Социально-экономическое развитие страны в 60-70-е гг. XIX в

Отмена крепостного права (1861) привела к бурному росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, железнодорожного строительства, росту городов. Либеральные реформы 60—70-х годов значительно улуч­шили политические и правовые условия для развития ка­питалистической экономики. Расслоение крестьянства вело к развитию капиталистического рынка. Богатым крестьянам требовалось все больше сельскохозяйственных машин, ору­дий, удобрений и т. п. Приобретение их на рынке способ­ствовало росту спроса на средства производства. Крестьяне, существовавшие в основном на «заработки», приобретали теперь и предметы потребления на рынке, стимулируя тем самым развитие рынка по­требительских товаров. Не­имущие крестьяне продава­ли свою рабочую силу как предприятиям сельскохо­зяйственного, так и про­мышленного производства. Железнодорожное строи­тельство нуждалось в метал­ле, топливе, рабочей силе. К 80-м годам завершился пе­реход от мануфактуры к фаб­рике. Машинная техника вытеснила ручную в основ­ных сферах промышленнос­ти и на транспорте.

В 70-х годах последовал бурный подъем промышленности, особенно крупной.

Экономическому подъему способствовало развитие банков­ской системы. Был открыт Государственный банк для финан­сирования частных предприятий. Создавались коммерческие банки, которые оказывали огромное влияние на экономику пореформенной России. Были созданы Московский купеческий банк и Волжско-Камский банк для финансирования промышленности.

Стали накапливаться крупные частные капиталы. Особенно интенсивно развивались тек­стильная и пищевая промышленность, которые не требовали больших капитальных вложений.

К старым промышленным отраслям прибавились новые — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. В конце 70-х годов выплавка чугуна возросла в 10 раз, особен­но в Донбассе и Кривом Роге.

Несмотря на быстрое развитие, российская промышленность значительно отставала от передовых стран по размерам про­изводства на душу населения, в техническом отношении — по темпам роста производства. Вместе с тем к 70-м годам про­шлого века Россия в определенной степени была уже втянута в мировую капиталистическую систему.

Важным условием для развития экономики является созда­ние мощной инфраструктуры — шоссейные и железные до­роги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. 60—70-е годы вошли в исто­рию страны как период «железнодорожной горячки». Крупнейшие текстиль­ные районы были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: