Определение круга конкурентов и критериев анализа конкурентоспособности

Анализ конкурентоспособности состоит из следующих этапов:

№ 1. Выборка фирм конкурентов.

№ 2. Проведение сегментации рынка.

№ 3. Выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия.

№ 4. Определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятий для каждой группы критериев.

Этап 1. По автосалонам являющимся официальными дилерами японских автомобилей в г. Сургуте была произведена выборка фирм. Критериями определяющими круг конкурентов являются:

- реализация автомобилей автосалонами на условиях дилерского договора;

- реализация автомобилей японского производства.

Таким образом, конкурентами автосалона «Тойота Центр Сургут» на сургутском автомобильном рынке являются:

1. ООО «Мирай-Сургут» - реализация автомобилей марки «Субару»

2. ООО «Восток-Моторс» - реализация автомобилей марки «Мазда»

3. ООО «Сибкар» - реализация автомобилей марки «Мицубиси»

3. ООО СК Моторс» - реализация автомобилей марки «Ниссан»

5. ООО «Автоуниверсал-Восток» - реализация автомобилей марки «Хонда»

Этап 2. На втором этапе анализа конкурентоспосбоности был произведен расчет долей рынка, занимаемых фирмами, попавшими в выборку. Результаты расчета были представлены в форме, показанной в виде таблицы 3. Данные таблицы представлены согласно анализа рынка японских автомобилей г. Сургут опубликованном на сайтах www.autosurgut.ru, www.aurgut.ru, www.isurgut.ru.

Таблица 3 - Расчет долей рынка официальных дилеров автомобилей японского производства г. Сургута

№ п/п Название предприятия 2011 год 2012 год Относ. откл. объема продаж, % Относ. откл. доли в общем обороте, %
Объем продаж (тыс. руб.) Доля в общем обороте Объем продаж (тыс. руб.) Доля в общем обороте
  «Тойота Центр Сургут» 1136866,3 17,9 1358330,4 18,3 119,5 102,3
  ООО «Мирай-Сургут»   14,7   15,0 118,6 101,6
  ООО «Восток-Моторс»   15,9   16,6 121,8 104,4
  ООО «Сибкар»   17,8   17,5 114,7 98,3
  ООО «СК Моторс»   17,8   17,5 115,0 98,5
6. ООО «Автоуниверсал-Восток»   15,6   14,8 110,7 94,8

Из представленных данных можно заключить, что за последние два года ситуация на рынке японских автомобилей г. Сургута достаточна стабильна и практически не претерпела изменений.

Лидером по объемам продаж является автосалон «Тойота Центр Сургут», который занимает 17,9% в 2011 году и 18,3% в 2012 году общего объема продаж на анализируемом рынке. За 2012 год доля в общем объеме продаж увеличилась на 2,3%. Автосалон имеет высокую репутация, является одним из первых официальных дилеров в городе.

На втором месте по охвату рынка находятся автосалоны СК «Моторс» и ООО «Сибкар». Их доля рынка примерно одинакова как в 2011 (17, 8%) году так и в 2012 году (17,5). У предприятий присутствует положительная динамика прироста уровня продаж (СК «Моторс» -15%, ООО «Сибкар» -14,7%). При этом за анализируемы период предприятия уступили рынок конкурентам. (СК «Моторс» -1,7%, ООО «Сибкар» -1,5%)

Рисунок 7 - Оценка долей рынка официальных дилеров автомобилей японского производства г. Сургута

Лидером по увеличению уровня продаж является ООО «Восток-Моторс», его выручка выросла на 21,8%, при этом автосалон достаточно динамично увеличил свою долю рынка (на 4,4%). В 2012 году автомобили марки «Мазда» имели большую популярность.

На следующем месте находится автосалон ООО «Автоуниверсал-Восток». Хотя и автосалон увеличил объем реализации на 10,7% доля его рынка снизилась на 6,2%. В связи с экономическим кризисом, востребованность данной марки машины снизилась вследствие высоких цен на покупку и обслуживание.

На последнее месте находится автосалон «Мирай-Сургут». Данный автосалон является развивающимся предприятием и появился сравнительно недавно, при этом предприятие демонстрирует высокие темпы увеличения продаж (на 18,6%) и динамичное расширение рынка сбыта (на 1,6%).

Этап 3. Далее необходимым является выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия и определение коэффициентов весомости выбранных критериев. Данная информация приведена в таблице 4.

Таблица 4 - Выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия и определение коэффициентов весомости

№ п/п Критерий оценки Уровень важности критерия, %
  Скорость доставки автомобиля покупателю 0,18
  Широта модельного ряда. 0,08
  Уровень наценки автосалона 0,08
  Широта услуг, предлагаемая автосалоном 0,18
  Размеры торговых площадей, количество выставленных в салоне машин 0,08
  Численность, квалификация и приветливость продавцов-консультантов 0,08
  Пропускная способность станции технического обслуживания, численность и квалификация ремонтных рабочих. 0,18
  Удобство месторасположения автосалона 0,03
  Интенсивность рекламного воздействия 0,05
  Репутация и имидж автосалона 0,06
  Итого  

Критерии оценки конкурентоспособности и их уровень важности определен на основе экспертного опроса в котором участвовали:

1. Руководители автосалонов участвующих в исследовании.

2. Руководители и сотрудники отделов реализации автосалонов участвующих в исследовании.

Оценка произведена автором дипломного проектирования.

В целом прошло экспертный опрос 5 руководителей автосалонов, 5 начальников отделов реализации автосалонов, 42 сотрудника отделов реализации автосалонов.

Экспертная оценка производилась на основе статистического метода - оценки, получаемые в результате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте. В основу метода моложена методика «Дельфи». Алгоритм работы экспертов по методу "Дельфи":

- формулировка задачи;

- выявление мнения каждого эксперта;

- выявление преобладающего мнения;

- выявление крайних суждений на основе статистической оценки.

Таким образом, информация данного параграфа свидетельствует о том, что первоначальная оценка рыночных позиций автосалона «Тойота Центр Сургут» свидетельсвет, что предприятие занимает значительную долю рынка японских автомобилей г. Сургута. Тем не менее, рынок развивается, и новые участники данного рынка набирают свои торговые обороты, при этом обостряется конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: