Понятие, принципы, концепции и функции маркетинга
Маркетинг – 1) это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена; 2) это система взглядов, связанных с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей; 3) это методология изучения рынка; 4) это система управления рыночной деятельностью.
Принципы: Основной принцип: производить то, что нужно потребителям.
Частные: 1) нацеленность на достижение результата; 2) концентрация усилий на решающих направлениях 3) нацеленность на долговременную работу и результат; 4) единство стратегии и тактики.
Концепция – это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей. Концепции маркетинга:
1) Концепция совершенствования производства. Ее последователи считают, что их товары будут продаваться. Нужно лишь сконцентрировать усилия на улучшении производства, увеличении его объемов и повышении эффективности.
2) Концепция совершенствования товара. Приверженцы этой концепции уверены, что их товары будут продаваться, если обеспечить их высокое качество и хорошие потребительские свойства, т.е. на постоянно улучшать товар.
3) Концепция коммерческих усилий (сбыта). В ее основе лежит утверждение, что товары будут продаваться в том случае, если сконцентрировать усилия на сбыте и его стимулировании.
4) Концепция маркетинга. Принявшие эту концепцию считают, что товары будут продаваться лишь в том случае, если хорошо изучить нужды и потребности людей и удовлетворять их лучше, чем конкуренты.
5) Концепция социально-этического маркетинга предполагает, что товары будут продаваться лишь в том случае, если удастся найти оптимальные сочетания интересов производителя, потребителя и общества в целом.
Функция – это основные направления, правила работы компании, отражающие сущность маркетингового подхода к организации бизнеса. Функции маркетинга: 1) изучение рынка и его элементов; 2) прогнозирование рынка и его элементов; 3) оценка возможностей фирмы; 4) определение целей деятельности фирмы; 5) разработка стратегии маркетинга; 6) разработка тактики маркетинга; формирование спроса и стимулирование сбыта; анализ маркетинга и контроль результатов деятельности.(Аналитическая функция; Производственная функция; Сбытовая функция (функция обеспечения продажи товаров); Функция управления и контроля).
Понятие маркетинговой среды предприятия. Основные факторы макро- и микросреды
Маркетинговая среда – это совокупность действующих за пределами компании лиц и сил, которые влияют на развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами.
Маркетинговую среду можно разделить на микросреду и макросреду. Микросреду составляют силы и действующие лица, работающие в непосредственном контакте с компанией, которые в совокупности образуют систему доставки потребительской ценности компании либо воздействуют на способность компании обслуживать своих целевых потребителей: 1) сама компания, 2) посредники, 3) поставщики, 4) конкуренты, 5) потребители, 6) контактные аудитории (финансовые круги, СМИ, госучреждения, общественные организации, общественность).
Макросреда представлена более общими внешними факторами, оказывающими влияние на всю микросреду: 1) демографическими («китайский бэби-бум», «американский стиль», миграция, образование, расширение сферы услуг в противовес сужению сферы производства, этническое и национальное многообразие), 2) экономическими (покупательская способность, структура потребления, уровень доходов, уровень и структура расходов), 3) природными (полезные ископаемые, загрязнение окружающей среды, госучастие в надзоре и контроле), 4) технологическими (прогресс, научные достижения), 5) политическими (политическая конъюнктура, законы, нормативные требования), 6) культурными.