В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.
При таком подходе социальная защита населения — основная часть социальной политики любого государства — представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.
К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция относит:
• охрану труда и здоровья граждан;
• минимальный размер оплаты труда;
• гос. поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;
• установление государственных пенсий и пособий;
• развитие системы социальных служб и др.
Из духа и смысла Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.
Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.
В этом случае, т.е. в более узком ее понимании, социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.
Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:
•средство формирования и развития личности, обеспечения ее конституционных прав;
•государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имеющая целевой характер.
Т.о. в мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную.
Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.
Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.
Объект социальной защиты — все группы населения, однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди. В частности, по разному защищаются различные категории населения: работающие, нетрудоспособные и малоимущие.
Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных, территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей тех, кто частично или полностью утратил способность трудиться, а также всех членов общества в части охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет а) специальных фондов, создаваемых в общества на страховой основе, или б) ассигнований из госбюджета в случаях и на условиях, установленных в законе.
Существуют следующие формы и виды социальной защиты граждан:
•пособия по государственному социальному страхованию и иные социальные пособия;
• государственное пенсионное обеспечение;
•содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в домах-интернатах;
•обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;
•содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях;
• социальная и трудовая реабилитация инвалидов;
• санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;
• социальное обслуживание на дому.
Механизмы социальной защиты:
1. обязательное (государственное) страхование;
2. добровольное дополнительное коллективное и личное страхование;
3. государственная социальная помощь через предоставление пособий, выплат и льгот из ГБ социально уязвимым слоям населения;
4. государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи в определенных пределах, доступности образования, культурных и оздоровительных учреждений, жилья;
5. услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т.д.).
Пункты 1 и 3 (Обязательное (гос.) страхование и социальная помощь) – основные механизмы СЗ населения. Первый охватывает преимущественно занятое население, второй – предусматривает услуги и выплаты и другим категориям населения.
Социальное страхование вообще - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, при утрате трудоспособности, при потере кормильца, охране здоровья работников и их семей. Социальное страхование — главный институт экономической защиты работающих в рыночных отношениях.
Необходимость системы социального страхования вызвана развитием новых отношений и превращением рабочей силы в товар, а заработной платы — в источник существования большинства членов общества. В результате возникает риск материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Риск этот носит социальный характер и не всегда зависит от конкретного человека. Утрата заработка может произойти из-за: • отсутствия спроса на рабочую силу; • потери работником способности к труду (болезнь, несчастный случай, старость, инвалидность, смерть). Обеспечить защиту работника(его иждивенцев) в этом случае может только социальное страхование.
Гос. социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных платежей работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета. Размер страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Современный институт социального страхования включает в себя следующие виды страхования: 1) государственное социальное страхование, 2) государственное пенсионное страхование и 3) государственное обязательное медицинское страхование.
1. Собственно государственное социальное страхование обеспечивает материальную поддержку гражданам при наступлении рисков, связанных с наступлением временной нетрудоспособности для работников. Источник финансирования - ФСС РФ. Эти средства являются государственной собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав бюджетов разных уровней.
Средства в ФСС поступают за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также взносов от фермерских хозяйств, работающих по прямым контрактам. Кроме - этого, фонд может пополняться за счет доходов от инвестирования временно свободных средств.
Используются средства ФСС на выплату пособий (оплата по больничному листу, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, на погребение), на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает необходимую оплату расходов по восстановлению здоровья - лечению и оказанию медицинских услуг (создан в 1993 г.). Из фонда ОМС финансируются базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования. Базовая программа включает первичную медико-санитарную и стационарную помощь. На основе базовой разрабатываются территориальные программы ОМС, которые включают в себя весь объем услуг базовой программы.
Средства ОМС формируются за счет страховых взносов работодателей за работающее население и средств бюджетов местных органов власти за неработающее население.
Плательщиками страховых взносов в рассмотренные фонды являются работодатели, граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой или работающие по прямым контрактам с иностранными предпринимателями.
3. Государственное пенсионное страхование обеспечивает получение доходов при наступлении пенсионного возраста. В Пенсионный фонд взносы платят все работающие граждане и работодатели.
Размер взносов в фонды социального страхования и порядок их уплаты определены законодательством РФ.
В 2013 году общие тарифы страховых взносов (ставки ПФР, ФСС, ФФОМС) не изменятся по сравнению с 2012 годом, и их суммарный процент будет равен 30. Взносы в ТФОМС в 2013 году также проводиться не будут, так как заменены на платеж в ФФОМС.
Взнос в фонд | 2010 год | 2012 год | 2013 год |
Cтавки ПФР | 20.0% | 22.0% | 22.0% |
Ставки ФСС | 2.9% | 2.9% | 2.9% |
Ставки ФФОМС | 1.1% | 3.1% | 5.1% |
Ставки ТФОМС | 2.0% | 2.0% | 0.0% |
В 2013 году, пенсионные страховые взносы следует рассчитывать по следующим ставкам:
• ставка страхового взноса — 14%
• страховая часть пенсии — 14% (до 1966 г.р.) и 8% (после 1967 г.р.)
• накопительная часть пенсии — 6% (после 1967 г.р.)
Органы социальной защиты населения:
♦ сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организационно-правовых форм, реализующих формы и виды социальной защиты населения, в т.ч. лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
♦ органы управления социальной защиты населения;
♦ органы финансирования социальной защиты граждан и, прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.
Действующая система социальной защиты еще недостаточно адаптирована к современным условиям. Многоукладность экономики, наличие разных форм собственности, расширение прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и работодателей оказывают влияние на перераспределение средств, идущих на эти цели. При этом усиливается роль и значение регионов, работодателей и самих paбoтников, особенно в системе социального страхования, в развитии добровольных форм социального страхования.