Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет: ● оценить резервы повышения эффективности производства; ● сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Анализ прибыли от продаж отчетного года в сравнении с предыдущим годом должен проводиться в сопоставимых ценах, которыми могут быть: среднегодовые, цены предыдущего года, или фактически действующие в отчетном году.
Важнейшими факторами, которые влияют на величину прибыли от продаж выступают:
1) Изменение цены реализации продукции; 2) Изменение себестоимости реализованной продукции; 3)Изменение величины коммерческих и управленческих расходов; 4)Изменение объема реализованной продукции; 5)Изменение структуры ассортимента или номенклатуры реализованной продукции.
Рассмотрим методику определения влияния факторов на изменение прибыли от продаж при ситуации "директ-костинг", когда управленч. и коммерч. расходы непосредственно не включаются в с/ст продукции, а относятся на фин. результаты работы пр-тия (на реализованную продукцию).
|
|
1 Вариант:
Методика влияния факторов на прибыль от продаж если управленч. и коммерч. расходы непосредственно не включаются в с/ст продукции, а относятся на фин. результаты.
1) Влияние объема продаж:
; ; ; , где
ΔПОБ – изменение прибыли от продаж за счет изменения объема продаж;
ПВо – валовая (маржинальная) прибыль базисного периода; IВ – индекс изменения выручки от продаж в ценах базисного периода; В0 – выручка-нетто от продаж базисного периода в базисных ценах; – выручка-нетто от продаж в отчетном периоде, но в базисных ценах; В1 – выручка-нетто в отчетном периоде в фактических ценах; IЦП – индекс изменения цен на реализованную продукцию;
IВ – иначе называют индекс изменения физического объема продаж.
По последней формуле скорректированную выручку от продаж можно определить прямым счетом.
qi – объем продаж i-го вида продукции за отчетный период в натуральном выражении; Ц0 – цена i-го вида продукции базисного периода.
2) Влияние на прибыль от продаж изменения структуры реализованной продукции.
Этот фактор означает изменение в рентабельности продукции. Отсюда, рост в структуре реализации более рентабельной продукции ведет к росту прибыли от продаж и наоборот. Это изменение определяется как разница между базисной маржинальной прибылью, пересчитанной на объем и структуру продукции отчетного периода и величиной базисной маржинальной прибыли, пересчитанной только на объем.
; ;
ΔПСТР – изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры реализуемой продукции; – маржинальная прибыль базисного года, пересчитанная на структуру и объем продукции отчетного года; – базисная с/ст продаж не включая коммерческие и управленческие расходы, пересчитанная на объем и структуру продукции отчетного периода; З0 – затраты на единицу продукции без коммерческих и управленческих расходов базисного периода.
|
|
Завершающая формула используется если нет данных о валовой прибыли.
3) Влияние на прибыль от продаж цен.
а) Влияние цен на продукцию
б) Изменение цен на материальные ресурсы
, где
МЗ1 – материальные затраты отчетного периода в фактических ценах
- материальные затраты отчетного периода в базисных ценах
УМЗ – удельный вес материальных затрат в себестоимости продаж отчетного периода; IЦР – индекс изменения цен на потребленные материальные ресурсы в отчетном году в сравнении с предыдущим годом
В формуле изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на ресурсы ставится обратный знак, т.к. изменения этого фактора и прибыли от продаж прямо противоположны.
4) Влияние на изменение прибыли от продаж себестоимости продукции (уровня затрат без коммерческих и управленческих)
Чтобы определить влияние этого фактора необходимо из фактической себестоимости отчетного периода в базисных ценах на материальные ресурсы вычесть величину базисной себестоимости, пересчитанной на объем и структуру реализованной продукции отчетного периода.
, где ΔЦР – величина изменения цен на материальные ресурсы, образующие себестоимость реализованной продукции в отчетном году в абсолютной сумме.
5) Влияние на изменение прибыли от продаж управленческих и коммерческих расходов. Это изменение рассчитывается путем прямого сопоставления управленческих и коммерческих затрат отчетного и базисного года.
, где
КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы
Если управленческие (общехозяйственные) расходы распределены по видам продукции и входят в состав производственной себестоимости продукции, то тогда в составе условно-постоянных расходов останутся только коммерческие расходы.
2 Вариант:
Анализ прибыли от продаж при котловом методе учета затрат.
При таком методе нет данных о себестоимости по конкретным видам продукции. В таком случае используется упрощенный способ анализа при котором рассчитывается совместное влияние изменения структуры реализованной продукции и себестоимости продукции без коммерческих и управленческих расходов через относительную экономию или перерасход себестоимости продукции.