Неотъемлемыми элементами системы международного права служат международно-правовые нормы. Они группируются в относительно самостоятельные комплексы, называемые отраслями и институтами международного права.
Международно-правовой институт — это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связанные между собой общим объектом (например, институт территори-
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 253
ального моря). Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений (например, международное воздушное право). Существуют также отрасли и институты, общие для всего международного права. Это комплексы международно-правовых норм, касающиеся международно-правовой субъектности, ответственности. При этом границы между указанными отраслями и институтами довольно условны, что объясняется существенными изменениями, происходящими как в отдельных отраслях международного права, так и во всей его системе в целом.
|
|
Основной и главный источник международного права — международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы международного права признаны подавляющим большинством его субъектов.
Другим источником международного права выступает международный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведения, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.
Решения и постановления международных организаций, не являясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой только в случае ее признания участниками международного общения. Совет Безопасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принимает решения, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действующих принципах и нормах международного права. Они представляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действующих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.
|
|
Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нормативной силе действия — на императивные и диспозитивные.
Универсальные нормы международного права регулируют отношения всех его субъектов. Главные отличительные признаки этих
254 Глава XV. Международное право и международные конфликты
норм — глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.
Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участников. Их основным источником становятся договоры, которые регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее международное право.
Действие региональных норм распространяется на субъекты международного права в пределах определенных регионов. В связи с развитием интеграционных процессов эти нормы обеспечивают потребности государств в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).
К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по собственному усмотрению изменять объем и содержание своих прав и обязанностей. Диспозитивными считаются нормы, в рамках которых субъекты международного права по взаимному соглашению могут сами в зависимости от обстоятельств определять свое поведение, права и обязанности.
Принципы международного права образуют его фундамент. Они обладают высшей юридической силой и представляют собой наиболее важные, системообразующие нормы международного права. Остальные нормы и международные действия должны соответствовать им. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они имеют универсальный императивный характер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права взаимосвязаны, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.
Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе принципы международного права изложены еще в прежней форме, требующей более детального их раскрытия. В 1960-е гг. в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с целью развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами. В Декларации представлены все семь основных принципов:
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 255
1) принцип неприменения силы и угрозы силой;
2) принцип мирного разрешения споров;
3) принцип суверенного равенства государств;
4) принцип невмешательства;
5) принцип самоопределения народов;
6) принцип сотрудничества;
7) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
К Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: нерушимость границ, территориальная целостность государств и уважение прав человека, его основных свобод.
Все принципы международного права можно разделить на две группы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и поддержания всеобщей безопасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; нерушимости границ.
|
|
Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы силой. В соответствии с ним запрещаются любые виды прямых или косвенных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую территорию и ее оккупация, бомбардировки и обстрелы, установление морской и воздушной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т. д. Государство — жертва агрессии получает право на индивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.
Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостности и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных международным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то принцип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к другим.
Вторая группа включает такие общие принципы:
♦ суверенного равенства государств;
♦ невмешательства;
256 Глава XV. Международное право и международные конфликты
♦ равноправия и самоопределения народов;
♦ сотрудничества государств;
♦ уважения прав человека;
♦ добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип суверенного равенства означает:
♦ каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;
♦ каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;
♦ каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
♦ все государства юридически равны независимо от различий их экономических, социальных и политических систем;
♦ каждое государство становится субъектом международного права с момента возникновения;
|
|
♦ каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы;
♦ каждое государство на международных конференциях и в международных организациях обладает одним голосом;
♦ государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.
Принцип невмешательства связан с понятием государственного суверенитета. Если государства признают суверенитет друг друга, если они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к внутренней компетенции властей других государств.
Принцип самоопределения народов первоначально был сформулирован как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во 2-й половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково:
♦ все народы имеют право свободно, без вмешательства извне опре
делять свой политический статус и осуществлять экономическое,
социальное и культурное развитие;
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 257
♦ все государства обязаны уважать это право;
♦ все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение;
♦ все государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
♦ в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
♦ запрещается подчинение народа иностранному господству.
Параллельно с принципом самоопределения утвердился и принцип уважения и соблюдения прав человека.
Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наиболее ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы международных отношений.
Соблюдение норм и принципов международного права — одна из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Однако применение этих принципов и норм в реальном политическом процессе не так просто. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого последнего времени. Нередко международные нормы и принципы реализуются в условиях политической борьбы, несовпадения национальных интересов и целей различных государств. Одним из примеров сложностей, возникающих на пути реализации норм и принципов международного права, служит проблема защиты и обеспечения прав и свобод человека.
В период холодной войны вопрос о правах человека был сильно идеологизирован и политизирован. Казалось бы, после ее окончания никаких проблем с международной охраной прав человека быть больше не должно, ведь, согласно формуле Ф. Фукуямы, наступил «конец истории», который ознаменовался полной победой либеральных ценностей. Однако на практике ситуация с правами человека во многих странах не улучшилась, а ухудшилась. На смену нарушениям прав человека по идеологическим и политическим причинам пришло нарушение этих прав по причинам религиозного или этнического характера. Так же, как в годы холодной войны, вопросы прав человека активно используются во внешней политике отдельных государств в целях, весьма далеких от осуществления самих этих прав. Двойные стандарты в этой сфере, пожалуй, даже усилились по сравнению с прошлым.
258 Глава XV. Международное право и международные конфликты
Нарушение прав человека, особенно в результате этнополитических конфликтов, стало предлогом для выдвижения концепции «гуманитарной интервенции», опирающейся, в свою очередь, на неолиберальные концепции «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопасности личности над безопасностью государства». Практическим воплощением такого подхода стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.
Идеологи «гуманитарного вмешательства» исходят из того, что принцип уважения прав человека выше принципов неприменения силы и угрозы силой, невмешательства, суверенного равенства государств. Здесь имеет место фундаментальное противоречие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Вопрос о соблюдении прав человека неизбежно сталкивается со сферой внутренней политики суверенных государств. Следовательно, необходимо делать выбор между одним и другим принципом.
Подобная же коллизия возникает и тогда, когда принцип самоопределения наций сталкивается с принципом территориальной целостности государств. На принцип самоопределения активно ссылались в начале 60-х гг. XX в. для обоснования осуществлявшегося тогда процесса деколонизации. Когда большинство колоний получили независимость, на пути реализации этого принципа стали возникать препятствия.
Сложная ситуация сложилась в начале 1970-х гг. в связи с самоопределением населения Восточной Бенгалии. Эта территория в 1948 г. была включена в состав Пакистана, созданного искусственно, по религиозному принципу. Территория нового государства состояла из двух частей, разделенных между собой географически и не имевших ничего общего, кроме того, что подавляющее большинство населения Восточного и Западного Пакистана были мусульманами. Самой многочисленной этнической группой Исламской республики Пакистан оказались бенгальцы, проживавшие в восточной части страны, а административные, политические и экономические центры находились в ее западной части. Среди правящей элиты Пакистана преобладали пенджабцы, пуштуны и представители других народов, населявших западные провинции. Бенгальцы же были в меньшинстве, на их долю приходилось только10 % руководящих постов в государственном аппарате и командных должностей в армии.
Такое положение создавало напряженность между двумя частями Пакистана. А в начале 1970-х гг. эта напряженность переросла в от-
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 259
крытый этнополитический конфликт. Ситуация осложнялась еще и тем, что немалое число бенгальцев, исповедовавших индуистскую религию, проживало в Индии, с которой Пакистан с первых лет независимости находился в конфронтации. Весной 1971 г. лидеры победившей на выборах партии Авами лиг (Народная лига) призвали население Восточного Пакистана к борьбе за независимость и провозгласили создание Народной Республики Бангладеш. В ответ на эти действия пакистанские власти применили оружие, что, в свою очередь, вызвало вмешательство Индии, первой заявившей о признании независимости Бангладеш. Когда эта конфликтная ситуация рассматривалась в Организации Объединенных Наций, обнаружилось, что существуют разные мнения по поводу путей ее урегулирования. Индия, Советский Союз и еще ряд государств выступили за признание независимости Народной Республики Бангладеш, ссылаясь на принцип самоопределения народов. США и КНР поддержали Пакистан, оправдывавший вооруженное насилие необходимостью защитить свою территориальную целостность.
Все стороны апеллировали к Уставу ООН и содержащимся в нем принципам международного права, однако ни Совет Безопасности, ни Генеральная Ассамблея так и не смогли принять однозначного решения по обсуждавшемуся вопросу. Ситуация была урегулирована под воздействием скорее политических и военно-политических, а не правовых факторов. Пакистанские вооруженные силы потерпели поражение и фактически вынуждены были уйти с территории Восточной Бенгалии. Далее последовало признание Народной Республики Бангладеш большинством государств мира, с этим вынуждены были согласиться Соединенные Штаты и Китай.
В этом случае восторжествовал принцип самоопределения, но одновременно в другой точке «третьего мира», в африканской стране Нигерии при схожей ситуации был реализован принцип территориальной целостности государств. Там население одной из провинций, недовольное своим положением в рамках сложного по составу федеративного государства, также попыталось отделиться и провозгласить республику Биафра. Самопровозглашенная республика обращалась с просьбой о своем признании и к африканским странам, и к Соединенным Штатам, и к государствам Западной Европы, и к Советскому Союзу, но везде получила отказ. В итоге движение, названное сепаратистским, было подавлено с не меньшей жестокостью, чем та, которую демонстрировали пакистанские власти в борьбе против национально-освободительного движения Восточной Бенгалии. Но мировое сооб-
260 Глава XV. Международное право и международные конфликты
щество в этом случае предпочло закрыть глаза, поскольку территориальные изменения могли стать опасным прецедентом на африканском континенте, где почти все границы были проведены еще в колониальные времена искусственным образом, без учета этнических, экономических и физико-географических реалий.
После завершения деколонизации только еще один исторический период стал периодом интенсивного образования новых государств на основе реализации принципа равноправия и самоопределения народов. На рубеже 80–90-х гг. XX в. в условиях кризиса и краха коммунистических режимов распались ЧССР, СФРЮ и СССР. Бывшие союзные республики, входившие в состав этих государств, беспрепятственно получили международно-правовое признание. Но дальнейшее дробление вновь возникших независимых государств было признано международным сообществом нецелесообразным. Сложился неформальный консенсус, в соответствии с которым все самопровозглашенные республики на территории бывших Югославии и Советского Союза не могли быть признаны официально. Этот консенсус действовал в Чеченской республике во времена правления Д. Дудаева и А. Масхадова и действует в ситуации с сербскими «крайнами» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Нагорным Карабахом в Азербайджане, Приднестровьем в Молдавии, Абхазией и Южной Осетией в Грузии.
Если сербский край Косово, находившийся в последнее время фактически под международным протекторатом, получит полную независимость и будет признан суверенным государством, возникнет опасный международно-правовой прецедент. Может резко обостриться ситуация во многих конфликтных регионах современного мира. Непризнанные государственные образования также станут претендовать на полный суверенитет, что чревато непредсказуемыми последствиями для всей системы международных отношений.
В последние годы игнорирование рядом государств, в том числе и единственной оставшейся сверхдержавой — США, норм и принципов международного права породило мнения о его «смерти». Однако нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения не свидетельствует о том, что их вовсе не существует. Международное право имеет целый ряд серьезных недостатков, бывают и коллизии между его нормами и принципами. Но эти недостатки постепенно преодолеваются благодаря усилиям мирового сообщества, которые оно прикладывает к прогрессивному развитию международного права. Иного инструмента сохранения мира и поддержания безопасности человечество пока не выработало.
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 261