Тестовые задания. Тема: «Предмет экономики, основные этапы ее развития»

Тема: «Предмет экономики, основные этапы ее развития»

Экономика – многозначное, многогранное и сложное понятие. Ее содержание уточнялось и обобщалось в процессе развития общества, т.е. экономическая наука не возникла сразу в готовых и завершенных формах, она является результатом длительного процесса научных исканий, которые будут продолжаться и дальше.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. "Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны еще в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность в смысле потребительской и меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства.

Физиократия - второе крупное и цельное экономическое учение (в переводе с греческого -власть природы). Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, но рассматривали ее очень ограничено: они относили к ней только те отрасли, которые непосредственно связаны с природой, т.е. сельское хозяйство и горнодобывающее производство. Отсюда они делил общество на три класса:

1) землевладельцев;

2)землепользователей;

3) «бесплодный» класс всех остальных граждан.

Наиболее известный представитель школы физиократов- Франсуа Кенэ (1694-1774).

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Основным объектом исследования классической школы выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Основная идея состояла в том, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики, а не только в сельском хозяйстве как полагали физиократы. И поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, постольку ключ к богатству народов состоит в создании условий для повышения производительности труда. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Одним из самых ярких представителей классической школы является выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошедший в историю как "Пророк свободной конкуренции". Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. В связи с этим он вывел правило «невидимой руки»: каждый человек старается употребить свой капитал так, чтобы получить наибольшую выгоду, при этом он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения, а именно – служить интересам общества, т.е. люди руководствуясь стремлением к получению наибольшей личной выгоды, производят те товары, которые нужны обществу в целом. А.Смит говорил о минимальном вмешательстве государства в экономику, но при этом подчеркивал его регулирующую роль. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Теоретическое наследие А.Смита исключительно многообразно. Он вошел в историю экономической науки как первооткрыватель и заслужил титул «отца экономики». В его сочинениях находили ценные идеи экономисты самых разных взглядов. Сам того не желая, он стал предтечей двух непримиримо враждебных направлений в экономической науке. Одно из них (во главе с К.Марксом) восприняло ту часть его учения, где речь идет о трудовой теории стоимости, делении общества на классы с противоречивыми интересами, эксплуататорском происхождении прибыли при капитализме. Другое взяло на вооружение принцип «невидимой руки», экономический либерализм, представление о конкурентной рыночной экономике как наиболее эффективном способе организации хозяйственной жизни людей.

Также одним из виднейших представителей классической школы, выдающимся экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. К.Маркс доказывал, что капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему противоречий, которые нельзя разрешить, не изменив само экономическое и в целом общественное устройство. Фундаментом грандиозного здания марксисткой политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Согласно теории К.Маркса капиталистическая система делит общество на два полюса: собственников средств производства и пролетарий, у которого нет ничего, кроме рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голоду. В жесткой конкурентной борьбе капиталист вынужден применять новые технологии и машины, заменяя ими живой человеческий труд. В результате этого все большее число пролетариев оказывается безработными. что неизбежно приведет к кончине капитализма. Экономическое учение Маркса, несомненно,- глубокое направление экономической мысли, которое имело огромное значение для социалистов разных стран.

Вместе с тем, Маркс не оставил последователям сколько нибудь ясного представления о том, как будет выглядеть грядущее социалистическое общество. Из его трудов можно сделать вывод только о том, что оно должно базироваться на общественной собственности и некой плановой экономике.

Атаку на классическую теорию осуществила и школа маржинализма. Классики этой теории представители австрийской школы: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914). Они исследовали проблему предельной полезности и сформулировали закон убывающей предельной полезности. Под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). «Полезность»- не то же самое, что «ценность». Между этими категориями «австрийцы» специфическую связь. Всякое благо полезно, но не всякое - ценно. Разграничение полезности и ценности позволило маржиналистам разделить все блага на «экономические»(ограниченные, относительно редкие) и «свободные». Теория предельной полезности неоднократно подвергалась критике и многие из упреков были вполне справедливы. Но в главном маржинализм оказался плодотворным. Дело в том, что принцип предельной полезности послужил отправной точкой для последующей разработке положений и категорий, которые вошли в арсенал экономической теории в виде универсальной концепции «предельных величин» (предельные издержки, предельный доход, предельный продукт и т.д.).

На базе маржинализма возникло новое направление экономической теории получившее название неоклассического.

Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, равновесная цена –эта та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель(исходя из субъективной оценки полезности товара), и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар (исходя из уровня издержек на его производство). Создание теории цены равновесия принесло А.Маршалу титул «величайшего экономиста ХIХ века».

Неоклассическое направление безраздельно господствовало вплоть до 30-х годов ХХ века. Однако «Великая депрессия» 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов ХХ века стала характерна не безработица, как во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).

Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.

Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).

Богатство и многообразие идей, течений и различных направлений в области экономической теории позволяют выделить предмет этой науки на уровне современных представлений.

Предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. эта наука изучает поведение человека- и как производителя, и как потребителя.

Экономика сложная многоуровневая система. Поэтому экономическая теория изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро, макро и мегауровнях, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика- раздел экономической теории, связанный с деятельностью отдельных экономических субъектов –домашних хозяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на этом уровне. Например исходя из чего потребители принимают решения о покупке того или иного товара, и как на их выбор влияют изменения цен и доходов: каким образом фирмы планируют выпуск своей продукции и численность работников; как отреагируют конкуренты на изменения выпуска продукции конкретной фирмы и т.д. В данном разделе внимание сосредоточено на таких величинах, как производство и цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, прибыль или доход отдельного домохозяйства или фирмы, прибыль или доход отдельного домохозяйства или фирмы, издержки отдельной экономической единицы и пр.

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом. Здесь рассматриваются общие экономические показатели и категории- валовой национальный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, производительность труда в стране, инфляция, безработица, распределение доходов в обществе и пр., т.е. всегда делается акцент на общий уровень.

Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует закономерности развития мировой экономической системы.

Микро-,макро-и мегаэкономика не являются разными дисциплинами -это три подхода к рассмотрению экономических явлений и процессов: на уровне хозяйствующих субъектов, на уровне национальной экономики и мировой экономики в целом.

Целью экономической теории является исследование изучение экономических закономерностей, их действия и использования в практической деятельности людей. К основным функциям экономической теории относятся:

- познавательная функция (изучающая экономические закономерности на макро-и микроуровне, тенденции экономического прогресса);
- методологическая, позволяющая разработать способы, средства и методы научного исследования экономических процессов.

-прагматическая (практическая) функция, связанная с разработкой принципов рационального хозяйствования.

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. При этом если предмет экономической науки показывает что изучается и познается, то метод отвечает на вопрос, как познается. Метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

В экономической теории различают следующие основные методы исследования:

1. Сбор и систематизация статистического материала.

2. Единство исторического и логического.

3.Научная абстракция.

4.Анализ и синтез реальных процессов.

5.Моделирование и прогнозирование.

6.Экономический эксперимент.

Метод сбора и систематизации статистического материала основан на изучении конкретных данных, выявлении и обосновании экономических закономерностей. Анализ статистических данных позволяет выявить тенденции и спрогнозировать направления экономического развития. Полученные результаты служат основой для принятия решений. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных статистических методов их обработки. Обработанные данные могут быть представлены в различной форме.: в виде таблиц, диаграмм, графиков. Главной задачей при обработке цифровых данных является нахождение взаимосвязи между различными экономическими показателями и выявление причинно-следственных и функциональных связей.

2. Метод единства исторического и логического занимает важное место в исследовании экономических явлений, так как позволяет определить последовательность протекания экономических процессов, механизм их возникновения, развития и исчезновения. Этот метод раскрывает общественное развитие как процесс, который идет в определенной логической последовательности- от простого к сложному.

3. Метод научной абстракции основан на выделении главного, основного, отвлекаясь от второстепенного, случайного. Это позволяет проникнуть в суть экономических процессов.

4.Методы анализа и синтеза, индукции и дедукции также используются в экономической теории. Анализ-это мысленное расчленение изучаемого явления на составляющие части исследование каждой из этих частей. Синтез –объединение отдельных частей в целостную систему. Индукция –переход от изучения единичных факторов к их обобщению. Дедукция, наоборот позволяет перейти от наиболее общих выводов к частным.

5. Особое место занимает метод моделирования и прогнозирования. Он основан на экономико-математических моделях, которые составляются на основе прогнозных оценок и позволяют решать экономические задачи прикладного характера. Этот метод раскрывает причины изменений экономических явлений, их закономерности и последствия. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления. Большинство моделей в экономической теории выражаются в виде графиков и математических уравнений.

6. Метод экономических экспериментов -это искусственное воспроизведение экономических явлений или процессов с целью их изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Система методов позволяет экономической теории устанавливать связь между различными экономическими явлениями, обобщать их, формулировать на этой основе определенные закономерности и законы, применение которых является необходимостью при анализе реальных экономических процессов.

Таким образом, мы познакомились с основными этапами и периодами прогресса экономической науки, основными школами экономической теории; определили предмет экономической теории и ее основные функции; рассмотрели основные уровни экономического анализа, а также методы, используемые при экономическом анализе.

Контрольные вопросы.

1. Каковы основные направления и школы экономической теории?

2. В чем заключается вклад в экономическую науку основоположников классической школы?

3. Каковы основные функции экономической теории?

4. Какие уровни экономического анализа вы знаете?

5. Каковы основные методы изучения экономической теории?

6. Какова цель экономической теории?

Тестовые задания.

1.Какой из разделов экономической теории рассматривает такой показатель как «цена конкретного продукта»:

1. микроэкономика

2. макроэкономика

3. мегаэкономика

2.Целью экономической теории является:

1. изучение взаимосвязей хозяйствующих субъектов и государства

2. изучение экономических закономерностей, их действия и использования в практической деятельности людей.

3. разработка правил поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

3.К основным функциям экономической теории не относится:

1. познавательная

2. координирующая

3. методологическая

4. прагматическая

4. Какие из методов исследования используются в экономической теории:

1. единство исторического и логического

2. научной абстракции

3. моделирования и прогнозирования

4. экономический эксперимент

5. Синтез – это:

1. мысленное расчленение изучаемого явления на составляющие части и исследование каждой из этих частей.

2. объединение отдельных частей в целостную систему

3. переход от изучения единичных факторов к их обобщению

4. переход от наиболее общих выводов к частным.

6.Какое из экономических учений перенесло вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства:

1. меркантелизм

2. физиокартия

3. неоклассицизм

4. неолиберализм

7. Мегаэкономика- это раздел экономической теории изучающий:

1. экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом

2. деятельность отдельных экономических субъектов

3. закономерности развития мировой экономической системы.

8. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

1. это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

2. это наука о мотивации поведения человека;

3. это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

4. это наука о натуральном богатстве;

5. это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;

9.Экономическая теория изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов

1. на микроуровне;

2. на макроуровне;

3. на мегауровне;

4. на макро-и микроуровне;

5. на макро-и мегауровне;

6. на микро-макро-и мегауровне.

10. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

1. Кейнсианство

2. физиократы,

3. маржинализм,

4. классическая школа,

5. неоклассическое направление,

6. меркантилизм.

а) 6,5,4,3,2,1 б) 6,2,4,3,5,1 в) 1,2,3,4,5,6

11. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

1. марксизм;

2. меркантилизм;

3. мелкобуржуазная политэкономия;

4. кейнсианство;

5. классическая политэкономия;

6. физиократы.

12. Какое из перечисленных ниже определений наиболее полно характеризует цель экономической теории:

1. исследование и изучение экономических закономерностей, их действия и использования в практической деятельности людей;

2. проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;

3. управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов;

4. управление процессом формирования, распределения и использования прибыли.

Список рекомендуемой литературы:

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. гл.1

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.13-39

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр.5-62

4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр. 24-75

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр.3-26

6. Экономическая теория. Микро-, макро и мегаэкономика. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: СПб-Питер, 2004. стр.13-39

7. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр.4-10

8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 гл. 1,2

9. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр.12-52


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: