1- Нормы права, их структура, виды способов изложения
2- Нормативно-правовые акты, их виды и требования, проявляемые к ним
3- Действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве
4- Сфера правового регулирования
1. Норма права – государственно властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.
Структура норма права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы [ Если…, то…, иначе… ]
Пример: Если одно лицо по договору взаймы получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть предчитающегося с него сумму, в назначенный срок, иначе дело бедет рассматриваться в судебном порядке.
Эл.структура права:
1. Гипотеза. Содержит указание на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой;
2. Диспозиция. Указывает, каким может или должно быть поведение субъектов права при наличии условий, указанных гипотезой;
3. Санкция. Указывает мерой государственного воздействия применяемой в случаи и выполнения предписаний, содержащих диспозиции.
|
|
Части нормы права:
- Сложные
- Простые
Виды норм права: по характеру, содержащихся в нормах правил поведений.
- Диспозитивные (управомочивающие) – представляет участником отношений определенный объем прав, которыми они могут при желании воспользоваться.
- Императивные (обязывающие) – устанавливают для участников общественные отношения, непременные требования придерживаться определенного поведения [Должен…, обязан…]
- Запрещенные – устанавливают для лиц требования воздержаться под совершению каких-либо действий или бездействий.
Способы изложения правовых норм:
- Прямой – содержание нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства при котором можно совершать те или иные действия. Дается полный перечень мер воздействия за неисполнения данной нормы (ст.129)
- Отсылочный – содержание статьи полностью не раскрывается, дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования (ст.258 р.к.)
- Бланкетный – по способу изложения данной нормы, представляет как бы заполненный бланк, который заполняется при обращении к другим нормативно-правовым правам (ст22 р.к.)
2. Нормативно-правовые акты.
Содержание юридической нормы, официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдум). Кроме нормативно-правовых есть:
- Санкционированный обычай
- Судебный прецедент
- Нормативный договор
Нормативно-правовые следует отличать от индивидуально-правовых актов:
|
|
- В индивидуально-правовых актов характерно:
· В них не содержится правило поведения
· Они являются одноразового и кратковременного действия
· Носит строго адресный персонофицированный характер
- Назначение индивидуально-правовых актов:
· Определить порядок проведения родных мероприятий
· Регистрация юридических факторов
· Определить разрешение возникающих спор
Виды нормативно-правовых актов:
- Закон нормативно-правовых актов, обладающий высшей юридической силой. Принимает в особом порядке с целью регулирования наиболее важных государственных и общественных отношений. Правовые принятия законов обладает:
· Федеральное собрание РФ
· Законодательный орган субъектов РФ
· Граждане, имеющие право избирать и участвовать на конференции
Виды законов:
- Основные конституции РФ и субъектов
- Федеральные конституционные законы, регулируют наиболее важные в стратегическом плане общественных отношений, которые определяют форму государства и всю его политическую систему
- Федеральный закон. Регулирует основные сферы деятельности общества и государства
- Законы субъектов РФ (ст.72)
- Подзаконные акты, один из видов правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом спецификой различных слоев населения территориальной особенности индивидуальных интересов.
Основные признаки подзаконных актов:
1. Содержит в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах, новые нормы вводить не могут
2. Обладает меньшей юридической силой меньше, чем закон
По степени юридической силы подзаконные акты разделяются на:
- Указы Президента
- Постановление правительства
- Ведомственные нормативные акты
- Подзаконные акты органов местного самоуправления
- Внутреорганизованные акты
Требования, предъявляемые нормативно-правовых актов
- Законность
- Компетентность
- Четкость и противоречивость изложений
- Своевременность принятия
- Оперативность доведения содержания до неисполнительной
3. Действие нормативно-правового акта во времени пространства.
- Действие нормативно-правового акта во времени.
Время вступления нормативно-правового акта в законную силу.
1) С момента официального опубликования
2) С момента подписания, что специально оговаривается в нормативно-правовом акте
3) Срок вступления в силу может быть указан в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте по введению его в действие
4) Нормативно-правовой акт может вступить в силу с момента получения его в организации и учреждения
5) Нормативно-правовые акты Президента и Правительства впали в силу через 7 дней после их официального опубликования
6) Все ведомственные подзаконные акты (инструкции их рекомендации) вступают в силу через 14 дней послу их официального опубликования
- Утрата нормативно-правового акта юридической силой.
1) Истечение срока действия нормативно-правового акта
2) В результате прямой отмены
3) В результате фактической отмены
- Действие нормативно-правового акта в пространстве.
Определенной территорией государства, на которую распространяются их предписание.
В территории государства входит:
· Территориальное пространство
· Экстерриториальное пространство
Территориальное пространство включается в себя:
1) Земная поверхность
2) Недра
3) Внутреннее водное пространство
4) Внешнее внутреннее пространство(12 морских миль)
5) Воздушное пространство в пределах государственных границ
Экстерриториальное пространство включает в себя:
1) Посольство и представительство
2) Военные корабли в открытом море и портах
3) Все другие корабли только в отрытом море
4) Салоны и кабины летальных аппаратов на земле и в воздухе
|
|
Сфера правового регулирования
Область общественных отношений на которой государство способно воздействовать и в регуляции, в которых есть необходимость.
Сфера правового регулирования на две сферы:
- Сфера возможного регулирования, представляет собой область общественных отношений на которое государство способно воздействовать, но в регуляции которых пока нет необходимости
- Сфера законодательного регулирования представляет собой круг общественных отношений, которое государство может регулировать и которой в силу своей особы общественных значимости должны регулироваться или уже регулируются нормами права.
Признаки отношения подлежащих правовому государству:
- Типичность, т.е. отношение, постоянно повторяющихся перед определенных обстоятельствах
- Массовость, т.е. в отношение одновременно участвуют большие группы людей
- Контролируемость, т.е. данное отношение должны поддаваться контролю страны государства
- Формализованность, т.е. отношение, которые могут быть зафиксированы, т.е. закреплены в стандартных форм
Обязательным правовому регулированию подлежат:
- Отношение в сфере государственного устройства и управления
- Имущественные отношения граждан, предприятий и организаций
- Отношение по охране правопорядка, т.к. их регуляция важна с точки зрения обеспечения общественных безопасности и правопорядка