Основой стратегии региона, а в ее рамках и ассортиментной политики в рамках конкретных отраслей, должна стать реализация мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выбранной приоритетной номенклатуры специализации. Имеется в виду создание конкурентных преимуществ перед другими субъектами РФ в рамках определенных секторов. В соответствии с современной теорий конкуренции, все конкурентные преимущества регионов можно условно разделить на две категории: преимущества низкого и высокого порядка.
Преимуществами низкого порядка являются: возможность использовать дешевую рабочую силу, дешевые материалы (сырьё), энергию. Низкий порядок объясняется тем, что эти конкурентные преимущества крайне неустойчивы. Их легко утратить как из-за ресурсоограниченности, так и в условиях инфляции и роста зарплаты в конкретном регионе. Это, в свою очередь, может быть связано с региональной политикой по увеличению заработной платы, влиянием социально-ориентированных движений и проч. Поэтому преимущества низкого порядка не способны надолго обеспечить конкурентоспособность, так как обладают малой устойчивостью.
|
|
65.
1.Управление как явление материального мира. Социальное управление. Законы, закономерности и принципы управления.
Управление явление универсальное, имеет место во всех системах материального мира:
· В технических, биологических и социальных;
· Во всех обществах и странах;
· Во всех сферах общественной жизнедеятельности людей
Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
|
|
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.
Еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.
Закономерности управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями.
В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание. Т.е. связи, обобщаемые в закономерностях управления, справедливы лишь для определенного пространства и времени.
К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят:
- единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);
- централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
- диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;
- нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
- нормализация условий труда;
- нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;
- наличие письменных стандартных инструкций;
- вознаграждение за производительность.
Наиболее важную роль в развитии теории и практики управления сыграли четырнадцать принципов управления, предложенные основателем классической административной школы управления А.Файолем.
1. разделение труда;
2. власть и ответственность;
3. дисциплина;
4. единоначалие;
5. единство руководства;
6. подчинение частных интересов общим;
7. вознаграждение;
8. централизация;
9. скалярная цепь;
10. порядок;
11. справедливость;
12. стабильность рабочего места для персонала;
13. инициатива;
14. корпоративный дух.