Реализация процессного подхода

Требования к реализации процессного подхода содержатся во всех основных разделах ИСО 9001. В таблице приводится систематизация этих требований.

Перед предприятием, внедряющим систему менеджмента качества (СМК) по стандарту ИСО 9001 при реализации требований стандарта неизбежно встанут вопросы:

а) каким образом идентифицировать процессы, существующие на предприятии;

б) каким образом их описать, проанализировать;

в) как обеспечить соответствие структуры (состава и содержания отдельных шагов) процессов требованиям системы менеджмента качества;

г) как сформулировать требования к ресурсам;

д) как установить критерии, по которым будут оцениваться процессы.

№№ п. п. Требования Пункт ГОСТ Р ИСО 9001
  Определение процессов, которые необходимы для реализации в организации. 2.1,4.1а, 4.2,2а,в
  Определение входов и выходов каждого процесса (для установления последовательности и взаимодействия процессов) 4.16,4.2,2в
  Планирование и обеспечение ресурсами и информацией, необходимыми для осуществления процессов и управления ими 4.1г,6.1
  Определение необходимой степени документированности и документирование процессов 4.2.1
  Осуществление планирования процессов 5.4.2,7.1,7.5.1
  Наличие критериев и методов оценки осуществления и управления процессами 4.1в, 8.1
  Осуществление мониторинга, оценки и анализа процессов 4.1д, 8.2.2, 8.2.3, 8.4
  Проведение корректирующих и предупреждающих действий по результатам анализа процессов 8.5.2, 8.5.3
  Определение методов и осуществление управления процессами, проводимыми субподрядными организациями 4.1
  Определение методов и осуществление управления процессами, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга и измерения 7.5.2

Схема реализации процессного подхода, представлена на рисунке 2.

Прежде, чем перейти к основным положениям методики, которая позволяла бы предприятиям реализовывать процессный подход при создании систем менеджмента качества на уровне сертификационных требований, приведем основные термины, применяемые при реализации процессного подхода.

Основные термины, применяемые при реализации процессного подхода:

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. (ИСО 9000:2008).

Процесс СМК — процесс, необходимый для системы менеджмента качества.

Основные процессы — процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя.

Поддерживающие процессы —процессы, которые необходимы для функционирования других процессов и которые создают косвенную ценность для потребителя.

Субпроцесс — процесс, являющийся составной частью процесса более высокого уровня.

Шаг процесса — термин для обозначения какого-либо действия (работы, этапа, субпроцесса) в рамках процесса.

Модель процесса — описание процесса, которое отражает с необходимой степенью приближения действительный процесс.

Структура процесса — состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие друг с другом и с другими процессами.

Определение процесса — установление состава процессов системы менеджмента качества и разработка моделей процессов, отражающих: структуру процессов; ресурсы для обеспечения функционирования процессов; индикаторы для оценки эффективности и результативности процессов в рамках СМК; методы измерения индикаторов, их анализа и применения в целях управления.

Ресурсы — материальные и нематериальные компоненты, необходимые для преобразования входящих элементов в выходящие в соответствии со спецификацией выходящих элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: