Методические рекомендации для преподавателя

Краткое содержание лекционных занятий

ЛЕКЦИЯ № 1.

ТЕМА: Введение в дисциплину, ее цель и задачи.

План

1. Необходимость обеспечения нормативно-правовой основой профессиональной деятельности

2. Понятие «ребенок» и необходимость защиты его прав различными социальными институтами

3. Исторический аспект формирования правовой защиты детей в мире

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА: Основные международные документы по правам ребенка

План

1. Конвенции ООН о правах ребенка.

2. Всеобщая декларация прав ребенка.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: Нормативные документы в области защиты прав ребенка в РФ

План

1. Социальная защита детей, детства и отрочества в Российской Федерации.

2. Защита прав детей в основных законодательных документах РФ (Конституция РФ, Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Административный Кодексы Российской Федерации)

3. Государственная политика в области семьи и брака (приоритетные национальные проекты РФ).

4. Основные направления социальной защиты детей, детства и отрочества в Удмуртии.

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА: Правовой статус социального педагога

План

1. Должностные обязанности социального педагога. Виды социально-педагогической помощи. Профессиограмма социального педагога.

2. Принципы социально-педагогической деятельности, их характеристика.

3. Специализации социального педагога. Подходы к классификации (В. Г. Бочарова, П. А. Шептенко и др.). Специфика деятельности социального педагога в различных учреждениях, особенности прав и обязанностей.

4. Технологии профессиональной деятельности социальных педагогов различных специализаций.

ЛЕКЦИЯ № 5

ТЕМА: Аттестация СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

План

1. Понятие аттестация и ее виды. Квалификационная характеристика специалиста.

2. Система и опыт профессиональной подготовки социальных педагогов: уровни, принципы. Особенности профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за рубежом.

3. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

ЛЕКЦИЯ № 6

ТЕМА: Специфика регулирования отношений в деятельности социального педагога

План

1. Психограмма социального педагога. Профессионально важные качества социального педагога.

2. Права социального педагога в различных типах учреждений (школа, детский дом, территориальный центр социальной помощи семье и детям и др.) и их нормативное закрепление.

3. Ценности, установки, мотивы социального педагога как профессионала.

ЛЕКЦИЯ №7

ТЕМА: ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

План

1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

2. Этический кодекс социального педагога.

3. Взаимодействие социального педагога с клиентами, коллегами, социальными институтами. Этические обязательства социального педагога по отношению к клиентам, своим коллегам, административным органам, перед своей профессий, обществом.

Планы семинарских занятий

Семинар 1.

Тема: «Международная защита прав и свобод детей».

(2 часа).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.

2. Конвенция ООН о правах ребенка. Ее особенности и пути реализации.

а). Что такое Конвенция ООН о правах ребенка?

б). О содержании Конвенции.

в). Как разъяснять Конвенцию?

г). Пути содействия реализации Конвенции.

д). Контроль за ходом выполнения Конвенции ООН.

3. Комитет ООН по правам ребенка и деятельность стран участниц Конвенции.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Зарубежный опыт социальной защиты детства.

Задание:

1. Изучить, проанализировать и выписать основные положения Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Семинар 2-3.

Тема: «Социальная защита детства в России»

(4 часа)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Социальная защита детства в истории России. Работа в микрогруппах по проблемам:

Проблема №1: Историко-педагогический анализ проблемы социально-педагогической защиты семьи и ребенка.

Проблема №2: Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.

Проблема №3: Государственная политика защиты детства в XIX – н. XX в.

Проблема №4: Православие и социальное воспитание в истории России.

Проблема №5: Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания.

Проблема №6: Практика социального воспитания в н. XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого.

Проблема №7: Социальная защита детства в Советской России.

Проблема №8: Организация социальной защиты детства в современной России.

2. Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства.

3. Формы и методы социальной защиты детства.

1. Субъекты социальной защиты детства.

2. Государство в системе социальной защиты детства.

а). Цели и субъекты государственной политики социальной защиты детства.

б). Законодательные и нормативно – правовые акты РФ, в области социально-правовой защиты детства.

в). Государственные социальные стандарты и гарантии социальной защиты детства.

г). Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.

4. Роль и значение неправительственных организаций в реализации прав ребенка.

Задание:

1. Изучить, проанализировать и выписать основные законодательные и правовые акты РФ по защите прав ребенка.

2. Законспектировать Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. Подготовить реферативное сообщение по статье Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет» - «Что такое детство» / В кн. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.

Семинар 4-5.

Тема: «Нормативно – правовые акты РФ, регулирующие права детей»

(4 часа)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Конституция РФ и права ребенка.

2. Основные кодексы РФ и реализация в них прав и обязанностей детей.

3. Решение социально-педагогических задач.

Семинар № 6

Тема: «Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога»

(2 часа)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Нормативно-правовые документы, определяющие должностные обязанности социального педагога.

2. Должностные обязанности социального педагога. Виды социально-педагогической помощи.

3. Специализации социального педагога и их характеристика.

Задание: Составьте профессиограмму социального педагога (сфера специализации – на выбор).

На основе анализа социально-педагогической деятельности (собственной или по материалам периодической печати) приведите примеры, иллюстрирующие реализацию прав и профессионально-личностных качеств социального педагога в реальной практике, в процессе взаимодействия с детьми, подростками, взрослым населением.

Проведите самодиагностику по следующим показателям: уровень мотивационной готовности; направленность личности; наличие и уровень коммуникативных умений; особенности эмоционально-волевой сферы; уровень конфликтности; оценку самоконтроля в общении; ведущий тип темперамента; особенности характера и пр.

Определите индивидуально-личностные особенности, которые помогут вам в профессиональной деятельности в качестве социального педагога. Определите свое «проблемное поле», какие особенности личности могут вызвать осложнения в вашей профессиональной деятельности.

Учитывая ваши достоинства, «проблемное поле», профессиограмму социального педагога, спроектируйте программу саморазвития (карту личностного роста).

Семинар № 7

Тема: «Этический кодекс социального педагога»

(2 часа)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Объекты и субъекты взаимодействия социального педагога.

2. Этический кодекс деятельности социального педагога и его содержание.

3. Сравнительный анализ этического кодекса социального педагога и психолога.

4. Ответственность социального педагога перед обществом.

Задание1: Заполните таблицу «Профессиональные знания, умения и качества социального педагога в работе с различными возрастными группами»:

  дети молодежь взрослые
Профессиональные знания      
Профессиональные умения      
Профессионально важные качества      

Задание 2. Какую роль в становлении профессионализма социального педагога играют мотивы и ценности? Поясните.

Задание 3. Раскройте тарифно-квалификационные требования к социальному педагогу. Какой разряд предоставляется специалисту, освоившему программу высшего профессионального образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: