Управление конкурентоспособностью экономики региона

Основой стратегии региона, а в ее рамках и ассортиментной политики в рамках конкретных отраслей, должна стать реализация мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выбранной приоритетной номенклатуры специализации. Имеется в виду создание конкурентных преимуществ перед другими субъектами РФ в рамках определенных секторов. В соответствии с современной теорий конкуренции, все конкурентные преимущества регионов можно условно разделить на две категории: преимущества низкого и высокого порядка.

Преимуществами низкого порядка являются: возможность использовать дешевую рабочую силу, дешевые материалы (сырьё), энергию. Низкий порядок объясняется тем, что эти конкурентные преимущества крайне неустойчивы. Их легко утратить как из-за ресурсоограниченности, так и в условиях инфляции и роста зарплаты в конкретном регионе. Это, в свою очередь, может быть связано с региональной политикой по увеличению заработной платы, влиянием социально-ориентированных движений и проч. Поэтому преимущества низкого порядка не способны надолго обеспечить конкурентоспособность, так как обладают малой устойчивостью.

65.

1.Управление как яв­ление материально­го мира. Социальное управ­ление. Законы, закономерности и принципы управления.

Управление явление универсальное, имеет место во всех системах материального мира:

· В технических, биологических и социальных;

· Во всех обществах и странах;

· Во всех сферах общественной жизнедеятельности людей

Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

3) направлено на достижение определенной управленческой цели;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.

Закономерности управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями.

В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание. Т.е. связи, обобщаемые в закономерностях управления, справедливы лишь для определенного пространства и времени.

К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят:

- единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);

- централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);

- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).

- справедливое отношение к персоналу;

- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

- диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;

- нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

- нормализация условий труда;

- нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;

- наличие письменных стандартных инструкций;

- вознаграждение за производительность.

Наиболее важную роль в развитии теории и практики управления сыграли четырнадцать принципов управления, предложенные основателем классической административной школы управления А.Файолем.

1. разделение труда;

2. власть и ответственность;

3. дисциплина;

4. единоначалие;

5. единство руководства;

6. подчинение частных интересов общим;

7. вознаграждение;

8. централизация;

9. скалярная цепь;

10. порядок;

11. справедливость;

12. стабильность рабочего места для персонала;

13. инициатива;

14. корпоративный дух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: