Действия права в системе общественных отношений

1- Нормы права, их структура, виды способов изложения

2- Нормативно-правовые акты, их виды и требования, проявляемые к ним

3- Действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве

4- Сфера правового регулирования

1. Норма права – государственно властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура норма права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы [ Если…, то…, иначе… ]

Пример: Если одно лицо по договору взаймы получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть предчитающегося с него сумму, в назначенный срок, иначе дело бедет рассматриваться в судебном порядке.

Эл.структура права:

1. Гипотеза. Содержит указание на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой;

2. Диспозиция. Указывает, каким может или должно быть поведение субъектов права при наличии условий, указанных гипотезой;

3. Санкция. Указывает мерой государственного воздействия применяемой в случаи и выполнения предписаний, содержащих диспозиции.

Части нормы права:

  1. Сложные
  2. Простые

Виды норм права: по характеру, содержащихся в нормах правил поведений.

  1. Диспозитивные (управомочивающие) – представляет участником отношений определенный объем прав, которыми они могут при желании воспользоваться.
  2. Императивные (обязывающие) – устанавливают для участников общественные отношения, непременные требования придерживаться определенного поведения [Должен…, обязан…]
  3. Запрещенные – устанавливают для лиц требования воздержаться под совершению каких-либо действий или бездействий.

Способы изложения правовых норм:

  1. Прямой – содержание нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства при котором можно совершать те или иные действия. Дается полный перечень мер воздействия за неисполнения данной нормы (ст.129)
  2. Отсылочный – содержание статьи полностью не раскрывается, дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования (ст.258 р.к.)
  3. Бланкетный – по способу изложения данной нормы, представляет как бы заполненный бланк, который заполняется при обращении к другим нормативно-правовым правам (ст22 р.к.)

2. Нормативно-правовые акты.

Содержание юридической нормы, официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдум). Кроме нормативно-правовых есть:

  • Санкционированный обычай
  • Судебный прецедент
  • Нормативный договор

Нормативно-правовые следует отличать от индивидуально-правовых актов:

  1. В индивидуально-правовых актов характерно:

· В них не содержится правило поведения

· Они являются одноразового и кратковременного действия

· Носит строго адресный персонофицированный характер

  1. Назначение индивидуально-правовых актов:

· Определить порядок проведения родных мероприятий

· Регистрация юридических факторов

· Определить разрешение возникающих спор

Виды нормативно-правовых актов:

  1. Закон нормативно-правовых актов, обладающий высшей юридической силой. Принимает в особом порядке с целью регулирования наиболее важных государственных и общественных отношений. Правовые принятия законов обладает:

· Федеральное собрание РФ

· Законодательный орган субъектов РФ

· Граждане, имеющие право избирать и участвовать на конференции

Виды законов:

  1. Основные конституции РФ и субъектов
  2. Федеральные конституционные законы, регулируют наиболее важные в стратегическом плане общественных отношений, которые определяют форму государства и всю его политическую систему
  3. Федеральный закон. Регулирует основные сферы деятельности общества и государства
  4. Законы субъектов РФ (ст.72)
  1. Подзаконные акты, один из видов правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом спецификой различных слоев населения территориальной особенности индивидуальных интересов.

Основные признаки подзаконных актов:

1. Содержит в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах, новые нормы вводить не могут

2. Обладает меньшей юридической силой меньше, чем закон

По степени юридической силы подзаконные акты разделяются на:

  1. Указы Президента
  2. Постановление правительства
  3. Ведомственные нормативные акты
  4. Подзаконные акты органов местного самоуправления
  5. Внутреорганизованные акты

Требования, предъявляемые нормативно-правовых актов

  1. Законность
  2. Компетентность
  3. Четкость и противоречивость изложений
  4. Своевременность принятия
  5. Оперативность доведения содержания до неисполнительной

3. Действие нормативно-правового акта во времени пространства.

  1. Действие нормативно-правового акта во времени.

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу.

1) С момента официального опубликования

2) С момента подписания, что специально оговаривается в нормативно-правовом акте

3) Срок вступления в силу может быть указан в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте по введению его в действие

4) Нормативно-правовой акт может вступить в силу с момента получения его в организации и учреждения

5) Нормативно-правовые акты Президента и Правительства впали в силу через 7 дней после их официального опубликования

6) Все ведомственные подзаконные акты (инструкции их рекомендации) вступают в силу через 14 дней послу их официального опубликования

  1. Утрата нормативно-правового акта юридической силой.

1) Истечение срока действия нормативно-правового акта

2) В результате прямой отмены

3) В результате фактической отмены

  1. Действие нормативно-правового акта в пространстве.

Определенной территорией государства, на которую распространяются их предписание.

В территории государства входит:

· Территориальное пространство

· Экстерриториальное пространство

Территориальное пространство включается в себя:

1) Земная поверхность

2) Недра

3) Внутреннее водное пространство

4) Внешнее внутреннее пространство(12 морских миль)

5) Воздушное пространство в пределах государственных границ

Экстерриториальное пространство включает в себя:

1) Посольство и представительство

2) Военные корабли в открытом море и портах

3) Все другие корабли только в отрытом море

4) Салоны и кабины летальных аппаратов на земле и в воздухе

Сфера правового регулирования

Область общественных отношений на которой государство способно воздействовать и в регуляции, в которых есть необходимость.

Сфера правового регулирования на две сферы:

  1. Сфера возможного регулирования, представляет собой область общественных отношений на которое государство способно воздействовать, но в регуляции которых пока нет необходимости
  2. Сфера законодательного регулирования представляет собой круг общественных отношений, которое государство может регулировать и которой в силу своей особы общественных значимости должны регулироваться или уже регулируются нормами права.

Признаки отношения подлежащих правовому государству:

  1. Типичность, т.е. отношение, постоянно повторяющихся перед определенных обстоятельствах
  2. Массовость, т.е. в отношение одновременно участвуют большие группы людей
  3. Контролируемость, т.е. данное отношение должны поддаваться контролю страны государства
  4. Формализованность, т.е. отношение, которые могут быть зафиксированы, т.е. закреплены в стандартных форм

Обязательным правовому регулированию подлежат:

  1. Отношение в сфере государственного устройства и управления
  2. Имущественные отношения граждан, предприятий и организаций
  3. Отношение по охране правопорядка, т.к. их регуляция важна с точки зрения обеспечения общественных безопасности и правопорядка

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: