

29. Обозначьте тематику социологических исследований, которые могут заказать: владелец пивоваренной компании, директор ресторана, ректор университета, глава политической партии?

30. Рассчитайте стоимость социологического исследования (смету) по теме вашей курсовой работы с объёмом выборки 150 человек и 1500 чел.


Рекомендуемая литература (основная)

1. Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании [Текст]/

В. С. Аванесов. – М.: Наука, 1982. – 199 с.

2. Анурин, В. Ф. Эмпирическая социология: учебное пособие для вузов [Текст]/ В. Ф. Анурин. – М.: Академический проект, 2003. – 288 с.

3. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст]/ Г. С. Батыгин. – М., 1995. – 286 с.

4. Белановский, С. А. Метод фокус-групп [Текст]/ С. А. Белановский. – М.: Магистр, 1996. – 271 с.

5. Биографическое интервью [Текст]: учебно-методическое пособие/ сост.

Е. Н. Астафьева. М.: УРАО, 2001. – 88 с.

6. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами [Текст]/ И. А. Бутенко. – М.: Высшая школа, 1989. – 175 с.

7. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования [Текст]/ И. А. Бутенко. – М.: Триола, 1998. – 228 с.

8. Готлиб, А. Б. Введение в социологическое исследование: Качественные и количественные подходы. Методологические исследовательские практики [Текст]: учебное пособие для вузов/ А. Б. Готлиб. М.: Флинта, 2005. – 382 с.

9. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований [Текст]/ В. Г. Гречихин. – М.: изд-во МГУ, 1988. – 232 с.

10. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст]/ И. Ф. Девятко. – М.: Университет, 2002. – 296 с.

11. Жеребцов, М. В. Метод «grounded theory» как метод качественного анализа данных [Текст]/ М. В. Жеребцов// Вестник МГУ. Серия 18 социология и политология. –2004. –№ 1. – с. 89-104.

12. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях [Текст]/ отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова – М.: Наука, 1987. – 255 с.

13. Колесников, Ю. С. Прикладная социология [Текст]/ Ю. С. Колесников. – Р-н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

14. Кузнецов, И. Н. Технологии социологических исследований [Текст]: учебно-методическое пособие. М.: Март, 2005. – 144 с.

15. Мертон, Р. Фокусированное интервью [Текст]/ Р. Мертон, М. Фиске,

П. Кендалл. – М., 1991.

16. Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [Текст]/ Я. Л. Морено. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.

17. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках [Текст]/ А. Д. Наследов. СПб: Питер, 2005. – 416 с.

18. Рабочая книга социолога [Текст]/ под ред. Г. В. Осипова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.

19. Ротман, Д. Г. Оперативное социологическое исследование: методика и опыт организации [Текст]/ Д. Г. Ротман А. Н. Данилов, Л. Г. Новикова. – Мн., 2001. – 354 с.

20. Садмен, С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента [Текст]/ С. Садмен. – М.: Общественное мнение, 2002. – 382 с.

21. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию [Текст]/ В. В. Семёнова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

22. Сикевич, З. В. Социологическое исследование: практическое руководство [Текст]/ З. В. Сикевич. – СПБ: Питер, 2005. – 320 с.

23. Социальная статистика [Текст]: учебник/ под ред. И. И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

24. Страус, А. Основы качественного исследования [Текст]/ А. Страус,

Дж. Корбин. – М., 2001.

25. Татарова, Г. Т. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учебное пособие [Текст]/ Г. Т. Татарова. – М.: Новый учебник, 2004. – 204 с.

26. Толстова, Ю. Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивное статистическое изучение связей между номинальными признаками [Текст]/ Ю. Н. Толстова. – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.

27. Толстова, Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций [Текст]/

Ю. Н. Толстова. – М.: Инфра-М, 1998. – 224 с.

28. Хагуров, А. А. Социальный эксперимент [Текст]/ А. А. Хагуров. – Р-н/Д., 1989.

29. Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации [Текст]/ отв. ред. В. М. Розин. – М., 2002. – 320 с.

30. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник для студентов вузов [Текст]/ В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: