double arrow

Занятие 20. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста. Жанрообразующие признаки текстов массовой коммуникации

Теоретические вопросы:

1. Понятие жанра.

2. Принципы жанровой организации текста.

3. Классификация жанров публицистической речи.

Рекомендуемая литература:

1. Майданова Л.М. очерки по практической стилистике. Свердловск, 1987.

2. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. С. 7-38.

3. Кузнецов В.Г. Функциональные стили современного французского языка. М., 1991. Гл. 6. С.80-115.

4. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. М., 2001.

Занятие 21. Самостоятельная зачетная работа по теме

«Стили и жанры речи»

Задание 1. Из произвольно выбранного публицистического текста (текст №1) выберите газетно-публицистические клише и штампы (выполняется дома).

Задание 2. Произведите стилистический анализ текста №2 информационного жанра по следующему плану:

1) Укажите предложение, вводящее тему (констатация, содержащая прямое обозначение объекта речи);

a) Постройте номинативную цепочку обозначений объекта речи;

б) Определите стилистический прием, с помощью которого образованы обозначения объекта речи в номинативной цепочке;

в) Определите, каковы цели использования различных номинаций объекта речи.

2) Укажите предложение, развивающее тему. Определите, какой формой текста представлено развитие темы: описание, повествование, рассуждение.

3) Сделайте предположение о жанровой принадлежности анализируемого текста. Вывод обоснуйте.

Задание 3. Произведите стилистический анализ текста аналитического жанра (текст №1) по следующему плану:

1) Определите общие жанрообразующие признаки текста: а) тип логической схемы текста; б) тип информационной модели; в) назначение текста; г) адресность; д) тип авторства; е) тип авторской позиции; ж) тип композиции. Ответы обоснуйте.

2) Охарактеризуйте аспекты образа автора: а) тип повествователя; б) форма общения с читателем; эпический ракурс; г) эпическая дистанция.

3) Сделайте обоснованный вывод о жанровой принадлежности текста №1.

Терминологический минимум

(для теоретического зачета и экзамена)

Тема 1

«Введение в стилистику. Стилистика и теория коммуникации»

Стилистика, предмет изучения стилистики; направления стилистики: стилистика языка, описательная стилистика, генетическая стилистика, функциональная стилистика, стилистика текста (речи), коммуникативная стилистика, практическая стилистика; идентификация экспрессивных фактов как прием. коммуникация, коммуникативная функция языка, речевая деятельность, коммуникативный речевой акт, компоненты коммуникативного речевого акта: отправитель (адресант), получатель (адресат), коммуникативное задание, коммуникативные цели, контакт, общий языковой код, обстоятельства коммуникативного акта, высказывание (сообщение);функциональная модель Р. Якобсона, речь и речевая коммуникация; функции речи, вытекающие из функциональной модели Р. Якобсона (коммуникативная, эмотивная, конативная, фатическая, метаязыковая, поэтическая); функции речевой коммуникации: создание и поддержание межличностного контакта (контактоустанавливающая), порождение и передача информации (коммуникативная), регуляция деятельности коммуникантов (регулятивная); смысл и значение, значение слова, смысл высказывания как основная значимая единица речи; параметры смысла (референция, модальность, фоновость, интенция); смысл высказывания как основная значимая единица речи, интерпретация, критерии понимания; смысловой анализ текста, свертывание как прием смыслового анализа, смысловое ядро, ключевые слова; дифференциальный алгоритм чтения как методика углубленного понимания текста (ключевые слова, смысловые ряды, доминанта).

ТЕМА 2

«Критика речи»

Язык, речь, речевая деятельность, коммуникативные свойства речи; стилистический узус, узуально-стилевой комплекс, элементы узуально-стилевого комплекса, двойственная природа узуально-стилевого комплекса; аномалия, текстовая аномалия, первоначальное смысловое восприятие текста; эксперимент как способ обработки текстовых аномалий, типология аномалий; норма, критерии нормы, системные и структурные нормы, кодификация, нормативная стилистика; аномалия, намеренные и ненамеренные аномалии, деструктивные и конструктивные аномалии, нарушение языковой сочетаемости как причина языковых аномалий; предметная и понятийная логичность; логика рассуждения и логика изложения; алогизм; законы формальной логики и правила их соблюдения (закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания, правило определения, правило классификации – деления понятия); условия соблюдения логики изложения: синтаксическая связь слов в предложении, порядок слов в предложении, знаки препинания как сигналы логической связи в тексте; союзы, союзные слова, вводные слова и словосочетания как сигналы логической связи в тексте.

Тема 3

«Выразительность речи»

Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность);

выразительность речи, узуально-стилевой комплекс как механизм языкового отбора, условия выразительности; экспрессивность и эмоциональность;эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже, общетекстовые выразительные эффекты (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции);средства выразительности (экспрессивности), содержательные и содержательно-формальные средства выразительности (экспрессивные);композиция, «нулевой» уровень композиции, типы композиционного развертывания (конкретизация, адаптация, аддиция, иммутация, трансмутация); композиционные приемы выразительности (проспекция, ретроспекция, ретардация, дробление, повтор, подтекст, контраст и т.д.); языковые средства выразительности; стилистика единиц и стилистика последовательностей в парадигматике и синтагматике; языковые элементы узуально-стилевого комплекса (стилистическое средство, стилистическое значение, стилистический прием); стилистическая окраска, эмоционально-экспрессивная окраска, функционально-стилевая окраска, шкала стилистических противопоставлений;эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски: возвышенная, фамильярная, нейтральная, оценочная (мелиоративная, пейоративная), эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные);виды функционально-стилевой окраски (книжная, нейтральная, разговорная);рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста, разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева): стилистика единиц (ономатология) – парадигматическая фонетика, парадигматическая морфология, парадигматическая семасиология (употребления тропов): фигуры замещения (фигуры количества – гипербола, мейозис; фигуры качества – метафора, метонимия, ирония); стилистика последовательностей – синтагматическая морфология, синтагматическая фонетика, синтагматическая лексикология, синтагматический синтаксис (фигуры повтора), синтагматическая семасиология: фигуры совмещения (фигуры тождества – сравнение, синонимы-заменители, синонимы-уточнители; фигуры неравенства – каламбур, климакс, антиклимакс, зевгма; фигуры противоположности – антитеза, оксюморон);тропы и фигуры: параметры общей и частной классификации; риторическая классификация тропов и фигур;принципы и способы организации выразительных средств в речи (в тексте): вербальные (языковые, композиционные, риторические) и невербальные (графические, знаковые, изобразительные, параязыковые); позитивные и негативные стратегии и тактики речевой деятельности в аспекте экспрессивности;узуально-стилевой комплекс как механизм языко-стилевого отбора; конфликт языкового и неязыкового в УСК как причина порождения конфликтного текста; смысловая защита текста; принципы, постулаты и максимы Г.П. Грайса и Дж. Лича: принципы кооперативности и вежливости; максимы количества, качества, релевантности, прозрачности и др.; постулаты вежливости, такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии; стратегии позитивной вежливости П. Брауна и С. Стивенсона; оценка и ненормативность в текстах массовой коммуникации; понятия непристойный, неприличный, оскорбительный, табуированный; ненормативная, обсценная, инвективная лексика и фразеология.

ТЕМА 4

«Стили и жанры речи»

Стиль, языковой стиль, функциональная разновидность русского языка, стиль, теория «трех штилей» М. Ломоносова; проблема классификации функциональных стилей, лингвистические и экстралингвистические основы классификации функциональных стилей (функции языка; сфера общения, вид общественной деятельности, формы общественного сознания, языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля); стилеобразующие характеристики стилей русского языка: сфера функционирования, выполняемые функции, формы и жанры речи, отношение к экспрессивности, языковые приметы стиля на различных уровнях языка; стилеобразующие признаки научного стиля, сфера функционирования, выполняемые функции; стандарт, формы и жанры научного стиля, отношение к экспрессии, языковые приметы стиля; понятие о стандартизации; стандарт оформления курсовых и дипломных работ; стилеобразующие признаки официально-делового стиля (сфера функционирования, выполняемые функции, формы и жанры речи, отношение к экспрессивности, языковые приметы стиля на различных уровнях языка); официально-документальный и обиходно-деловой подстили; язык дипломатии, язык закона, служебная переписка, деловые бумаги; понятие канцелярита; стилеобразующие признаки газетно-публицистического стиля (сфера функционирования, выполняемые функции, формы и жанры речи, отношение к экспрессивности, языковые приметы стиля на различных уровнях языка); штампы и стереотипы; публичная речь, публицистическая речь, публичные коммуникации; публичная сфера, типы субъектов публичной сферы (институциональные и субстанциональные); жстиль массовых коммуникаций; виды и формы текстов массовой коммуникации; PR-текст как разновидность текстов массовых коммуникаций; стилеобразующие признаки PR-текста и его отличие от журналистских и рекламных текстов (понятия базисного субъекта PR, PR-информации, информационного повода); стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля; понятие жанра; жанр как стилистическая категория; экстралингвистические основы выделения жанра; стиль и жанр, жанр и текст, жанр и дискурс, статусно-ролевая природа коммуникации; дискурсивное мышление; критерии выделения жанров массовой коммуникации: авторский замысел и жанр; типы логической схемы (описательная, событийная, обобщающая); тип информативной модели (облигаторная, регламентированная, нерегламентированная); глубина логической схемы (объем информации); цель публикации (зачем?); тип авторства и авторская позиция (социально-ролевая и конкретно-чувственная); типы композиции газетного текста (логическая, событийная, метасобытийная); информационные жанры газетной публицистики; аналитические жанры; приемы введения аналитизма в информационный текст.

Вопросы к зачету по курсу «Стилистика и культура речи»

(Отделение филологии, 3 курс)

1. Коммуникативный речевой акт и его компоненты. Функции речевой коммуникации.

2. Стилистика и ее основные направления. Стилистика языка и речи.

3. Смысл как значимая единица речи. Параметры смысла.

4. Номинативная функция языка в контексте речевой деятельности. Свойства языкового знака.

5. Контекст как способ реализации языкового знака. Типы контекстов.

6. Высказывание как основная единица коммуникации.

7. Смысл и значение высказывания. Параметры смысла.

8. Критерии понимания (М.П. Брандес, Л.М. Майданова). Восприятие, интерпретация, память, установка как необходимые этапы процесса понимания.

9. Механизмы восприятия текста. Причины возникновения и виды смысловых искажений при восприятии текста.

10. Методики смыслового анализа текста.

11. Критика речи как раздел стилистики. Понятие языкового и стилистического узуса.

12. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора. Узуально-стилевые средства языка. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.

13. Языковая аномалия (Ю.Д. Апресян). Классификация аномалий.

14. Понятие текстовой аномалии. Виды текстовых аномалий.

15. Филологические методики анализа текста. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.

16. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник). Типологии и классификации аномалий.

17. Критика речи. Логика рассуждения и логика изложения. Понятие алогизма.

18. Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность), эмоциональность.

19. Выразительность речи. Функции выразительности речи. Условия выразительности.

20. Коммуникативные свойства речи.

21. Эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже. Общетекстовые выразительные эффекты и их моделирование в текстах разной функционально-стилевой направленности.

22. Характеристика средств выразительности (экспрессивности) в содержательном и содержательно-формальном аспектах.

23. Содержательно-формальные средства создания выразительности. Понятие композиции. «Нулевой» уровень композиции. Типы композиционного развертывания и основные трансформационные факторы. Частные композиционные приемы выразительности

24. Языковые средства выразительности как средства содержательно-формальные.

25. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста Разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева).

26. Разновидности эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц (ономатология).

27. Понятие стилистической окраски. Виды стилистической окраски. Шкала стилистических противопоставлений.

28. Эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски. Эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные).

29. Виды функционально-стилевой окраски.

30. Стилистика единиц Парадигматическая семасиология (употребление тропов). Фигуры замещения.

31. Стилистика последовательностей. Понятие синтагматической семасиология: фигуры совмещения.

32. Стилистические ресурсы современного русского языка.

33. Понятие функционального стиля. Функциональный стиль как разновидность единого литературного языка.

34. Формирование единого литературного языка. Теория «трех штилей» М. Ломоносова.

35. Проблема классификации функциональных стилей: лингвистические и экстралингвистические основы классификации.

36. Стилеобразующие характеристики разных стилей языка и речи

37. Языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля.

38. Понятие жанра. Принципы описания жанра. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста.

Экзаменационные вопросы по курсу «Стилистика и литературное редактирование»

(отделение СО, 3 курс)

1. Стилистика и ее основные направления. Стилистика языка и речи.

39. Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора. Узуально-стилевые средства языка. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.

40. Выразительность речи. Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность), эмоциональность.

41. Выразительность речи. Функции выразительности речи. Условия выразительности.

42. Эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже. Общетекстовые выразительные эффекты и их моделирование в текстах разной функционально-стилевой направленности.

43. Характеристика средств выразительности (экспрессивности) в содержательном и содержательно-формальном аспектах.

44. Содержательно-формальные средства создания выразительности. Понятие композиции. «Нулевой» уровень композиции. Типы композиционного развертывания и основные трансформационные факторы. Частные композиционные приемы выразительности

45. Языковые средства выразительности как средства содержательно-формальные.

46. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста Разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева).

47. Разновидности эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц (ономатология).

48. Понятие стилистической окраски. Виды стилистической окраски. Шкала стилистических противопоставлений.

49. Эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски. Эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные).

50. Виды функционально-стилевой окраски.

51. Стилистика единиц Парадигматическая семасиология (употребление тропов). Фигуры замещения.

52. Стилистика последовательностей. Понятие синтагматической семасиология: фигуры совмещения.

53. Коммуникативные свойства речи как основа классификации тропов и фигур современного русского языка.

54. Стилистические ресурсы современного русского языка.

55. Понятие функционального стиля. Функциональный стиль как разновидность единого литературного языка.

56. Формирование единого литературного языка. Теория «трех штилей» М. Ломоносова.

57. Проблема классификации функциональных стилей: лингвистические и экстралингвистические основы классификации.

58. Стилеобразующие характеристики разных стилей языка и речи

59. Языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля.

60. Понятие жанра. Принципы описания жанра. Жанрообразующие признаки.

61. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста.

62. Жанровая организация текстов массовой коммуникации.

63. Публицистическая речь и ее жанры. Классификация жанров публицистической речи.

64. Жанровая специфика PR-текстов.

65. Способы изложения и виды текстов.


[1] Примечание: в качестве источника для сбора материала по теме можно использовать любой другой учебник по проблемам стилистики. В работе обязательно указать ФИО автора, полное название, выходные данные (место и год издания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: