Исходным разделом техтрансфинплана является план перевозок, который разрабатывается службой эксплуатации предприятия. Он служит для определения планового уровня отдельных технико-эксплуатационных и финансовых показателей. План перевозок разрабатывается по видам перевозок и перевозимых грузов с учетом основных положений Устава автомобильного транспорта, который регламентирует права и обязанности предприятия автомобильного транспорта (ПАТ) и клиентов, пользующихся услугами предприятия.
В соответствии с договором на перевозку ПАТ обязано: своевременно обеспечивать перевозки грузов; подавать подвижной состав в исправном состоянии; гарантировать доставку груза и выдавать его уполномоченному; определять тип подвижного состава; экспедировать груз; требовать у грузоотправителя товарно-транспортную накладную; в случае взятых обязательств осуществлять погрузочно-разгрузочные операции; производить загрузку автомобиля до полного использования его грузоподъемности; наращивать борта при перевозке легковесных грузов; при сдаче груза проверять массу, его состояние в случаях:
|
|
а) неисправного кузова или исправного, но с поврежденными пломбами;
б) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков его доставки;
в) прибытия груза, погруженного автотранспортным предприятием со склада грузовой станции;
г) выдачи груза со склада грузовой автостанции; доставлять груз по кратчайшему маршруту;
д) при обязательстве — хранить груз на своем складе.
Грузоотправитель (грузополучатель) обязан: предоставлять грузы в срок; выдавать товарно-транспортные документы или оприходовать груз (грузополучатель); до прибытия автомобиля подготовить груз и товарно-транспортные документы; при возможности упаковывать груз в тару; при массовых перевозках обеспечить его прием и выдачу ежедневно не менее чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни; осуществлять погрузку, разгрузку, укрытие, увязку, развязку груза; максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, ликвидировать простои; определять массу груза и очищать кузов (грузоотправитель).
ПАТ осуществляют перевозку грузов и пассажиров, оказывают услуги в соответствии с планом и договорами, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, сочетания централизованного руководства и самостоятельности предприятия.
В рыночных условиях хозяйствования правильные договорные взаимоотношения ПАТ с клиентурой должны строиться на основе взаимной ответственности за выполнение договорных обязательств и государственных заказов.
Исходным документом для составления плана перевозок грузов служат контрольные показатели, заявки клиентуры, в которых указываются реквизиты грузоотправителя, пункт отправления, наименование груза, род упаковки, количество и масса груза, пункт назначения, наименование и адрес получателя, тип подвижного состава, чьими средствами осуществляется погрузка и разгрузка, режимы работы клиентуры в местах погрузки и разгрузки.
|
|
Важным разделом плана перевозок является раздел централизованных перевозок, который разрабатывается по видам грузов и грузоотправителям. В этом случае с клиентурой составляется специальный договор на централизованные перевозки грузов, в котором строго регламентируются обязательства грузоотправителя, ПАТ и грузополучателя.
Централизованные грузовые перевозки — это такая организационная система, которая характеризуется следующими признаками:
♦ сочетание перевозки с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
♦ выполнение перевозок по согласованным графикам;
♦ выполнение автотранспортным предприятием всего объема автоперевозок;
♦ заключение годового договора на перевозку грузов в основном по отправительскому принципу;
♦ распределение обязанностей по погрузке и разгрузке;
♦ осуществление всех расчетов за перевозку со стороной, заключающей договор.
План перевозок по видам грузов составляется раздельно для городских (районных) и междугородных перевозок. К междугородным перевозкам грузов относятся перевозки, которые осуществляются за пределы населенного пункта на расстояние более 50 км. В плане междугородных перевозок указываются наименование автомобильной дороги, реквизиты отправителя и получателя, вид груза, количество его в тоннах, расстояние перевозок. Специальным разделом в этом плане является планирование междугородных перевозок.
После определения объема перевозок грузов для каждого пункта составляется транспортный баланс, по которому определяют размеры ввоза и вывоза основных грузов в течение года с разбивкой по кварталам и уточнение сезонности перевозок.
На основании полученных данных по главным пунктам погрузки и разгрузки целесообразно разработать транспортные карточки-характеристики, включающие примерно следующие данные: общую характеристику объекта, размер годового объема перевозок с разбивкой по кварталам, расстояние до основных пунктов вывоза и завоза, дорожные условия на основных направлениях перевозок и состояние подъездных путей, режим работы объекта и возможность организации работы круглосуточно, характеристику условий погрузки и разгрузки, финансовые реквизиты.
Важным этапом разработки плана перевозок является распределение грузов по отдельным типам подвижного состава с учетом условия рациональной его эксплуатации. В этом случае используются опыт работы службы эксплуатации, а также данные анализа работы подвижного состава в отчетном периоде.
Производственная программа по эксплуатации автомобильного парка рассчитывается исходя из провозных его возможностей — объема перевозок и грузооборота, которые может осуществить ПАТ в планируемом году имеющимся парком. При этом следует учитывать пополнение и выбытие автомобилей и прицепов, а также следующие показатели: коэффициент выпуска на линию, средняя продолжительность пребывания автомобиля и прицепа в наряде, время на погрузочно-разгрузочные работы, техническая скорость, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, выработка в тоннах и тонно-километрах на среднесписочную тонну автомобиля и бортового прицепа.
Для расчета провозных возможностей необходимо предварительно определить среднесписочное количество автомобилей и бортовых прицепов.
|
|
Разработка производственной программы предполагает выявление провозных возможностей и внутренних резервов ПАТ, необходимых для выполнения плана перевозок грузов и пассажиров.
Под провозными возможностями автомобильного парка понимают объем перевозок и грузооборот, которые может обеспечить ПАТ в планируемом году при максимальном использовании материальных и трудовых ресурсов.
Объем перевозок грузов и грузооборот для «сдельных» автомобилей определяют умножением среднесписочного числа автомобилей на среднюю грузоподъемность и на производительность одной среднесписочной автомобиле-тонны соответственно в тоннах и тонно-километрах.
Для определения числа автомобилей на ПАТ рассчитывают число дней пребывания на предприятии поступающих и выбывающих автомобилей.
При реконструкции ПАТ после определения потребного количества (среднемесячного) подвижного состава производится его сопоставление с имеющимся парком с учетом поступления и выбытия в планируемом периоде.
Расчет количества подвижного состава (среднесписочного) по маркам на планируемый год производится по формуле:
АСР.СП = [(АП – АВ) · ДК + АДП + АДВ] / ДК,
где АП — количество автомобилей (прицепов) на начало планируемого периода;
АВ — количество выбывающих автомобилей (прицепов) за период;
АДП — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии вновь поступающих автомобилей (прицепов);
АДВ — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии выбывающих автомобилей (прицепов).
Так как поступление и выбытие автомобилей планируется по кварталам года и точно установить дни поступления и выбытия их не представляется возможным, то принято условно считать, что автомобили поступают и выбывают в середине того квартала, на который запланировано их поступление или выбывание. В этом случае количество дней работы поступающих и выбывающих автомобилей определяется умножением количества поступающих или выбывающих автомобилей на число дней их эксплуатации в ПАТ. С этой целью определяется количество дней пребывания на предприятии автомобилей, поступающих в разные кварталы года.
|
|
С учетом количества календарных дней в кварталах года автомобили, поступающие в I квартале, будут находиться на предприятии:
ДП1КВ = 90/2 + 91 + 92 + 92 = 320 дней;
во II квартале:
ДП2КВ = 91/2 + 92 + 92 = 230 дней;
в III квартале:
ДП3КВ = 92/2 + 92 = 138 дней;
в IV квартале:
ДП4КВ = 92/2 = 46 дней.
Аналогично этому определяют количество дней пребывания в ПАТ выбывающих в разные кварталы года автомобилей. Это количество дней равно для автомобилей, выбывающих в I квартале, — 45, во II - 136, в III - 227 и в IV- 319дней.
Сопоставив потребное среднесписочное количество подвижного состава с имеющимся в ПАТ, с учетом поступления и выбывания необходимо:
· при излишке подвижного состава увеличить плановый объем перевозок;
· при недостатке подвижного состава разработать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие увеличение провозных возможностей ПАТ, или отказаться от обслуживания части клиентуры.
В связи с тем, что ПАТ осуществляет перевозку различных видов грузов, требующих наличия соответствующего подвижного состава, среднесписочный парк автомобилей определяют по типам и моделям.
Общую грузоподъемность автомобилей определяют суммированием произведений среднесписочного числа автомобилей по моделям в планируемом периоде на номинальную грузоподъемность соответствующей модели автомобиля. В тех случаях, когда в технической характеристике завода-изготовителя указана разная грузоподъемность автомобиля (для дорог с твердым покрытием и грунтовых), для расчетов принимают грузоподъемность, установленную для дорог с твердым покрытием.
Среднюю грузоподъемность qСР рассчитывают путем деления общей грузоподъемности на среднесписочное число автомобилей данной марки.
Технико-эксплуатационные показатели устанавливают с учетом отчетных данных за предшествующий период, а также на основе изучения показателей работы передовых водителей и ремонтных рабочих ПАТ по увеличению выпуска автомобилей на линию (за счет снижения автомобиле-дней простоя автомобилей в ремонте и автомобиле-дней простоя исправных автомобилей), повышению скоростей движения и улучшению использования грузоподъемности автомобилей. Учитывают также внедрение наиболее совершенных методов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) подвижного состава, среднее расстояние перевозок, организацию работ по выдаче и приему грузов, организацию перевозочного процесса и другие факторы.
Коэффициент выпуска автомобилей на линию определяют как отношение автомобиле-дней работы подвижного состава АДР к автомобиле-дням нахождения в хозяйстве АДХ:
άВ = АДР / АДХ.
Автомобиле-дни нахождения подвижного состава в хозяйстве:
АДХ=АСПДК.
Коэффициент технической готовности автомобилей:
άТ = АДТ / АДХ;
АДТ = АДХ - АДТО - АДТР,КР,
где АДТ — автомобиле-дни технически исправного подвижного состава;
АДТ0, АДТР, КР — автомобиле-дни пребывания соответственно в техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах (КР).
Автомобиле-дни простоя включают автомобиле-дни в ТО, ТР и КР, в выходные и праздничные дни:
АДПР = АДТ0 + АДТР, КР + АДВ,
где АДВ — автомобиле-дни простоя в выходные и праздничные дни. Автомобиле-дни в работе представляют собой разницу между автомобиле-днями в хозяйстве и автомобиле-днями в простое:
АДР =АДХ - АДПР.
Коэффициент использования пробега ß определяется по маркам автомобилей и зависит от взаимного расположения ПАТ, грузоотправителей и грузополучателей, от организации перевозки грузов с учетом возможной маршрутизации, загрузки в обратном направлении и т.д. Значение ß планируют с учетом достигнутых ПАТ результатов и намечаемых мероприятий по снижению порожних пробегов автомобилей. Расчетная формула для ß выглядит следующим образом:
ß = LГР / LОБЩ,
где LГР — пробег с грузом данной марки подвижного состава, км;
LОБЩ - общий пробег всех автомобилей данной марки, км.
Общий пробег автомобилей складывается из производительного (с грузом) и непроизводительного пробегов. Непроизводительный пробег включает в себя пробег без груза и нулевой пробег от гаража до пункта первой загрузки и от последнего места разгрузки до гаража.
Коэффициент использования грузоподъемности γ показывает степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и планируется по маркам автомобилей исходя из номенклатуры перевозимого груза и его класса, величины партии груза.
Различают коэффициенты статического γСТ и динамического уДИН использования грузоподъемности. Коэффициент статического использования грузоподъемности представляет собой отношение планируемого объема перевозок грузов в тоннах QПЛ к количеству груза, которое можно было перевезти при полном использовании грузоподъемности автомобилей QB03M:
γСТ = QПЛ / QB03M.
В практике планирования и анализа работы ПАТ производственную программу и план эксплуатации подвижного состава рассчитывают через коэффициент динамического использования грузоподъемности.
Коэффициент «динамического использования грузоподъемности определяют как отношение планируемого грузооборота к возможному РВОЗМ:
γДИН = РПЛ / РB03M;
Возможный грузооборот, ткм:
РB03M = LВОЗМ qСР,
гдеqСР – средняя грузоподъемность данной марки подвижного состава, т.
Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, рассчитывают не коэффициент использования грузоподъемности, а норму загрузки до полной вместимости.
Время пребывания автомобиля в наряде Тн устанавливают исходя из режима работы обслуживаемой клиентуры с учетом анализа уровня этого показателя за отчетный период и возможности увеличения сменности работы автомобилей. Время в наряде складывается из времени движения автомобиля, времени простоя под погрузкой-разгрузкой в течение дня и времени, необходимого для подъезда к первому месту загрузки и возврата с линии.
Исходя из времени в наряде определяют плановые автомоби-ле-часы в работе:
АЧРАБ=АДРТН.
Для планирования величины средней технической скорости vT необходимо проанализировать отчетные данные за текущий год и учесть мероприятия, намечаемые в плане технического развития и организации производства, позволяющие повысить этот показатель. Расчетная формула для VT (км/ч) имеет следующий вид:
VТ = LОБЩ / АЧДВ,
где АЧДВ — автомобиле-часы движения,ч.
Среднюю техническую скорость определяют по каждой марке подвижного состава.
Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, устанавливают расчетную норму пробега (в час для каждого маршрута).
Нормы времени простоя под погрузкой-разгрузкой предусмотрены Едиными нормами выработки и оплаты труда водителей автомобилей. При планировании этого показателя необходимо учитывать фактические простои под погрузкой-разгрузкой в текущем году и возможности их сокращения. Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой определяют как разность между автомобиле-часами в работе и автомобиле-часами в движении:
АЧПР = АЧР – АЧДВ.
Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку (ч) рассчитывают как общее время простоя, деленное на число ездок с грузом nЕГ:
tПР = АЧПР / nЕГ.
В то же время простой под погрузкой и разгрузкой за одну ездку tП-Р, ч, зависит от способа производства погрузочно-разгрузочных работ, вида груза и определяется нормой времени погрузки и выгрузки 1 т, НТ, мин, грузоподъемностью автомобиля (автоцистерны) q и значением коэффициента использования грузоподъемности γ.
tП-Р = НТ / 60 q γ.
Общее время простоя учитывает не только продолжительность погрузки-разгрузки, но и время на сопутствующие и вспомогательные работы. При определении этого показателя необходимо учитывать фактические данные и возможности сокращения простоев.
Общее время простоя вычисляют путем умножения норм времени на погрузку-разгрузку 1 т груза на плановый объем перевозок.
Число ездок с грузом:
nЕГ = QПЛ / (qСР γ),
где γ — плановый коэффициент использования грузоподъемности.
Время одной ездки tE, ч, складывается из времени движения с грузом и без груза tДВ и времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки tП-Р:
tE = tДВ + tП-Р = IЕГ / (ß · VТ) + tП-Р.
Тогда среднесуточное число ездок с грузом nЕГ может быть определено по формуле:
nЕГ = ТН / tE = ТН· ß · VТ / (IЕГ + tП-Р· ß · VТ).
Среднее расстояние перевозки 1 т груза (км) определяют делением планируемого грузооборота РПЛ на планируемый объем перевозок QПЛ:
IЕГ = РПЛ / QПЛ.
Средняя длина ездки с грузом, км:
IЕГ = LГР / nЕГ.
Установив все перечисленные технико-эксплуатационные показатели по каждой марке автомобилей, определяют среднесуточный пробег, км:
LСС = nЕГ IЕГ / ß = ТН VТ IЕГ / (IЕГ + tП-Р · ß VТ).
Общий пробег, км:
LОБЩ = АДРАБ LСС.
Пробег с грузом, км:
LГР = LОБЩ · ß.
Суточная производительность автомобиля QT. СУТ, т:
QT. СУТ = nЕГ q γ.
Годовая производительность QT. ГОД, т:
QT. ГОД = QT. СУТ ДК ·άВ.
Производительность автомобиля за рабочий день WTKM, ткм:
WTKM = q γ ß LСС.
Производительность автомобиля за рабочий день WT, т:
WT = WTKM / tСР.
Часовая производительность WЧи себестоимость 1 ткм СТКМ, ткм/ч:
WЧ = (qН YСТ ·VТ ß IГР) / (IГР + tП-Р + VТ ß)
СТКМ = (1 / qН YСТ) (СПЕР/ß + СПОС/ VТ ß + СПОС tП-Р/ IГР)
или
СТКМ = САД/ WTKM
Выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну: в тонно-километрах:
WTKM = ДК άВ ß γ IГРТН VТ / (IГР+ VТ ß tП-Р).
в тоннах:
WT = ДК άВ ß γС ТН VТ / (IГР+ VТ ß tП-Р).
Объем перевозок (т) м грузооборот (ткм) по отдельным маркам «сдельных» автомобилей:
Q = qCР АСП WT;
Р = qCР АСП WTКМ.
Объем перевозок и грузооборот в целом по ПАТ определяют как сумму объемов перевозок и грузооборотов по всем маркам подвижного состава.
Расчеты объема перевозок и грузооборота по прицепам выполняют в том же порядке. При этом количество прицепо-дней работы устанавливают на основании анализа отчетных данных по периодам года с учетом улучшения использования бортовых прицепов.
По грузовым автомобилям, работа которых учитывается в часах, ПАТ, располагая перечнем подлежащих обследованию грузоотправителей, все расчеты по этим показателям производят в соответствии с порядком, указанным выше.
Условно объем перевозок почасовых автомобилей за год, т:
Q = АЧРАБ · к,
где АЧРАБ — плановые автомобиле-часы работы почасовых автомобилей;
к — коэффициент пересчета автомобиле-часов в тонны, определяется на основании действующих инструкций Госкомстата (к = 0,5).
Условно грузооборот почасовых автомобилей, ткм:
Р = Q · I,
где I — среднее расстояние перевозки 1 т груза по почасовым автомобилям, км.
Объем перевозок автомобилей, работа которых учитывается в автотонно-часах, рассчитывают в тоннах в соответствии с договорами, заключенными по данному виду перевозок.
Объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют путем умножения суммарного нормативного времени движения автомобиля (автопоезда) с грузом и нормативного времени простоя его под погрузкой-разгрузкой за одну ездку на число ездок и номинальную грузоподъемность автомобиля:
АТЧ = (I / VP + tП-Р) · nЕГ · q,
где VР — расчетная норма пробега, км/ч.
Число ездок рассчитывают путем деления объема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза, доставляемого автомобилем (автопоездом) за одну ездку, с учетом класса груза. Нормативное время движения автомобиля с грузом на одну ездку определяют путем деления длины ездки с грузом на расчетную норму пробега автомобиля (автопоезда). Расчетную норму пробега автомобиля и нормативное время устанавливают по Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Выполненный объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют как сумму автотонно-часов за время движения с грузом по нормам и за время фактического простоя его в пунктах погрузки-разгрузки за вычетом в половинном размере времени задержки автомобиля в этих пунктах по вине грузоотправителей и грузополучателей сверх установленных норм.
В тех случаях, когда ПАТ выделяет подвижной состав большей грузоподъемности, чем определено договором (заявкой), выполненные автотонно-часы учитывают по грузоподъемности автомобиля, определенной договором. При предоставлении автомобиля меньшей грузоподъемности, чем определено договором, выполненные платные автотонно-часы учитывают по фактической грузоподъемности автомобиля.
Полученные данные по грузообороту и объему перевозок в целом по ПАТ сравнивают с утвержденными показателями на планируемый год. В случае отклонений от утвержденных объемов ПАТ изыскивают дополнительные возможности для улучшения отдельных технико-эксплуатационных показателей.
По окончании расчетов по данному разделу трансфинплана должно соблюдаться равенство:
QУТВ = QРАСЧ.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели используются для выбора оптимального типа подвижного состава для данных условий перевозок?
2. Что включает в себя понятие производственной мощности предприятия?
3. План перевозок, его основные разделы и показатели.
4. Цель разработки и содержание производственной программы по эксплуатации подвижного состава.
5. Методы расчета основных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава.