ных» газет выделились серьезные еженедельные журналы, которые четко адресовались политической и дипломатической элите (например, британский «Экономист»), Для интеллектуалов — академической и исследовательской элиты, политически активных писателей и художников — определились и свои печатные СМИ. Так, французская «Либера- сьон» и британская «Гардиан» после событий 1968 г. стали более четко ориентироваться на тех «работников знания» (knowledge workers), которые и стали создавать новый интеллектуальный потенциал развитых рыночных демократий.
С другой стороны, постиндустриальное общество создавало новые группы «синих воротничков» — «пролетариата со средним образованием», образованных рабочих и мелких служащих, которые и составили основу среднего класса. Поэтому и возникла потребность в более структурированном по тематике, широте и глубине освещения действительности рынке популярной, массовой прессе. Возникновение так называемых промежуточных (mid-market) ежедневных газет в Великобритании, выросших из «верхушки» массовой прессы, четко обозначило появление «синих воротничков» в качестве нового объекта интереса рекламодателей. В сегодняшнем бурном развитии малого и среднего бизнеса рождение большого числа мелких предпринимателей становится еще одним аргументом в пользу сглаживания различий между качественной и массовой прессой.
Осмысливая эту тенденцию, можно говорить о расслоении качественной прессы на два уровня: первый адресуется «сливкам общества» — политической и бизнес-элите, второй — управленцам среднего звена, некрупным собственникам на средства производства, творческой и академической элите. Однако прежней пропасти между этими классами газет уже не существует: по тематике прежние массовые газеты уже незначительно отличаются от качественных (они, например, включают такие рубрики, как «Финансы», «Международная жизнь» и «Внутренняя политика»), В обратном направлении движутся бывшие элитные газеты: «Файнэншл тайме» известна во всем мире не только благодаря подробным биржевым сводкам и бизнес-аналитике, но и своим более «легким» разделам — литературной критики и моды. В зависимости от национальных традиций прессы и социальной структуры общества степень «близости» качественных и массовых газет варьируется. Наиболее тонка грань между качественными и массовыми газетами в странах Северной Европы, где в последние тридцать лет идет «приподнимание» популярных таблоидов над уровнем массовых газет, их превращение в «квалоиды». Примеры этого — норвежская «Дагбладет», Финские «Илта-саномат» и «Илта-лехти».
1 Кип^Ь. 51гатфс Мапа§ешет т гНе МесПа. ТНеогуЮ РгасИсе.!_.: За^е, 2008. Р. 17-80.
3 Зимен С.. Бротт А. Бархатная революция в рекламе. М.: Эксмо, 2003.
7-558«
В англосаксонских странах мы сталкиваемся, скорее, с обратной тенденцией: прежние качественные газеты второго уровня — в силу расширения среднего класса, интеграции в него новых социальных групп, прежде находившихся в нижних слоях общества, — расширяют аудиторию за счет привлечения «верхних слоев» читателей бульварной прессы. Классическим примером может быть лондонская «Тайме», сумевшая в середине 1990-х годов за несколько лет существенно увеличить тираж за счет привлечения новых читателей (главным образом — читательниц!) из среднего и низшего среднего классов. Проявлением тенденции к конвергенции элитной и популярной прессы в 2004 г. можно считать и переход широкоформатных газет на таблоидный формат («Тайме», «Индепендент»), свидетельствовавший об учете вкусов массовой аудитории прежде «высоколобыми» качественными газетами.
Сегодня многие группы наемных работников — высокопоставленные и высокооплачиваемые управленцы, «звезды» культурных индустрии — могут и значительно легче контролировать условия оплаты своего труда, чем мелкие собственники (акций или малых фирм), и получать несравнимо более высокие доходы. Такое «противоречивое классовое положение», присущее и собственникам, и несобственникам, приобретает широкое распространение в «срединных» группах. Они не относятся ни к социальным верхам, ни к социальным низам, но именно они представляют собой наиболее многочисленные группы практически во всех обществах. Такие группы выделяются в средний класс на основе уровня доходов, однако, имея сходные доходы, сильно различаются по многим проявлениям — стилю труда и отдыха, стилю потребления. Именно на эти различия и обращают внимание все более сегментирующиеся журнальный рынок, сектор кабельного ТВ, интернет-СМИ.
Важнейший аспект взаимоотношений между СМИ и аудиторией — экономический. В условиях массового рыночного производства именно он определял принципы содержательных бизнес-концепций, что влекло за собой создание необходимой рекламодателям массовой аудитории потребителей. Так возникла массовая (другие определения — бульварная, популярная) пресса, формировавшая массовую аудиторию сенсационными материалами. Так появились и общенациональные телеканалы универсального характера, предлагающие и сегодня значительный объем развлекательных программ. Несмотря на то что организационные модели массовых СМИ в различных странах оставались весьма непохожими, все они были тесно связаны с экономическими и социальными структурами индустриального общества массового потребления, с его рекламной индустрией.
С переходом общества на новые формы организации производства, с повышением доли сектора услуг в национальных экономиках большинства стран мира, с возрастанием роли образования как фактора экономического развития существенно меняется и социальная структура общества. В результате новое социальное деление проецируется на структуру современного медиарынка. Для множества развитых стран типичными трендами развития стали падение тиражей универсальных газет общенационального распространения, сокращение популярности общенациональных теле канатов дженералистского содержания, возникновение разветвленной системы специализированных СМИ, причем особенно заметно это на примере журнального рынка, рынка форматного радио и рынка кабельного ТВ. В данном контексте прекрасным примером была бы статистика по специализированным интернет-сайтам (или онлайновым СМИ), однако совершенно очевидно, что по разделам ее собрать невозможно.
Образованная аудитория стала требовательна не только к содержанию СМИ, она стала привередливой по отношению к рекламе. По этой причине эффективность назойливых рекламных объявлений на ТВ резко уменьшилась. Альтернативой последним становятся современные тенденции в развитии рекламной индустрии — увеличение числа серьезных программ (концерты классической музыки, документальные программы), снятых на деньги крупных спонсоров, повышение доли «про- дакт плейсмент» в рекламных бюджетах мировых брендов, рождение жанра «эдветориал» (от англ. advertising — реклама и editorial — редакционный материал, нечто вроде российского «на правах рекламы») в серьезной прессе. Это, несомненно, попытка предложить менее раздражающие формы маркетинговых коммуникаций образованным читателям.
Несложно спрогнозировать, что по мере становления «общества знаний», т.е. такого общества, в котором высокий уровень образования будет необходим все большему числу людей, их медиазапросы будут повышаться и индивидуализироваться — в соответствии с профессиональными потребностями и особенностями стиля жизни. И в этом особую роль будут играть информационно-коммуникационные технологии.
Исходя из природы взаимодействия СМИ и рекламодателей, предложенного медиаэкономистами, можно предположить, что СМИ стремятся либо к массовой, либо к четко определенным целевым аудиториям. Сегодня индустриальное общество с его массовым производством однородных потребительских товаров и четкой социальной структурой Уступает место постиндустриальному (или информационному) обществу. В нем мы не только наблюдаем, как возникает новая социальная структура с иными, чем прежде, экономическими и социальными ха-
Глава 3. Движущие силы развития медиабизнеса |
рактеристиками. Для СМИ наступают экономически сложные времена, поскольку прогресс И КТ предоставляет все новые и новые каналы доступа к фрагментируюшемуся обществу. Видео, спутниковое, кабельное ТВ, компакт-диски и DVD, телетекст, Интернет и мобильный контент — возможности для индивидуального выбора сегодня практически неограниченны.
Правда, внешнее разнообразие, создаваемое наличием множества канатов, не должно вводить в заблуждение. Перед обществом встают, по крайней мере, две ключевые проблемы. С одной стороны, «единое информационное пространство» гражданского общества, «общественная сфера», традиционно формировавшаяся массовыми СМИ, сужается. Возникает противоречие между осознанным гражданским подходом к выбору информации и множественными индивидуальными информационными (развлекательными) запросами, удовлетворять которые можно и без обращения ктрадиционным СМИ. С другой стороны, мно- численность медиаканалов в технологически продвинутых странах доводит принцип сегментации аудитории до полного дробления массовой аудитории на незначительные сегменты. Кабельные специализированные каналы или собственная картина мира, созданная благодаря активному поиску пользователя Интернета, позволяют отказаться от массовой газеты или национального эфирного телеканала, которые раздражают неотступной рекламой.
Спрос на СМИ рекламодателей. Второй движущей силой, объясняющей поступательное развитие медиаиндустрии как в глобальном масштабе, так и на национальном уровне, на протяжении всей истории развития СМИ остается спрос рекламодателей на СМИ, а точнее, на доступ к целевым аудиториям.
Разделяя спрос аудитории и рекламодателей, мы опираемся на основное положение медиаэкономики, рассматривающее СМИ как сдвоенный рынок. Речь идет о рынке товаров (где товар — это содержание) и рынке услуг (где услугой выступает организация доступа рекламодателей к аудиториям). Продавая «внимание» массовой аудитории рекламодателям, СМИ создали уникальную бизнес-модель, которая позволяет не только финансировать деятельность медиакомпаний. Эта бизнес-модель лежит в основе всей системы сбыта рыночной экономики: без рекламы, адресованной массовому потребителю, индустриальное общество, возникшее в результате промышленной революции, вряд ли смогло бы добиться реального экономического прогресса. СМИ стали важнейшей информационно-коммуникационной инфраструктурой рыночного капитализма, и потому его развитие неизбежно стимулирует развитие медиаиндустрии.
Это положение легко иллюстрируется простым фактом. В течение 2000-х годов объем мирового рекламного рынка постоянно рос, при этом львиная доля средств продолжала направляться в средства массовой информации (табл. 12).
Таблица 12
Рекламные вложения в основные рекламоносители, млрд долл.
|
Источник: ZenithOptimedia, 08. 10. 2008. |
Спрос рекламодателей на СМИ можно рассматривать в нескольких аспектах. Рекламодатели стремятся к стимулированию продаж, информируя потребителей о самих товарах и услугах, о местах и формах их продаж, о ценах на них. Распространение потребительской информации позволяет позиционировать рекламируемые продукты по отношению к их конкурентам, формировать лояльность (см. подробнее в гл. о маркетинге).
Однако помимо потребности на СМИ в качестве «чистого» канала распространения своих рекламных сообщений спрос рекламодателей на СМИ учитывает и определенные характеристики самих масс-медиа. Спрос рекламодателей включает в себя:
■ подходящий контекст медиаконтента;
■ необходимое качество медиаконтента;
■ низкую цену на рекламную площадь/рекламное время;
■ высокое качество обслуживания самой медиакомпанией.
Для журналистики подобные требования часто означают непрямое, но весьма существенное давление со стороны рекламодателей, возможность влияния на выбор редакцией тем для освещения, формирование повестки дня, использование журналистами своих профессиональных Ценностей. Несмотря на все опасности и проблемы, удовлетворение медиакомпаниями спроса рекламодателей пока остается единственной экономически эффективной моделью существования медиаиндустрии.
В результате спрос рекламодателей становится той движущей силой, которая сформировала в современной медиаиндустрии систему финансирования медиапредприятий. Для медиакомпаний взаимоотношения с рекламодателями становятся ключевым фактором рыночного успеха, поэтому неудивительно, что, удовлетворяя спрос рекламодателей, СМИ разрабатывают различные системы изучения своей аудитории. Анализ показателей реализации СМИ (тиражи, рейтинги), социологические опросы, выясняющие удовлетворенность аудитории содержанием и знание медиа- брендов, — эти и многие другие направления изучения аудитории призваны стимулировать спрос рекламодателей на масс-медиа.
Спрос рекламодателей на СМИ, как и спрос аудитории на медиа- контенг, — категория динамическая. Однако причины изменения спроса в обоих случаях различны. Если для динамики спроса со стороны аудитории важнейшей причиной является развитие самой аудитории/общества, то для динамики спроса со стороны рекламодателей главным стимулом изменений становится общеэкономическая ситуация. Ведущий медиаэкономист Р. Пикар считает, что спрос рекламодателей в значительной степени определяется состоянием розничных продаж, стимулирующих вложения в рекламу:
розничные продажи —> увеличение валового внутреннего продукта -> —> рост рекламных затрат.
Очевидно, что спад в темпах экономического роста неизбежно приводит к снижению спроса рекламодателей на СМИ. Последствий такого снижения, по мнению Р. Пикара, как минимум три:
■ закон «большого пальца» (rule of thumb)-. 1 %-ное снижение ВВП ведет к 3-5%-ному снижению рекламных затрат;
■ опережающий рост рекламных затрат при повышении ВВП по сравнению с его ростом;
■ формирование рекламодателями рекламных бюджетов в процентном соотношении к росту розничных продаж.
Естественно, что у наиболее крупных компаний, имеющих высокие доходы от розницы, наивысшие рекламные бюджеты (табл. 13).
Подводя итоги данного параграфа, можно отметить, что две важнейшие потребности — потребность аудитории в содержании СМИ и потребность рекламодателей в доступе к целевым аудиториям потенциальных потребителей — заставляют все внимательнее относиться к масс- медиа и журналистике не только как к политическому, социальному, культурному, но и как к экономическиму институту. При этом важно подчеркнуть следующие обстоятельства:
■ усиливается включенность СМИ в систему рыночных отношений, та роль, которую они играют в стимулировании потребления, что объясняет сохранение спроса на СМИ рекламодателей;
■ вне зависимости от типа экономической системы, в которой действуют СМИ, они остаются в сердцевине политических процессов современного общества, что объясняет постоянный спрос на содержание со стороны аудитории;
■ спрос аудитории на СМИ предполагает комплексное удовлетворение потребности аудитории в медиасодержании, а сами СМИ сохраняют при этом ключевую роль в процессах информирования и просвещения, обеспечения политического процесса, формирования и развития культурной идентичности, организации свободного времени и развлечения аудитории.
3.2. Процессы коммодификации содержания и аудитории
На рубеже 1950-1960-х годов Д. Смайт выдвинул гипотезу о том, что одним из «товаров» СМИ является аудитория. Он считал, что меди- аиндустрия возникает только тогда, когда медиакомпании конструируют и производят аудиторию СМИ. доступ к которой затем продается рекламодателям. Д. Смайт указывал, что в условиях рынка происходит размывание границ между такими сторонами жизни человека, как «работник» и «покупатель», и в рабочее время наемные работники занимаются производством предметов потребления, а в нерабочее сами становятся предметом потребления рекламодателей. В результате аудитория превращается в предмет производства медиаиндустрии и в предмет потребления рекламодателей[32].
Содержание СМИ становится в этих условиях способом привлечь аудиторию, а создание аудитории, «продаваемой» рекламодателю, путем предложения ей определенного контента, является основной формой извлечения прибыли в медиаиндустрии. В дальнейшем именно на основе этого предположения была разработана концепция сдвоенного рынка СМИ, интегрировавшая рынок товаров (содержания) и рынок услуг (доступ рекламодателей к целевым аудиториям)2.
Показательно, что концепция сдвоенного рынка СМИ в одинаковой степени популярна и среди медиаэкономистов, и среди политэко
номистов СМИ. Последним она дала основания разрабатывать такое понятие, как коммодификация (commodification) — процесс трансформации пользовательской ценности коммуникационных продуктов, аудитории и труда в меновую ценность. Этот процесс, как отмечает канадский исследователь В. Моско, имеет ту же природу, что и процесс коммерциализации, но характеризуется всеохватностью. Коммодификация предполагает, что сами отношения между людьми — субъектами рынка — принимают форму «товара» (commodity), имеющего фантомную объективность и являющегося источником стоимости, которая определяется рынком и на рынке[33].
Коммодификация содержания. Исследователями уже давно было определено, что наиболее очевиден процесс коммодификации в сфере производства содержания. Известный французский социолога. Мольвкниге «Социодинамика культуры» (1966) попытался объяснить многие явления культуры через призму рыночной философии и экономических концепций рынка. Отталкиваясь от высказывания Э. Дюркгейма о том, что общественные феномены суть вещи (т. е. измеряемые и оцениваемые явления. — Е.В.), а. Моль перебросил мостик от понятия информация/сообщение к экономической теории. Опираясь на теорию информации, предлагающую рассматривать информацию в материалистических понятиях, применительно к последней он ввел понятие «товар»[34].
Информация, обращающаяся в современном обществе как товар, может быть приравнена ко многим другим товарам. В предыдущей главе было сказано, что стоимость информации в СМИ как товара измеряется и деньгами, и временем, и даже вниманием аудитории, т.е. любыми известными экономической науке редкими ресурсами. Интересно, что А. Моль подчеркивает важность не статичной информации, существующей вне коммуникации, информации как таковой, но именно распространяемой, присутствующей в коммуникационных системах, т.е. информации динамической. Она имеет разную ценность для журналистов и для аудитории, однако в современных условиях понятия товарного обмена распространяются и на все нематериальные явления. В результате возникают «коммуникационные товары» — т.е. информационные продукты, стоимость которых формируется не только в процессе производства (в случае СМИ — журналистами, редакционными коллективами, авторами рекламных сообщений), но и в процессах распространения и потребления аудиторией содержания, ведущих к возникнове
нию целевых аудиторий, на которые «выходят» рекламодатели. Именно процесс социальной, массовой или немассовой — в зависимости от типа контента и «широты» коммуникации, т.е. распространения и потребления содержания, произведенного редакциями СМИ, — и создает основную ценность контента.
А. Моль подчеркивает, что в современном обществе «человек экономический» (homo economicus) трансформируется в «человека социального» (homo socialis), поскольку «в наше время все виды человеческой деятельности уже не сводимы к обмену товаров, во всяком случае, без распространения понятий товарного обмена на такие нематериальные факторы, как сила идей, власть культуры, цена гениальности»1.
Ни экономическое, ни социальное бытие современного человека невозможно без его участия в процессах массовой коммуникации. Опираясь на это обшее положение, можно сделать важный вывод и для ме- диаиндустрии: значительная часть стоимости массовой информации, т.е. содержания СМИ, формируется в процессе межличностной и все больше массовой коммуникации. В результате происходит трансформация современного человека в «человека коммуникационного» (homocommunicatus), что является сегодня важнейшей характеристикой современного общества. «Человек коммуникационный» — это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется информационными продуктами, создаваемыми СМИ и потребляемыми в процессах массовой/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида:
homo economicus —> homo socialis —> homo communicatus.
Пытаясь совместить материальную и знаковую часть мира, А. Моль приходит к выводу о том, что мир знаков «не тождествен материальным носителям знаков, хотя и обязательно связан с ними определенными отношениями... Появление средств массового распространения информации подчеркнуло значение материальной стороны знаков... В рамках Диалектики абстрактного и конкретного, материального и нематериального современная техника коммуникации играет важную роль — сближает идеи, формы, элементы культуры с миром вещей и наделяет их свойствами вещей»2.
Таким образом, ценность/полезность информации (в данном случае — содержания СМИ) для общества и в конечном счете — для аудитории формируется не только в процессе ее создания журналистами.
редакционными коллективами, но и в процессе социального распространения, коллективного и индивидуального потребления аудиторией.
Теоретические подходы к понятию «аудитория». Соглашаясь с утверждением, что аудитория СМИ имеет экономическую ценность, прежде всего для рекламодателей, констатируем, что аудитория в экономике СМИ является одновременно и потребителем (содержания), и продуктом, произведенным для рекламодателя. В этом состоит ключевая, двойственная особенность медиаиндустрии, которая отличает ее от других индустрий и превращает масс-медиа в сдвоенный рынок товаров и услуг. Товаром на нем выступает содержание, а услугой — «предложение» доступа к аудитории рекламодателям.
Изменения в обществе, происходившие со второй половины XX в., постоянно преобразовывали аудиторию СМИ. У последней возникали качественно новые характеристики, обусловленные развитием экономики, систем культуры и образования, процессами национального и глобального происхождения. Природа современного постиндустриального или, в терминах ряда исследователей, информационного общества существенно трансформировалась: массовое промышленное производство в экономике сменилось производством, направленным на учет нужд отдельных потребителей. Его все чаще стали называть кастомизирован- ным производством, четко ориентированным на клиента. Управленческие схемы ушли от жесткой иерархии к гибким сетевым структурам, в бизнесе существенно возросла роль И КТ, превратившихся в важный элемент производства. Все это напрямую отразилось и на экономике СМИ. В формирующемся информационном обществе основная часть производства сосредоточилась в нематериальной сфере, а возникающий в процессе этого кластер индустрии содержания, в котором основное место занимает индустрия СМИ, приобрел одну из ключевых ролей.
Индустрия содержания (от англ. content industry (-ies) можно перевести и как «индустрия производства содержания») формируется под непосредственным воздействием прогресса ИКТ. Как было сказано в предыдущей главе, это привело к заметному увеличению числа каналов и носителей, распространяющих содержание СМИ. Но становление индустрии содержания стало прямым продолжением процессов социальной трансформации, при которых внутри современного общества — на основе новых признаков (экономических, геодемографических, образовательных, тендерных, стиля жизни) — выделилось большее число новых социальных групп. Отвечая на информационные запросы этих сегментов аудитории, индустрия содержания начала производить продукты более индивидуализированные, учитывающие запросы отдельных потребителей, что способствовало дальнейшей фрагментации ауди
тории. В результате произошло размывание традиционных основ экономики СМИ, базировавшейся на конструировании массовой аудитории для последующей организации доступа к ней рекламодателей — производителей товаров массового потребления.
В теоретических исследованиях взаимоотношения СМИ с аудиторией описываются множеством концепций, которые, однако, сводятся к небольшому набору базовых теорий. В их основе лежит линейная модель коммуникации К. Шэннона — У. Уивера, которые впервые схематично представили процесс передачи сообщения.
В соответствии с этой схемой, от источника информации сообщение попадает отправителю/передатчику, преобразующему/кодирующему его в сигнал, передаваемый получателю/приемнику, который может быть как самим адресатом, так и его декодирующим устройством. Эта модель предполагает, что в процессах передачи сигнала присутствуют шумы, которые также могут сопровождать процессы кодирования сообщения на этапе передачи и декодирования — на этапе его приема. Адресат (т.е. аудитория) вданной модели рассматривается как пассивный элемент системы, и принцип обратной связи, а также возможность выбора источника сообщения и канала его получения в модели не разрабатываются.
Основные направления последующих исследований — модели М. ДеФлёра, Б. Уэстли — М. Маклейна, У. Шрамма — обратили особое внимание на обратную реакцию адресата, на его интерпретирующую роль в самом коммуникационном процессе и вдекодировке сигнала. Согласно взглядам этих авторов, массовая коммуникация — это саморегулирующийся процесс, который направляется интересами и запросами аудитории (речь как раз и идет о понятии спроса), формирующимися в ответ на предложение со стороны СМИ. Как видим, значительное влияние на эти модели оказывает рыночная философия, которая часто выпускает из внимания общественную составляющую в деятельности масс-медиа.
Сегодня очевидно, что процесс массовой коммуникации ни в коем случае не однолинеен. Напротив, он подвергается многочисленным воздействиям со стороны аудитории — на источники информации, на
журналистов (кодировщиков и декодировщиков сигнала), на сам сигнал и на технологии его передачи. Исходя из линейной модели коммуникации К. Шэннона — У. Уивера, моделей Б. Уэстли — М. Маклейна и У. Шрамма, исследователи все-таки обратили особое внимание на реакцию реципиента, т.е. на факт удовлетворения аудитории как важнейший индикатор эффективности массовой коммуникации. Эти модели были с большим энтузиазмом восприняты американскими исследователями массовой коммуникации. Опираясь на реалии СМИ в условиях рынка, они придали важное значение процессу восприятия аудиторией рекламных сообщений, ее последующей реакции на рекламу, выражавшейся в акте покупки рекламировавшихся товаров и услуг. Правда, в нормативных теориях СМИ — от авторитарной до социально ориентированной, обосновывавшей западноевропейскую концепцию общественного вещания, необходимость учета потребительских интересов аудитории ушла на второй план. Это прежде всего объяснялось важностью тех задач, которые общество (или его элиты) ставили перед СМИ.
На протяжении всего XX в. концепции аудитории представляли значительный интерес для исследователей СМИ. Ключевая причина этого состояла в том, что в странах с рыночной экономикой рекламодатели были напрямую заинтересованы в знании своих потенциальных покупателей. Правда, зачастую между аудиторией и потребителями ставился знак равенства, что минимизировало социально-культурное значение деятельности масс-медиа. И в социалистических странах аудитория в качестве объекта изучения вызывала не меньший интерес. В условиях идеологически детерминированных режимов политики представляли своего рода рекламодателей, поскольку именно они были заинтересованы в лояльности аудитории и одновременно фактически финансировали медиаиндустрию в условиях плановой экономики, которую часто называли «номенклатурным капитализмом».
После Второй мировой войны в различных странах были проведены исследования аудитории СМИ с пристальным вниманием к тем эффектам, которые на них оказывали журналисты и масс-медиа в целом. Сегодня эта область, пожалуй, предстает одной из наиболее разработанных. От теорий «магического снаряда» и «подкожной иглы» к теории ограниченных эффектов и снова к теориям масштабных воздействий, планируемых и непланируемых эффектов — такой многоступенчатый путь прошли исследования эффектов СМИ с начала 1920-х годов, когда Г. Ла- суэлл и У. Липманн заложили основы изучения этих эффектов.
В целом, несмотря на многочисленные попытки изучить ответные реакции аудитории, исследователи СМИ относились к аудитории достаточно схематично. Она не воспринималась ни как активный элемент,
ни как сложносоставная общность, ни как среда, в которой действуют СМИ. ни как основной компонент схем финансирования медиаиндуст- рии. Лишь с формированием экономики, ориентированной на потребителя, структурированием общества под воздействием демографических, политических, образовательных процессов, ускорением прогресса технологий, вызвавшим реструктуризацию СМИ и изменения в поведении аудитории, стала очевидной необходимость более внимательного анализа последней.
Коммодификация аудитории. Выросшая из политэкономии СМИ концепция коммодификации аудитории напрямую связана с экономическими особенностями медиаиндустрии. Сам факт приобретения аудиторией свойств товара обусловлен сложившимися в медиабизнесе схемами финансирования.
Подобный подход подтолкнул американского исследователя Ф. Наполи к более детальному исследованию аудитории как основного «товара» СМИ[35]. Конкуренция на двух рынках оказывает большое влияние на медиаиндустрию, и последствий ее можно выделить несколько.
Во-первых, возникает прямая зависимость между рынком содержания и рынком аудитории: размер и структура аудитории является функцией от контент-стратегий медиапредприятий.
Во-вторых, внутри индустрии СМИ возникает самостоятельный сегмент, приносящий существенные прибыли, — сегмент медиаизмерений. Рассматривая его в неразрывной связи с современным медиарынком, Ф. Наполи выделяет и отдельный рынок аудитории, на котором действуют три типа компаний. Это компании СМИ, рекламодатели и ме- диаизмерительные компании. Основанием, позволяющим выделить этот рынок, становится согласованная деятельность на нем всех трех типов компаний. Цель такой деятельности — моделирование поведения аудитории путем изучения характеристик аудитории и самих СМИ с учетом их структурных и индивидуальных особенностей, а также последующее тестирование новых типов медиа и содержания.
В-третьих, несмотря на возникновение самостоятельного сегмента медиарынка — сектора медиаизмерений, Ф. Наполи обращает внимание на большую сложность в выделении, описании и измерении целевой аудитории.
■ |
Он вводит несколько отличающиеся друг от друга формы аудитории — предсказанную, измеренную и фактическую, которые составляют единый продукт. Предсказанная аудитория — это первый компонент конечного продукта, причем именно он, хотя еще и не созданный, оказывается проданным рекламодателю. Измеренная аудитория — главная ценность на рынке аудитории: это она подтверждает или опровергает правильность контент-стратегий предприятий СМИ по привлечению аудитории, свидетельствует в пользу или против решения рекламодателя о размещении рекламы на данном медианосителе. Фактическую, реальную аудиторию объективно нельзя описать полностью посредством первых двух понятий. Существует даже предположение, что реальную аудиторию вообще невозможно измерить, поскольку всегда останутся пробелы в понимании того, в течение какого времени и с каким вниманием аудитория потребляла контент СМИ.
Проанализировав концепции аудитории как «товара СМИ», следует подчеркнуть несколько обстоятельств. С одной стороны, концепция практически не учитывает роль социального (гражданского) и индивидуального (потребительского) компонентов. Сказать поэтому, каковы окажутся структура и поведение аудитории при потреблении СМИ, пока не может никто. Особую роль здесь играют изменчивые вкусы и симпатии потребителей, которые могут совершенно неожиданно отреагировать на медиаконтент[36]. С другой стороны, в результате активного развития технологий СМИ, резкого увеличения числа каналов, способных распространять контент и рекламу, конкуренция за внимание и рекламодателей и аудитории возрастает. Вместе с сокращением времени, которое отводится потреблению конкретного СМИ в условиях разнообразия информационных каналов, современный человек вынужден реагировать на возрастающие сложности современной жизни. Необходимость в постоянном повышении квалификации во внерабочее время, увеличение интенсивности потоков городского транспорта, потребности в сохранении здоровья в условиях усиливающихся стрессов, важность ежедневного общения с семьей — эти и другие разнообразные аспекты современного образа жизни снижают внимание аудитории к СМИ, подчас превращая их в навязчивый бытовой фон. Погоня за вниманием аудитории становится смыслом деятельности медиапредприя- тий, и потому все большую актуальность приобретает концепция «экономики внимания», в фокусе которой — внимание аудитории как основной редкий ресурс современной медиаэкономики2.
Фрагментация аудитории. Важнейшим явлением экономической жизни, оказавшим воздействие на развитие современного общества, стало возникновение промышленного (или индустриального) капитализма. Его отличительная особенность — постоянное расширение производства, непрерывное обновление производственных технологий, что вело к повышению объемов производства и непрекращающемуся стимулированию потребления. Промышленный капитализм породил крупные национальные и транснациональные корпорации, которые вызвали стремительный рост городов и глобальное расширение рынков сбыта. Урбанизация, повышение уровня образования, необходимого для успешной профессиональной карьеры, и увеличение свободного времени также стали важными последствиями экономического развития капитализма.
Все это — правда, в скрытой форме — содержало предпосылки становления экономики СМИ в ее современном виде. Массовое производство и распространение новостей и развлечений — две основные функции медиапредприятий — оказались необходимыми именно в условиях больших рекламных рынков. В результате аудитория СМИ стала рассматриваться как неструктурированное сообщество потребителей, за которыми часто не признавались сколько-нибудь значимые общественные роли. В обществе массового потребления масс-медиа стали выполнять двойную роль. С одной стороны, они организовывали доступ рекламодателей к потенциальным покупателям, предлагая им тот тип содержания, который конструирует нужные рекламодателям сообщества. С другой — сами СМИ превратились в инструменты распространения консьюмеризма, поскольку информация стала использоваться в качестве средства, с помощью которого корпоративный капитализм убеждал людей, что потребление — существенный и неизбежный элемент их образа жизни. Чем более диверсифицированной оказывалась система СМИ, чем выше была степень интеграции прессы, ТВ и новых медиа, тем более эффективной становилась деятельность СМИ по пропаганде потребительского образа жизни.
СМИ — какими мы их знаем сегодня — возникли как экономический механизм промышленного капитализма, стимулирующий процесс сбыта массовых товаров. В ходе развития капиталистической экономики масс-медиа оказались в центре взаимоотношений рекламодателей и потребителей, отождествленных с аудиторией, — во всяком случае, в одной из ее ипостасей. При формировании массового рынка потребления значительную роль сыграли, к примеру, таблоиды Великобритании. В процессе их развития со второй половины XIX в. сложились такие важные для массовой реализации потребительских товаров институты,
как аудит газетного тиража и ассоциации рекламодателей. Несомненно, это были именно те организации, которые способствовали быстрому развитию британской экономики потребления, контролируя прозрачность газетного бизнеса и обеспечивая становление наиболее эффективных рекламоносителей — британских общенациональных газет.
В течение XX в. важнейшая модель организации производства — фордизм как система массового производства товаров потребления — была вынуждена приспосабливаться к менявшимся запросам потребителей. Дифференциация вкусов потребителя, вызванная его меняющимся образом жизни, уровнем образования и стремлением выделиться из «обшей массы», потребовала от товарного производства большей индивидуализации конечного продукта. В результате экономика начала переходить на рельсы «гибкой специализации», учитывающей специфические запросы различных групп потребительского рынка. Естественно, что рекламодателям понадобились более сегментированные медиа: с середины XX в. активно развиваются рынки специализированных журналов для узких целевых групп и форматного радио, выстроенные в соответствии с музыкальными вкусами целевых аудиторий, их возрастом, уровнем доходов и образования, этнической и даже религиозной принадлежностью.
С появлением Интернета выделение сегментов среди его пользователей, благодаря привлечению специального программного обеспечения, стало еще более эффективным, и потому современный рекламодатель в поисках наиболее действенных рекламоносителей все внимательнее смотрит на Интернет. Достижение аудитории не столько массовой, сколько именно той, которая обязательно воспользуется рекламой, — это и есть предел мечтаний любого рекламодателя, это и есть «попадание в десятку» его рекламного сообщения. И чем более индивидуализированным будет потребительский продукт или услуга, тем более сегментированное СМИ потребуется рекламодателю. Концепция нишевых товаров, ориентированных на индивидуализированное потребление, вызывает к жизни нишевые СМИ, чье экономическое благополучие базируется на предложении узкоспециализированного содержания. Конструируя нишевые аудитории привлечением сегментированных аудиторий, такие СМИ могут процветать, эффективно работая с небольшим кругом рекламодателей.
Это положение прекрасно иллюстрируется примером традиционной журнальной индустрии. Многие журналы, публиковавшие материалы на общие темы, давно потерпели крах. Но узкоспециализированные по интересам издания, изначально ориентированные на небольшие аудитории, процветают. Спортивные журналы общего типа потеснились
на полках киосков, чтобы уступить место примерно сотне самых разных иллюстрированных спортивных изданий, начиная от журналов для женшин/мужчин и кончая журналами для поклонников отдельных видов спорта, самых редких и экстремальных.
Проанализируем недавний и довольно типичный пример. Одним из наиболее успешных проектов на немецком рынке печатных СМИ в начале 2000-х годов стал футбольный журнал «11 фрейнде». Созданный для той ниши рынка, где уже существовали специализированные издания с анализом рейтингов футбольных команд и техники их игры, этот проект привлек читателей вниманием к «человеческому измерению» футбола. Пережив кризис немецкого рекламного рынка в начале 2000-х годов, этот журнал достиг в 2005 г. тиража в 75 000 экз. Причина успеха — живо написанные материалы о том, чем привлекает болельщиков игра: о человеческих качествах игроков, об их любви к футболу, об истории этого вида спорта. Как отмечали эксперты медиарынка, такие журналы об отдельных видах спорта и ярких спортсменах становятся популярными не только в Германии, но и в Великобритании, Нидерландах, во Франции. Часто такие издания вырастают из интернетовских фэнзинов (англ. Fanzine — журнал для поклонников), но в условиях коммерциализированной и ориентированной на усредненный вкус массовой прессы в эпоху индивидуализирующегося потребления именно они становятся наиболее привлекательными для рекламодателей.
Процесс фрагментации аудитории вызывает озабоченность не только у самих СМ И. Он не может не волновать и рекламодателей, поскольку им он несет опасность дробления потребления и возникновения мелких целевых групп потребителей. И для рекламной индустрии, и для индустрии СМИ прежний опыт взаимодействия с массовой аудиторией уже не подходит. Вместо традиционных рецептов ее конструирования — «желтой» сенсационной прессы, блокбастеров, популярных массово- культурных программ, ориентации на усредненный вкус, рекламистам и журналистам приходится считаться даже с небольшими различиями в интересах и предпочтениях современных, активных и придирчивых потребителей.
Вместе с изменением потребительского поведения людей начала меняться и сама структура СМИ. Дифференциация заметна даже на ТВ, не говоря уже о наиболее фрагментированной прессе или Интернете. Фрагментируются носители в рамках одного вида СМИ, например, появляется множество газет, журналов, радио- и телеканалов на любой вкус и кошелек. Фрагментируются и сами типы медианосителей. Сегодня Для удовлетворения индивидуализирующихся запросов аудитории один и тот же тип контента, например телепрограмма на историческую тему.
может быть предложен как на каналах обычного эфирного ТВ, так и на кабельном канале, в Интернете, на видеокассете или DVD. Следовательно, фрагментарность характеризует не только количественный объем аудитории, но и время ее обращения к содержанию СМИ. Для самих СМИ и для рекламодателей появляется возможность разместить контент и рекламу в разных местах — начиная от традиционных газет и заканчивая мобильными телефонами. Для достижения приемлемого охвата целевой аудитории растет необходимость и значение мультимедийное™ компании, т.е. использования различных по типу медианосителей, что увеличивает не только охват, но и силу рекламного воздействия.
В условиях фрагментации аудитории концентрация медиабизнеса становится неизбежной: многопрофильные предприятия возникают как реакция на потерю прежних экономических основ. Под крышей одной компании концентрируются различные виды медиабизнеса для комплексного информационного и рекламного обслуживания всех сегментов аудитории. Если сегодня медиакомпаниям не удается обслуживать массовую аудиторию сразу, они находят новые пути:
■ собирают под единый зонтик медиаконцерна как можно больше сегментов, на которые дробится прежде массовая аудитория, путем концентрации в своей собственности различных СМИ, покупки конкурентов;
■ предлагают этим сегментам как можно больше медиапродуктов на различных медианосителях, для того чтобы получить выход на индустрию развлечений;
■ изучая потребительские профили возникающих сегментов аудитории, предлагают рекламодателям сведения об аудитории на совершенно новых финансовых условиях.
Единственное, что становится очевидно в результате анализа процесса фрагментации, — это становление новых основ экономики СМИ. Особенность сегодняшней экономики заключается в том, что размеры рынков для массового производства постоянно уменьшаются, вызывая изменения в экономике СМИ. Это происходит в значительной степени потому, что потребительское поведение аудитории быстро меняется. А это не в последнюю очередь связано с трансформацией социальной структуры общества, которая становится все более сложной, как бы перемешанной — и в демографическом, и в региональном отношении.
Прогресс ИКТкак фактор фрагментации аудитории. Общая для информационно богатых стран социальная динамика, преобразующая аудиторию, дополняется цифровой эволюцией самих СМИ. В результате появления новых медиа рождается более дробная аудитория. Про
явления этого процесса американские телесети ощутили уже на рубеже 1980-1990-х годов. Р. Ньюман отмечал противоборство двух основных стандартов поведения аудитории. С одной стороны, зрители продолжали пассивно присоединяться к просмотру наиболее популярных программ, демонстрировавшихся сетями. С другой — кабельные и спутниковые телеканалы создали новые возможности для удовлетворения индивидуальных запросов зрителей, которые все активнее и осознаннее подходили к формированию своего персонального набора телепрограмм.
Технология, таким образом, оказывала прямое воздействие на традиционные рыночные структуры телеиндустрии, размывая олигополию сетей наземного аналогового вещания в экономически развитых странах мира. Как известно, рыночное доминирование телесетей в США традиционно основывалось на общенациональном охвате и высоких долях аудитории. Почти полвека назад три основные сети — «Си-Би-Эс», «Эй-Би-Си», «Эн-Би-Си» — собирали у экранов в прайм-тайм от четверти до трети общенациональной аудитории, фактически не оставляя независимым станциям никаких шансов на успех в эти часы. Сегодня доля зрителей, которые смотрят в прайм-тайм программы сетей, опустилась до 6-10%, и даже эти невысокие показатели воспринимаются сетями как вполне приличные. Ситуация изменилась и в ночное время. Если традиционно на долю сетей приходилось 90% ночной аудитории, то в последнее десятилетие этот показатель не превышает 50%. Американцы проявляют все больший интерес к каналам кабельного ТВ, независимым станциям, не входящим в структуры сетей, интернет-вешанию. Все это разрушает прежде монолитную массовую аудиторию, создавая более узкие фрагментированные аудитории.
В политико-экономических исследованиях процесс фрагментации аудитории часто рассматривается через призму взаимодействия спроса и предложения. Теоретически рыночные механизмы нацелены на выявление потребительского спроса и удовлетворения его путем адекватного предложения товаров и услуг. Хотя процесс фрагментации аудитории в целом укладывается в эту схему, вряд ли можно утверждать, что действительность столь линейна и однозначна. Например, развитие телевизионного сектора в странах Западной Европы в последнее десятилетие стимулируется не столько подробным изучением зрительских интересов и предпочтений (спрос), сколько технологическим прогрессом (кабельное и спутниковое ТВ, цифровое и интернет-вещание, мобильные услуги), что вначале изменяет предложение и только потом начинает ориентироваться на спрос.
Важнейшим обстоятельством здесь выступает такой ограниченный ресурс, которым располагают зрители, как время. Несмотря на многочисленность своих запросов и предпочтений, зритель в среднем тратит достаточно ограниченный объем времени на просмотр ТВ. Даже в наиболее «телевизионных» странах — США, государствах Южной и Восточной Европы — время, проводимое зрителями перед телеэкранами, редко превышав! фи часа. Это неудивительно, поскольку источником, из которого зрители черпают свободное время, остаются часы досуга. Очевидно, что они небезграничны, и процесс диверсификации «индустрии развлечений» постоянно уплотняет время аудитории. В условиях постоянного увеличения числа телеканалов, которые, несмотря на декларации о предложении уникальных нишевых стратегий, становятся похожими друг на друга и зрители просто выбирают между ними. Тем самым процесс технологического развития СМИ вступает в противоречие с основами традиционной медиаэкономики. В результате предложения новых технологических услуг «обслуживания» рекламодателей ухудшаются: зрителей у конкретных каналов меньше, их внимание расконцентрировано, эффективность рекламы очевидно снижается.
С другой стороны, уменьшение числа зрителей ведет и к уменьшению объема рекламы, следовательно, нишевые телеканалы могут стать прибыльными только при условии введения абонентской платы. А это уже приводит их к конкуренции с «платными» СМИ — газетами, журналами, книгами. Но и в этом секторе они встречаются с ограничителем: в бюджете средней западноевропейской семьи траты на масс-ме- диа не превышают 4%, американской — 5%.
Тем самым фрагментация аудитории, рассматриваемая СМИ как желанный процесс (поиск «своей» узкой, но весьма заинтересованной аудитории), объективно создает экономические препятствия традиционным эффективным моделям деятельности медиапредприятий. Избегая диктата рекламы, аудитория уходит в интерактивные каналы коммуникации, где по своей воле отказывается от рекламы. В силу возросшей интерактивности аудитория сама определяет то содержание, которое ей необходимо, и с помощью специального программного продукта она может избежать нежеланной рекламы.
В этих условиях у новых медиа, используемых в качестве носителей рекламы, появляются новые возможности. Получая обратную связь от интернет-пользователя, СМИ могут легко сконструировать его реальный поведенческий портрет, картину его информационных и потребительских предпочтений. На основе ведения базы данных, содержащей сведения о поведении потребителей, СМИ предлагают рекламу нужных им товаров (контекстная реклама), что уже сегодня воспринимается как
нужная информация, а не как надоедливый спам. Правда, в этом случае возникают уже новые экономические отношения в классическом треугольнике «рекламодатель — СМИ — аудитория», которые становятся прообразом медиаэкономики будущего.
Завершая рассмотрение процессов коммодификации содержания и аудитории, подчеркнем:
■ СМИ, выступая важнейшей инфраструктурой рыночной экономики, основой маркетинговых коммуникаций, все больше становятся коммерчески ориентированной сферой;
■ само содержание СМИ в условиях рыночной экономики приобретает свойство товара, который обменивается на деньги, время и внимание аудитории, при этом его потребительская ценность формируется в процессах массовой коммуникации;
■ современная экономика СМИ основана на процессе коммуникации аудитории, причем в условиях прогресса технологий и избыточности контента рекламодатели конкурируют прежде всего за внимание аудитории.
3.3. Глобализация СМИ
Многие исследователи без колебаний ставят знак равенства между понятиями «СМИ» и «глобализация». Оба обозначают весьма широкие явления действительности, оба непросто конкретизировать. СМИ сегодня — это и сверхъинтеллектуальный журнал с ограниченным тиражом, и попсовый телеканал с многомиллионной аудиторией. Да и термин «глобализация» не дает четкого ответа на то, что же становится явлением мирового масштаба — американский блокбастер или слезливая мексиканская комедия, расслабляющая китайская музыка в стиле «фэн- шуй» или бытовые ценности буддийской культуры. Все почти в одинаковой степени широко распространено по миру, и немаловажную роль в этом играют СМИ. Если для человека Средневековья основное знание об окружающем мире было индивидуальным опытом, то для человека современного — человека модернити и постмодернити — представление о внешнем мире определяется опосредованным, т.е. не личным, а медиатизированным, опытом. Потому глобализация общественной и культурной жизни становится возможной в условиях наиболее развитых медиасистем.
Академические концепции. Чтобы понять суть происходящих изменений, следует обратиться к современным авторам за определениями или хотя бы за описаниями термина. Ульрих Бек, пытаясь разобраться в
бесконечной игре слов вокруг явления, разделяет триаду однокоренных понятий — глобализм, глобальность, глобализация. Глобализм, в его понимании, это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма, сводящая современное развитие только к продвижению мирового рынка и подчинению его интересам всех остальных сфер общественной жизни. Глобальность для У. Бека — это то, что мы уже давно живем в мировом обществе, где никакая страна не может отгородиться от внешнего мира и потому находится в фокусе различных влияний. Глобальность — это взаимозависимое многообразие без единства. Наконец, широко обсуждаемое понятие глобализации, по У. Беку, должно определяться как процессы, которые вплетают национальные государства в деятельность транснациональных акторов и подчиняют их властным возможностям, ориентации и идентичности последних[37].
Представляется важным конкретизировать последнее определение: глобализацию следует рассматривать еще и как процесс, который вплетает — используя терминологию У. Бека — индивидуальный опыт в деятельность глобальных институтов и структур посредством СМИ. Как это происходит, рассмотрим ниже, применительно к медиаиндустрии.
Энтони Гидденс обращает внимание на то, что глобализация увеличивает взаимосвязь между людьми, регионами и странами в мире, одновременно убивая (сокращая) расстояния[38]. Терхи Рантанен, соглашаясь с этой трактовкой, подчеркивает, что глобализация означает одновременно присутствие и отсутствие, переплетение социального, имеющего глобальный масштаб, с личным'. На основе множества работ, изученных в процессе работы над книгой «Теории информационного общества», Ф. Уэбстер приводит свою трактовку глобализации, определяя ее как процесс, означающий рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции со- циоэкономической жизни[39].
Теоретики глобализации исходят из того, что для современного человека география теряет значение, причем средства коммуникации играют в этом решающую роль. В результате, по мнению одних исследователей, СМИ преобразуют личный опыт (Э. Гидденс, Уолтере), по мне
нию других — опыт социальный (О. Бойд-Баррет и Т. Рантанен, П. Го- динг и Харрис и др.). Глобализация, как подчеркивают практически все ученые, писавшие на эту тему, это многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация рынка, производства, финансов, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Последняя обеспечивает не только беспрепятственное круглосуточное движение финансовых потоков, но и потоков информации, включая глобальную рекламу. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Последние формируют своего рода единую символическую среду, в которой свободно циркулируют потоки медиаконтента — вне зависимости от национальной принадлежности их создателей. Общедоступность этой символической среды — в географическом и понятийном смысле — и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры.
Академическим концепциям глобализации сегодня нет числа, и по мере развития самого процесса развиваются и усложняются его научные трактовки. Именно поэтому конкретное осмысление глобализации — уже применительно к СМИ — представляется чрезвычайно актуальной исследовательской задачей.
Глобальная экономика. Применительно к СМИ глобализацию можно рассматривать на разных стадиях «производственного цикла» и даже «производственной цепочки». Сейчас практически невозможно определить ту единственную стадию, тот отдельный уровень существования СМИ, на которых глобализация начинает внедряться в индустрию и практику национальных масс-медиа. Ее проникновение ощутимо постоянно, и очень сложно определить ту «точку входа», применительно к которой можно сказать: да, это тот самый момент, где процесс глобализации соединяется с деятельностью масс-медиа в конкретной стране.
Выступает ли процесс глобализации следствием экономической глобализации — на уровне создания глобальных концернов или на уровне освещения самого процесса глобализации — или он предстает следствием развития глобальной массовой культуры, которая сама продвигается СМИ? Ведущий теоретик глобализации Роланд Робертсон по существу не видит различий между общим процессом глобализации и ее проявлениями в СМИ. Для него настоящая глобализация и глобализация, внедренная в сознание аудитории средствами массовой информации, — две стороны одного и того же процесса. Дальнейшее осмысление этого положения приводит к пониманию того, что сам процесс глобализации Многомерен и неразрывно разносторонен, его нельзя разделить на со
ставные части без ущерба для понимания смысла и целостности. И потому глобализацию в СМИ нельзя рассматривать только как механический набор различных тенденций: напротив, это единый процесс, хотя он и характеризуется сложностью и набором многих качеств.
Рассмотрим подробнее многомерность данного процесса применительно к СМИ. Модели медиаиндустрий в России и за рубежом становятся все более похожими, и процесс глобализации играет в этом не последнюю роль. Признав, что в основе глобализации лежат рыночные рычаги, и согласившись с первичностью глобализации в сфере экономики, мы не можем не обратиться к практике транснациональных ме- диаконцернов, мотивам их создания и последствиям их деятельности. И здесь снова мы видим, что практически невозможно установить единственный стартовый механизм — или это экономическая глобализация двигает процессом создания глобальных медиаконцернов, или глобальные медиаконцерны возникают в ответ на потребность рынка, удовлетворяя спрос глобального рынка рекламы. Показательно, что речь идет о глобальных потребностях и механизмах развития этого рынка, но отнюдь не о конкретных методиках конструирования аудитории на локальных рынках, которые имеют действительно локальный характер.
В список крупнейших медиакорпораций мира входят сегодня предприятия, действующие в глобальном масштабе. Наиболее показательны примеры таких компаний, как «Ньюз корпорейшн», «Бертельсманн», «Сони», «Дисней» и «Вивенди» (табл. 14).
Процесс становления медиакорпораций — это нескончаемый процесс освоения и завоевания мирового рынка. Направления их деятельности, как мы видели, могут быть разными, но смысл один — создание мировой инфраструктуры для реализации собственной продукции, завоевание наиболее привлекательных рынков с целью получения сверхприбыли. На примере упомянутых концернов можно выявить следующие направления глобализации экономической деятельности в индустрии СМИ:
■ из США в остальной мир: для распространения собственных ме- диапродуктов — самое универсальное направление глобализации, распространяется и на все сферы и все содержание СМИ, наиболее широко представлено в сегменте аудиовизуальных развлечений (кино, сериалы, популярная музыка) и телеформатов;
■ из США в Европу и Азию для создания сети реализации развлекательных медиапродуков: стратегия Диснея по созданию парков развлечений «Диснейленд»;
■ из Австралии через Европу в Северную и Южную Америку и Азию с целью максимизации аудитории и создания глобального рынка сбыта для аудиовизуальных медиапродуктов: стратегия
«Ньюс корпорейшн» по приобретению ведущих газет в Великобритании и США, книжных издательств в США, покупкой программопроизводящих компаний (киностудии, телестанции США) и телевизионных трансляционных сетей («Би-Скай-Би» в Великобритании, «Стар Ти-Ви» в Азии) при достижении охвата аудитории за счет участия в спортивном бизнесе;
■ из Японии в США, Азию и Латинскую Америку: стратегия диверсификации деятельности концерна домашней электроники «Сони» в медиабизнес, включавшая приобретение программо- производяшей базы (киностудии Голливуда) с последующей покупкой трансляционных сетей (кабельные сети в Индии, странах Латинской Америки), выход на глобальный рынок медиа- носителей (звукозапись и распространение);
■ из Европы в остальной мир: экспорт музыкальных продуктов (пример британской рок-музыки, шведской группы «АББА»), телевизионных форматов (британские и нидерландские компании), контента на мировых языках, помимо английского (французский контент для франкофонных стран, испанский — для испаноязычных, португальский — для Лузитании, отчасти русский);
■ из Индии в остальной мир: распространение кино.
Этот беглый взгляд на стратегии проникновения медиакорпораций на глобальный рынок лишний раз подтверждает, что у современного бизнеса есть одна общая цель, но нет единой схемы действий. У многих исследователей не вызывает сомнений тот факт, что обычно экономическая глобализация связана с развитием транснациональных корпораций США и других стран мира1. Это верно, но только отчасти. Нельзя не признать, сама по себе медиаиндустрия США является наиболее развитой и эффективной, что связано с общим уровнем развития экономики страны и состоянием рекламного рынка. Но при этом самыми привлекательными — в сфере сбыта медиапродуктов — для современного медиабизне- са выступают информационно менее развитые регионы — Азия, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа. Именно поэтому и создаются такие глобальные медиконцерны, которые ориентируют свое Распространение посредством телевизионных, кабельных, спутниковых, онлайновых сетей на эти новые рынки. Важнейшей движущей силой здесь выступает динамика рекламного рынка, который наиболее активно развивается именно в этих регионах (табл. 15).
Медиаконгломерат | Местонахождение головного предприятия | Доход на территории США, млн долл. | |||
2007 г. | 2006 г. | годовая разница, % | |||
Тайм Уорнер | Нью-Йорк | 35 629 | 35 255 | 1,1 | |
Комкает корпорейшн | Филадельфия | 26 939 | 24 719 | 9,0 | |
Уолт Диеней К0 | Барбанк, Калифорния | 17 489 | 16 452 | 6,3 | |
Ньюс корпорейшне | Нью-Йорк | 15 695 | 14 840 | 5,8 | |
Вивенди | Париж, Франция | п/а | п/а | п/а | |
Бертельсманн АГ | Гутерлох, Германия | п/а | п/а | п/а | |
ДайрекТиВи груп | Эль Секундо, Калифорния | 15 527 | 13,0 | ||
Эн-Би-Си (Дженерал Электрик К0) | Нью-Йорк | 12 161 | -6,6 | ||
Кокс интепрайсис | Атланта | 11 899 | 10 683 | 11,4 | |
Си-Би-Эс корпорейшн | Нью-Йорк | 12 051 | 12 032 | 0,2 | |
Лагардер | Париж, Франция | п/а | п/а | п/а | |
Диш Нетворк корпорейшн | Енгелвуд, Колорадо | 10 728 | 9 456 | 13,4 | |
Виаком |
|