Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школе

Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школе предусматривает изучение учебного распорядка, расписания занятий и организации урока.

1. Контроль за учебным распорядком связан с определением времени занятий в школе, длительностью уроков, перерывов между ними и изменениями, соответствие количества уроков на протяжении года и недели учебному плану.

Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности должны начинаться 1 сентября и заканчиваться не позже 1 июля следующего года. Длительность учебного года для учеников школы 1 степени (начальная школа) не может быть меньшей 175 рабочих дней, для учеников общеобразовательных учебных заведениях П-Ш степени – меньшей 190 рабочих дней.

В течение учебного года для учеников проводятся каникулы: осенние, зимние и весенние общим объемом не менее 30 дней.

Длительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет: в 1 классах – 35 минут, в 2-4 классах – 40 минут, в 5-12 классах – 45 минут.

Длительность перерывов между уроками для учеников 1 класса должна быть не менее 15 минут, для всех других классов – не менее 10 минут. Длительность большого перерыва (после 2-го урока) должна составлять 30 минут. Вместо одного большого перерыва после 2-го и 3-го уроков можно устраивать перерывы на протяжении 20 минут. Во время перерывов необходимо организовывать пребывание учеников на открытом воздухе и их питание.

Начало занятий в общеобразовательных учебных заведениях должно приходиться на время не раньше 8 часов утра. В случае использования двусменного режима учебы начало занятий во вторую смену должно организовываться не позже 14 часов, окончания занятий – не позже 19 часов. Начинать занятия как в первую так и во вторую смену необходимо в одно и то же время в течение учебного года.

Ученики первых, вторых и выпускных классов, а также классов компенсирующего обучения должны учиться лишь в первую смену. Ученики 3-5 классов могут учиться в первую смену или в подсмену с началом занятий не позже 12 часов. Учеба в инновационных учебных заведениях организуется лишь в одну (первую) смену.

В ходе определения целесообразности, характера, содержания и объема домашних заданий, следует учитывать индивидуальную особенность учеников и целый ряд педагогических требований. Так, в 1 классе домашние задания не задаются. В дальнейшем объем домашних заданий должен быть таким, чтобы расходы времени на их выполнение не превышали во 2 классе – 45 минут; в 3 классе – 1 часа 10 минут; в 4 классе – 1 часа 30 минут; в 5–6 классах – 2,5 часа; в 7–9 классах – 3 часа; в 10–12 классах – 4 часа. В 1–4 классах домашние задания не рекомендуется задавать на выходные и праздничные дни.

Наполняемость классов не должна превышать 30 учеников, с учетом того, что площадь в классе, которая приходится на одного ученика, должна составлять не менее 2,0 м2.

2. Расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки на протяжении недели, а также правильное чередование предметов на протяжении дня и недели.

В начальной школе спаривать уроки не разрешено. Для учеников 5-9-х классов проведение спаренных уроков допускается лишь в случае проведения лабораторной и контрольной работ, уроков трудовой учебы и написания произведений. В 10-12 классах допускается проведение спаренных уроков как по основным, так и по ряду профильных учебных дисциплин.

Рабочая неделя для учеников 1 класса в течение учебного года должна предусматривать установление дополнительного разгрузочного дня (четверг), в расписание которого не входят предметы, которые требуют значительного умственного напряжения (математика, языковые предметы и т. п.).

Основными элементами санитарно-гигиенического надзора за расписанием занятий является определение соответствия распределения и смены предметов на протяжении учебного дня и учебной недели состоянию здоровья и морфофункциональным возможностям организма детей и подростков, учета особенностей физиологической кривой работоспособности учеников (рис. 1), а также изучения степени сложности предметов и характера их взаиморасположения (наличие спаренных уроков, размещение подряд уроков по предметам, подобных по содержанию или по виду деятельности, например, родной язык и иностранный язык, алгебра и геометрия и т. п.).

Для определения степени сложности уроков используют методику группирования предметов по степени тяжести (1 группа: математика, иностранный язык; 2 группа – химия, физика; 3 группа – родной язык, история, география; 4 группа – природоведение, литература; 5 группа – физическая культура, музыка, труд) или ранговую шкалу сложности школьных предметов (математика – 11 баллов; иностранный язык – 10; физика, химия – 9; история – 8; родной язык, литература – 7; природоведение, география – 6; физическая культура – 5; труд – 4; чертеж – 3; рисование – 2; музыка – 1) или методику определения бального уровня сложности отдельных предметов (геометрия – 6 баллов; алгебра – 5,5; иностранный язык – 5,4; химия – 5,3; физика – 5,2; биология – 3,6; родной язык – 3,5; литература – 1,7; история – 1,7).

3. Гигиеническая оценка организации урока предусматривает исследование условий его проведения, особенностей предоставления учебного материала, методик и наглядности преподавания, степени развития усталости учеников в ходе учебного процесса, проведение хронометражных наблюдений по продолжительности основных структурных элементов урока (организационная часть, проверка домашнего задания, основная часть, закрепление нового материала, заключительная часть).

Для профилактики возникновения усталости, нарушений осанки и появления расстройств со стороны органа зрения среди учеников начальных классов на уроках письма, языка, чтения и математики через каждых 15 минут на уроке нужно проводить физкультурные минутки и специальную гимнастику для глаз.

Период работы

Рис. 1. Физиологическая кривая работоспособности

(I – период втягивания в работу; II – период высокой стойкой работоспособности, III – период снижения работоспособности; а – зона неполной компенсации; б – зона конечного порыва; в – зона прогрессивного падения работоспособности)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: