Разрешение конфликта — вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта [2, С. 80]. Разрешение представляет заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
• достаточная зрелость конфликта;
• потребность субъектов конфликта в его разрешении;
• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
|
|
• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Рис. 9. Алгоритм управления конфликтом
Универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами представляет основные, целесообразные шаги в такой деятельности (рис. 9).
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:
• объективности и адекватности оценки конфликта;
• конкретно-ситуационного подхода;
• гласности;
• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
• комплексного использования способов и приемов воздействия.
Весьма важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в табл. 10.
Таблица 10.
Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту
Содержание фактора | Последствия |
Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания) | Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта |
Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности | Ошибочные решения, связанные с субъективной оценкой предмета конфликта |
Стремление как можно быстрее погасить конфликт | Ошибочные решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых» |
Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии, дружба и т. п.) | Ошибочные решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта |
Использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов (по X. Корнелиус и Ш. Фэйр) отраженны в табл. 11. Отметим, что для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния.
|
|
Таблица 11
Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов
Вид власти и ее проявления | |
Манипулирование | Влияние |
Исход конфликта зачастую затрагивает интересы влияющего | Исход, как правило, не затрагивает интересы влияющего |
Часто исход оказывается нежелательным для объекта влияния | Учитывается согласие и его отсутствие у объекта влияния |
Информация, неугодная субъекту влияния, утаивается | Объекту влияния предоставляется полная информация |
Объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора | Объекту влияния дается свобода выбора |
В процессе управления конфликтомрегулирования конфликтов важно эффективно применять некоторые технологии регулирования конфликтов, которые представлены в табл. 12.
Таблица 12
Технологии регулирования конфликта
Название | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения. |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе |
Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. |