Эффективность создания функциональных структур бизнес – системы. Пути оптимизации компетенций бизнес – систем

Функциональная структура системы управления является основой для проектирования организационной структуры управления, поскольку процесс формирования организационной структуры управления пред­приятием представляет собой прежде всего организационное закрепле­ние функций управления за подразделениями аппарата управления.

Переход от командно-административных к преимущественно эконо­мическим методам управления требует существенной перестройки функ­циональной структуры управления на всех уровнях — от предприятий до министерств, центральных экономических органов и правительства — при разграничении прав и ответственности каждого звена, установлении четкого взаимодействия между ними. Создание целостной системы уп­равления может быть обеспечено только за счет тесного взаимодействия всех основных функций управления — планирования, организации, эко­номического стимулирования и т. п., которые должны дополнять друг друга при правильном сочетании централизованных и демократических начал в управлении. Это требует перераспределения функций между раз­личными органами управления, расширения одних функций, сужения других и т. д.

Поскольку изменение функциональной структуры затрагивает грани­цы полномочий и ответственности органов государственного, местного и хозяйственного управления, а также собственника и аппарата управ­ления предприятий и организаций, постольку ее изменение может быть осуществлено через изменение нормативной и законодательной базы. Необходимо прежде всего на законодательном уровне разграничить фун­кции по управлению предприятием собственника имущества предприятия и наемного управленческого персонала. Их цели, а следовательно, и функ­ции не совпадают. Собственник предприятия в своей деятельности должен руководствоваться предпринимательской стратегией, раз­рабатываемой на основе стратегического планирования, целью ко­торой является сохранение предприятия за счет минимизации риска, укрепление достигнутых позиций и расширение дела. По­этому он заинтересован в интенсивной инновационной и инвестицион­ной деятельности за счет увеличения доли прибыли, направляемой на эти цели, и сокращения доли на оплату труда и социальные нужды. Управ­ленческий персонал не в меньшей степени интересует текущий успех, поскольку от этого зависит уровень его заработной платы, а соответственно, и иные пропорции в распределении прибыли. Од­нако если собственность предприятия распылена среди значительного числа акционеров, что имеет место на начальном этапе приватизации, то эти тенденции могут иметь обратную направленность.

Рассматривая развивающиеся функциональные структуры, можно отметить их следующие общие характерные особенности, и придти к выводу, что рост и развитие функциональных структур ведет к:

· Формированию группы функциональных “экспертов” - неприкасаемых;

· Формированию групп помощников экспертов, не отвечающих за общую эффективность бизнес-системы и заинтересованных только в исполнении своих функциональных обязанностей;

· Формированию “башен из слоновой кости”, отсутствию горизонтальных связей между подразделениями;

· Росту числа согласований, усложнению бизнес-процессов, вовлечению в деятельность избыточного количества компетенций, не влияющих на конечную эффективность бизнес-системы;

· Перегрузке руководителей и размыванию ответственности менеджеров

Такая ситуация ведет к перегрузке топ-менеджеров и резкому снижению эффективности предприятия в целом.

· Стратегии развития в данном кризисе координации бизнес-системы с точки зрения ТФТБ могут быть только три:

· Предпринять силовое решение о движении вперед и переходить к новой системе управления;

· Остаться на месте и существенно повысить риски потери бизнеса;

· Откатиться назад, сократив функциональные подразделения, что, на практике, возможно лишь теоретически.

В случае, если руководители и собственники бизнес-системы, не предполагают дальнейшего развития и увеличения объема операций, довольны сложившимся коллективом, организационной структурой и уровнем компетенций и ставят своей главной целью разгрузку высшего эшелона управления от решения оперативных задач, решение находится в функциональной плоскости – создании подразделении контроллинга.

В функции подразделения контроллинга, в таком случае, должны входить задачи:

· оперативного получения текущей производственной и административной информации,

· доведения до подразделений текущей управленческой информации

· обработки текущей информации информации, т.е. вопросы планирования, контроля, частично бюджетирования и управленческого учета

· передачи текущей оперативной производственной и административной информации руководителям для принятия решений.

На отдел контроллинга, как правило, накладываются следующие функциональные области:

· Учет (сбор и обработка информации, разработка и ведение системы внутреннего учета, разработка методов и критериев оценки деятельности)

· Планирование (информация для бизнес - планирования, система планирования, обмен информацией, агрегирование планов, контроль реализуемости)

· Контроль и регулирование (определение параметров контроля и границ отклонений, сравнение плановых и фактических величин, анализ отклонений и выработка корректирующих воздействий)

· Информационно-аналитическое обеспечение (архитектура ИС, стандартизация носителей и каналов, сбор и систематизация данных, определение типовых параметров и их статистическая обработка)

· Оценка макросреды (рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, законодательное регулирование, конкуренты, эффективность инвестиционных проектов)

· Специальные функции (калькуляция VIP заказов, предложения по стратегиям развития и новым продуктам и т.д.)

Таким образом, подразделение контроллинга никак не изменяет суть и принципы системы управления компании, оставляя ее в положении кризиса и низкой эффективности.

30. Понятие "недружественное поглощение" и "гринмэйл"

Традиционно термины «недружественное поглощение» и «рейдерство» тесно связывают с рынком слияний и поглощений – M & A (от английского mergers & acquisitions). Эти термины изначально являются заимствованными из англо-американского лексикона, что предопределяет их неоднозначное толкование при прямом переводе на русский язык. Кроме того, имеются существенные различия между смыслом, вкладываемым в термины «слияние» и «поглощение» в академической, научной сфере и интерпретацией этих понятий в деловой среде.

Так, в классическом (британском) определении, под слиянием (merger) понимается «объединение одной или более организаций в их общих интересах. Целью этого всегда является повышение эффективности». При этом отмечается, что слияния обычно осуществляются с согласия всех заинтересованных сторон.

Е.В. Чиркова в исследованиях, посвященных корпоративным финансам, выделяет следующие типы поглощений: дружественное слияние, основанное на переговорах руководителей компаний с последующим обменом акциями; враждебный (недружественный) захват корпоративного контроля, строящийся на прямом предложении акционерам компании о продаже акций; захват корпоративного контроля без консолидации контрольного пакета акций, построенный на получении контроля над советом директоров.

Понятие «недружественное поглощение» во многом является дискуссионным, что вполне можно объяснить отсутствием законодательного и научного определения такового. Поэтому, на наш взгляд, наиболее целесообразно будет определить характерные особенности данной операции.

Так, некоторые исследователи понимают под поглощением приобретение одной компанией контрольного пакета акций другой. При этом обе компании продолжают оставаться самостоятельными юридическими лицами, и слияния их организационных структур не происходит.

И.М. Пылаев, В.С. Тутыхин определяют недружественные поглощения как комплексную сферу деятельности, имеющую теоретические и, в определенном смысле, научные основы, законодательную и правоприменительную базу, исторические корни.

Р.С. Леонов отмечает, что в качестве термина, используемого в деловой практике, под недружественным поглощением понимается попытка получения контроля над компанией-целью, при этом имеет место сопротивление со стороны руководства или крупных акционеров такой компании. Также отмечается, что признание фактора «недружественности» происходит скорее из реакции акционеров и руководства компании-цели, особенно в случае, когда компания-агрессор выполнила все законодательные требования об афишировании своих действий.

М.Г. Ионцев определяет недружественное поглощение компании как «установление над этой компанией или активом полного контроля, как в юридическом, так и в физическом смысле, вопреки воле менеджмента и/или собственника этой компании или актива». При этом отмечается, что наиболее характерным признаком всякого недружественного поглощения является сопротивление компании-цели (крупнейших акционеров, менеджеров) действиям компании-агрессора.

В.В. Горбов рассматривает недружественное поглощение акционерного общества как получение над акционерным обществом и/или его имуществом и имущественными правами юридического и фактического контроля вопреки воле его основных акционеров путем использования несовершенства правового регулирования акционерных отношений и/или путем нарушения действующего законодательства.

При всем многообразии подходов большинство исследователей сходны во мнении, что «недружественное поглощение» предприятия – это установление контроля над юридическим лицом вопреки совокупной воле его собственников.

Рассмотрев вышеназванные определения, можно сделать вывод, что «недружественное поглощение» - это такие действия компании-агрессора, которые направлены на установление юридического и/или физического контроля над активами компании-цели вопреки воле и интересам ее органов управления, акционеров (учредителей) и работников.

Решая проблему формирования понятийного аппарата, необходимо отдельно остановиться на еще одном определении, тесно связанном с рассматриваемыми. Это понятие «корпоративного шантажа», которое наиболее часто используется в отношении акционерных обществ.

В зарубежной практике «корпоративный шантаж» называют «greenmail». Слово «гринмэйл» образовано по аналогии с английским «blackmail» («шантаж»), но только от прилагательного «green» («зеленый», по цвету американских банкнот). Некоторые приемы «зеленого шантажа» известны еще с XIX века, хотя само слово вошло в активное употребление в 1980-х.

В1аск`s Law Dictionary дает следующее определение этому понятию - процедура приобретения достаточного количества акций компании для того, чтобы создать угрозу его недружественного поглощения с последующей продажей акций обратно компании по повышенной цене.

С.П. Кушниренко определяет «гринмейл» (корпоративный шантаж) как совокупность способов вымогательства со стороны миноритарных акционеров под угрозой совершения недружественных по отношению к акционерному обществу действий, обычно сопровождающегося требованием выкупить акции по цене, в несколько раз превышающей их реальную стоимость.

Для более ясного понимания различий понятий корпоративного шантажа и недружественного поглощения следует привести его существенные характеристики. Корпоративный шантаж или «greenmail» характеризуется следующим:

 это форма вмешательства акционеров в деятельность акционерного общества, основанная на факте владения определенным количеством акций или возможности прямо или косвенно распоряжаться правом голоса, предоставляемым этим количеством акций;

 вмешательство направлено на создание у общества и/или его акционеров определенных негативных последствий в их финансово-имущественной сфере и приобретение таких выгод и преимуществ, которые не могли быть ими законно получены в обычных условиях хозяйственного оборота;

 действия корпоративных шантажистов носят формально законный характер, т.е. представляют собой определенную последовательность действий, не выходящих за формальные требования закона, но являющихся по своей сути ничем иным, как заранее спланированным злоупотреблением определенным лицом или группой лиц принадлежащими им правами акционеров;

 цель корпоративного шантажа заключается в получении отступных за прекращение своих разрушительных действий, но не состоит в получении контроля над акционерным обществом.

Из этого следует, что основным отличием корпоративного шантажа от недружественного поглощения является окончательная цель действий.

В зависимости от объема прав, которые предоставляет акционеру размер пакета акций, арсенал приемов «гринмэйлера» может включать в себя: постоянное судебное обжалование решений органов управления общества, требование созыва внеочередного общего собрания акционеров (чуть ли не ежедневное), жалобы в различные органы с целью инициировать проверки в отношении руководителей общества и крупных акционеров и т. д. Грамотно организованный «гринмэйл» внешне выглядит как защита акционером-миноритарием своих прав (доказать злоупотребление правами почти невозможно), при этом деятельность общества в значительной степени парализуется.

Рассмотрев особенности корпоративного шантажа, необходимо оговориться, что «гринмэйл» может быть как самостоятельной тактикой мелкого акционера, направленной на получение отступных, так и являться составной частью «рейдерства».

31. Характеристика особенностей национального гринмэйла. Принципы и способы борьбы с гринмэйлом.

Сценарий действий гринмейлера:

- разработка сценария и выбор акционерного общества для его реализации;

- приобретение небольшого пакета акций или получение доверенности от мелкого акционера;

- использование имеющихся или мнимых нарушений действий акционерного общества для дезорганизации ее деятельности;

- получение предложений о продаже своих акций по более высокой цене.

Методы действий гринмейлера:

- постоянные требования о проведении внеочередного собрания;

- жалобы в различные государственные органы с целью инициирования проверок в отношении общества, его должностных лиц и крупных акционеров;

- жалобы в ФКЦБ по непредоставлении в срок копий документов;

- признания собраний акционеров недействительными так как, например, не включены в списки кандидатов для назначении на должности (в списки для голосования) какие-либо лица;

- судебные иски на нарушения прав акционеров;

- предъявление исков к членам Совета директоров.

Возможности отечественного гринмейлера ограничиваются тремя объективными и одним субъективным условиями:

- количеством принадлежащих ему акций;

- бюджетом гринмейл-компании;

- административным и субъективным ресурсом, которым располагает гринмейлер;

- креативностью мышления его сотрудников.

Для успешной борьбы с гринмейлом необходимо помнить об основных принципах шантажиста:

- любой гринмейлер стремится к получению максимально возможной и скорой прибыли;

- гринмейлер обычно использует коррумпированных представителей власти;

- во многих своих действиях гринмейлер рассчитывает на то, что предприятие, ставшее объектом его пристального внимания, просто испугается и предпочтет даже не слишком выгодные договоренности войне;

- гринмейлер всегда использует в своей деятельности несовершенство действующего законодательства.

32. Разновидности компаний-агрессоров. Пример внутреннего устройства компании-агрессора

Разновидности компаний - агрессоров.

В качестве игроков-агрессоров наиболее распространены следующие группы:

1) Олигархи и финансово-промышленные группы, которые поглощают компании и их активы в целях своего развития или диверсификации уже существующих своих бизнес- империй, а так же для создания новых отраслевых холдингов.

2) Инвестиционные компании, сделавшие поглощения своим основным бизнесом. В дальнейшем поглощенные компании и их активы продаются по максимально высоким ценам заинтересованным лицам или остаются в собственном бизнесе.

3) Инвестиционные компании-посредники, действующие в интересах заказчика.

4) Инвестиционные компании - профессиональные гринмейлеры.

Все остальные игроки не представляют серьезной угрозы предприятию, хотя бы потому, что для успешной реализации проекта им необходимы большие материальные и административные ресурсы.

Наиболее опасными, разумеется, являются представители первой группы: олигархи и финансово-промышленные группы. Эти субъекты располагают значительными финансовыми ресурсами, которые многократно превышают возможности самой компании цели. На них работают лучшие специалисты в этой области. Кроме того, эти игроки активно используют административный, судебный и силовой ресурсы. Каким бы абсурдным и противозаконным ни был судебный акт, он имеет силу закона и обязателен для всех. Как показывает опыт, отменить незаконный судебный акт бывает непросто, так как серьезным препятствием для этого является тот же административный ресурс. В дальнейшем упомянутый ресурс повторно проявляется уже в творческом взаимодействии с соответствующей службой судебных приставов исполнителей решения суда и местными силовыми структурами. В конечном итоге, легитимные собственники предприятия в результате успешной силовой операции по перехвату управления, которую осуществляют судебные приставы исполнители под физическим прикрытием людей в масках, оказываются за воротами и вынуждены оспаривать незаконные действия своих оппонентов.

Представители второй группы: инвестиционные компании, зарабатывающие на перепродаже поглощенных активов и/или компаний, и, как правило, не так агрессивны Они стараются действовать менее жестко. Свою тактику они вынуждены вырабатывать, исходя из своих основных целей. Все дело в том, что актив, в отношении которого идут бесконечные судебные разбирательства, очевидно, является проблемным и продать его по максимальной цене невозможно. К явной агрессии названные инвестиционные компании, прибегают тогда, когда приобретают активы для себя, или когда начавшийся корпоративный конфликт уже не может быть урегулирован более или менее мирными способами. В зависимости от финансовых возможностей, которыми располагают такие компании, они могут использовать в своей деятельности все выше перечисленные ресурсы, но прибегают к ним, обычно, для стабилизации ситуации на начальной стадии проекта по недружественному поглощению. Под стабилизацией ситуации в данном случае понимается проведение компанией--агрессором комплекса блокировок в отношении компании-цели: аресты, всевозможные ограничения, лишающие компанию-цель возможности воспользоваться элементарными способами защиты.

Возможности и тактика действий представителей третьей группы - инвестиционных компаний-посредников, в основном, определяются возможностями их заказчиков. Обычно такие компании на начальной стадии проекта имеют скромный бюджет, поэтому им можно весьма результативно противодействовать также сравнительно малыми средствами. Компании-посредники довольно редко опираются на значительный административный, судебный или силовой ресурс, так как эти инструменты для них весьма дороги. Однако, если заказчиком выступает крупная структура, то возможности посредника серьезным образом возрастают.

Наиболее изощренными и наименее опасными являются представители четвертой группы - профессиональные гринмэйлеры. Их задача - получить отступные. Но очень важно понять истинные цели гринмейлера: он выступает в качестве участника проекта по недружественному поглощению, скрывая до поры главного игрока, или реализует собственную стратегию, создавая предпосылки к недружественному поглощению. Профессиональные гринмейлеры ведут себя достаточно жестко, сознательно создают себе устрашающий имидж, который во многих случаях является хорошим PR проектом.

Внутреннее устройство компании-агрессора

Структурно компания агрессор делится, как минимум, на три подразделения.:

1) отдел, отвечающий за сбор и анализ информации;

2) юридический отдел;

3) отдел, непосредственно занимающийся реализацией проектов по недружественным поглощениям (рейдеры);

Сборщики информации и юристы осуществляют в проектах по недружественным поглощениям вспомогательные функции. Задача первых состоит в том, чтобы собрать максимум информации о компании цели, с особым упором на сведения компрометирующего характера.

Задача юристов заключается в скрупулезном анализе добытых правдами и неправдами документов и сведений, а также в выработке юридической стратегии действий агрессора в отношении компании цели, ее менеджеров и акционеров.

Отдел, который непосредственно занимается реализацией проектов по недружественному поглощению, будет в дальнейшем разрабатывать собственную стратегию действий, опираясь на сведения, добытые работниками отдела сбора и анализа информации, а так же на выводы и рекомендации юристов.

Отсутствие нужной информации и компрометирующих материалов серьезно затруднит процесс выработки стратегии дальнейших действий и может привести даже к отказу от первоначальных намерений. Таким образом, внимательное отношение к защите информации и уважение к закону серьезно сужают круг потенциальных агрессоров, обеспечивая компании пассивную защиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: