Методика анализа основных факторов, влияющих на прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Особенности анализа прибыли в торговых организациях

Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет: ● оценить резервы повышения эффективности производства; ● сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Анализ прибыли от продаж отчетного года в сравнении с предыдущим годом должен проводиться в сопоставимых ценах, которыми могут быть: среднегодовые, цены предыдущего года, или фактически действующие в отчетном году.

Важнейшими факторами, которые влияют на величину прибыли от продаж выступают:

1) Изменение цены реализации продукции; 2) Изменение себестоимости реализованной продукции; 3)Изменение величины коммерческих и управленческих расходов; 4)Изменение объема реализованной продукции; 5)Изменение структуры ассортимента или номенклатуры реализованной продукции.

Рассмотрим методику определения влияния факторов на изменение при­были от про­даж при ситуации "директ-костинг", когда управленч. и коммерч. расходы непосредс­твенно не включаются в с/ст продукции, а относятся на фин. результаты работы пр-тия (на реализованную продукцию).

1 Вариант:

Методика влияния факторов на прибыль от продаж если управленч. и коммерч. расхо­ды непосредственно не включаются в с/ст продукции, а относятся на фин. результаты.

1) Влияние объема продаж:

; ; ; , где

ΔПОБ – изменение прибыли от продаж за счет изменения объема продаж;

ПВо – валовая (маржинальная) прибыль базисного периода; IВ – индекс изменения выручки от продаж в ценах базисного периода; В0 – выручка-нетто от продаж базисного периода в базисных ценах; – выручка-нетто от продаж в отчетном периоде, но в базисных ценах; В1 – выручка-нетто в отчетном периоде в фактических ценах; IЦП – индекс изменения цен на реализованную продукцию;

IВ – иначе называют индекс изменения физического объема продаж.

По последней формуле скорректированную выручку от продаж можно определить прямым счетом.

qi – объем продаж i-го вида продукции за отчетный период в натуральном выражении; Ц0 – цена i-го вида продукции базисного периода.

2) Влияние на прибыль от продаж изменения структуры реализованной продукции.

Этот фактор означает изменение в рентабельности продукции. Отсюда, рост в струк­туре реализации более рентабельной продукции ведет к росту прибыли от про­даж и наоборот. Это изменение определяется как разница между базисной мар­жи­нальной прибылью, пересчитанной на объем и структуру продукции отчетного пе­риода и ве­личиной базисной маржинальной прибыли, пересчитанной только на объем.

; ;

ΔПСТР – изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры реализуемой продукции; – маржинальная прибыль базисного года, пересчитанная на структу­ру и объем продукции отчетного года; – базисная с/ст про­даж не включая коммерческие и управленческие расходы, пересчитанная на объем и структуру продукции отчетного периода; З0 – затраты на единицу продукции без коммерческих и управленческих расходов базисного периода.

Завершающая формула используется если нет данных о валовой прибыли.

3) Влияние на прибыль от продаж цен.

а) Влияние цен на продукцию

б) Изменение цен на материальные ресурсы

, где

МЗ1 – материальные затраты отчетного периода в фактических ценах

- материальные затраты отчетного периода в базисных ценах

УМЗ – удельный вес материальных затрат в себестоимости продаж отчетного периода; IЦР – индекс изменения цен на потребленные материальные ресурсы в отчетном году в сравнении с предыдущим годом

В формуле изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на ресурсы ставится обратный знак, т.к. изменения этого фактора и прибыли от продаж прямо противоположны.

4) Влияние на изменение прибыли от продаж себестоимости продукции (уровня затрат без коммерческих и управленческих)

Чтобы определить влияние этого фактора необходимо из фактической себестоимости отчетного периода в базисных ценах на материальные ресурсы вычесть величину базисной себестоимости, пересчитанной на объем и структуру реализованной продукции отчетного периода.

, где ΔЦР – величина изменения цен на материальные ресурсы, образующие себестоимость реализованной продукции в отчетном году в абсолютной сумме.

5) Влияние на изменение прибыли от продаж управленческих и коммерческих расходов. Это изменение рассчитывается путем прямого сопоставления управленческих и коммерческих затрат отчетного и базисного года.

, где

КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы

Если управленческие (общехозяйственные) расходы распределены по видам продукции и входят в состав производственной себестоимости продукции, то тогда в составе условно-постоянных расходов останутся только коммерческие расходы.

2 Вариант:

Анализ прибыли от продаж при котловом методе учета затрат.

При таком методе нет данных о себестоимости по конкретным видам продукции. В таком случае используется упрощенный способ анализа при котором рассчитывается совместное влияние изменения структуры реализованной продукции и себестоимости продукции без коммерческих и управленческих расходов через относительную экономию или перерасход себестоимости продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: