Одним из направлений ТОВ является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.
Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям.
Экономика бюрократии согласно ТОВ – это система организаций, удовлетворяющих как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.
Бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов зак. и исп. ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.
Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого СМИ или же наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения.
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в гос. аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «системы вращающихся дверей».
С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь.
Условием эффективной борьбы с бюрократией считается приватизация, его содержанием – развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью – создание конституционной экономики. «Мягкая инфраструктура» У.Нисканена означает увеличение экономических прав человека и ограничение сфер деятельности государства.
2.Управление и планирование региональным экономическим ростом и его моделирование
Основой стратегии региона, а в ее рамках и ассортиментной политики в рамках конкретных отраслей, должна стать реализация мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выбранной приоритетной номенклатуры специализации. Имеется в виду создание конкурентных преимуществ перед другими субъектами РФ в рамках определенных секторов. В соответствии с современной теорий конкуренции, все конкурентные преимущества регионов можно условно разделить на две категории: преимущества низкого и высокого порядка.
Преимуществами низкого порядка являются: возможность использовать дешевую рабочую силу, дешевые материалы (сырьё), энергию. Низкий порядок объясняется тем, что эти конкурентные преимущества крайне неустойчивы. Их легко утратить как из-за ресурсоограниченности, так и в условиях инфляции и роста зарплаты в конкретном регионе. Это, в свою очередь, может быть связано с региональной политикой по увеличению заработной платы, влиянием социально-ориентированных движений и проч. Поэтому преимущества низкого порядка не способны надолго обеспечить конкурентоспособность, так как обладают малой устойчивостью.
64.
Политико-экономический цикл. Сравнительная характеристика секторов общественной экономики: общие черты и различия, показатели и критерии развития, оценка эффективности функционирования.
Политико-экономический цикл – цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. Она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита гос. бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы гос. аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. Общий политический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.
Провалы государства – это случаи, когда государства (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
К «провалам» государства относят:
1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование ассиметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса. Основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост гос. аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.
4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Эк-ие агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление «провалов» рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Поэтому необходимо следить за последствиями деятельности правительства и корректировать ее в зависимости от соц-эк и политической конъюнктуры. Используя те или иные регуляторы, правительство должно следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.
В мировой практике исходной информационной базы для оценки эффективности управления развитием МО применяется набор показателей, которые разбиты на группы:
– основные показатели: использование земли; численность населения; темп роста населения; число домохозяйств, возглавляемых женщинами; средний размер домохозяйств; темпы роста доходов домохозяйств; распределение дохода; ВМП на душу населения; структура собственности;
– социально-экономическое развитие: число домохозяйств, находящихся за чертой бедности; неофициальная занятость; обеспеченность больничными койками; детская смертность; ожидаемая продолжительность жизни; уровень грамотности взрослого населения; количество учащихся в школе; среднее число класс-комплектов в школе; уровень преступности;
– инфраструктура: доступ к питьевой воде, потребление воды, потребление воды на душу населения, средняя цена воды;
– транспорт: средний интервал движения, среднее время в пути, расходы на транспортную инфраструктуру, обеспеченность автомобилями;
– экологический менеджмент: объект очищенных сточных вод и собранных твердых отходов; методы утилизации твердых отходов, регулярность сбора твердых отходов; процент ветхости жилья;
– местное управление: основные источники дохода; расходы на душу населения; местный управленческий персонал; зарплата бюджетникам; уровень регулярных расходов на подрядчиков; уровень производства услуг, обеспечиваемых за счет местных бюджетов; контроль со стороны вышестоящих органов власти;
– жилье: соотношение цены жилья и доходов; соотношение ренты и дохода; жилая площадь на душу населения; здания, не подвергавшиеся изменениям; доступность жилья; коэффициент освоенности земли; расходы на инфраструктуру; соотношение ипотеки и кредита; возведение жилья; инвестиции в жилищное строительство.
Система критериев и показателей эффективности МСЭ:
| Уровень хозяйствования | Критерии оценки | Показатели |
| МО в целом | Социальный | – уровень удовлетворения потребностей населения в общественных благах (ОБ); |
| Социально-экономический | – уровень удовлетворения потребностей населения в отдельных видах ОБ (жилье, коммунальное обустройство, образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита и т.д.) | |
| Социально-экономический | – уровень удовлетворения потребностей населения в ОБ с учетом бюджетной обеспеченности; | |
| – уровень личных доходов населения; | ||
| – дифференциация доходов; | ||
| – уровень занятости населения | ||
| Экономический | – производство ВМП на душу населения; | |
| – удельный вес муниципального сектора в валовом продукте на территории МО; | ||
| – объем ОФ МСЭ | ||
| Финансовый | – обеспеченность бюджетными ресурсами МО; | |
| – бюджетная доходность МСЭ; | ||
| – доля доходов муниципального сектора, получаемых от деятельности предприятий на территории МО | ||
| Воспроизводственный | – темпы роста МСЭ; | |
| – размер инвестиций в МСЭ; | ||
| – размер инвестиций МСЭ на душу населения, проживающего на территории МО; | ||
| – темпы роста доходов; | ||
| – рост численности занятых в МСЭ | ||
| Муниципальные предприятия | Социальный | – производство услуг на душу населения МО |
| Социально-экономический | – уровень заработной платы на 1 работающего; | |
| – численность занятых | ||
| Экономический | – рентабельность | |
| Финансовый | – отдача бюджетных вложений; | |
| – бюджетная отдача инвестиций; | ||
| – задолженность предприятия | ||
| Воспроизводственный | – темпы роста валового продукта; | |
| – рост численности занятых на предприятии | ||
| Домохозяйство | Финансово-экономический | – соотношение поступлений объема ОБ из МСЭ и налоговых взносов в МБ на 1 члена семьи; |
| – изменение поступлений общественных благ; | ||
| – рост налогов в МБ |