Исследовательское мышление

Если бы вы придерживались только своих желаний и предпочтений, и если бы вы никогда не отклонялись в сторону нереальных требований о том, что все ваши желания непременно должны исполняться, то вам крайне редко доводилось бы по-настоящему расстраиваться.

Когда вы говорите о том, что предпочитаете, то, как правило, начинаете со слов:

"Мне очень нравится, или я предпочитаю...". И завершите заключением: "Но если я не получаю этого, жизнь не кончается. Я все равно буду счастлив (правда, возможно, не так, как хотелось бы) и без этого". Или: "Я определенно не люблю, я ненавижу провалы, не­одобрение, неудобства..." - и заключение: "Но если я испытаю неудачу, неприязнь окру­жающих или боль, я переживу это. Я не умру от этого. Я все равно буду счастлив (хотя и не так, как хотелось бы), даже несмотря на все неприятности".

Если же вы настаиваете, что должны, обязаны получить или сделать что-то, то вы размышляете следующим образом: "Поскольку я предпочитаю успех, одобрение, комфорт или удовольствия, я обязательно, во что бы то ни стало должен получить это. Если я не получу желаемого, что непременно должно произойти, это будет ужасно, я не переживу этого. Если я не смогу добиться успеха, значит, я - неполноценная личность, значит этот мир -ужасное место, в котором я не получаю того, что мне полагается по праву. А так как я никогда не получу того, чего хочу, - значит, я всегда буду несчастен".

Если ваше мышление протекает по такому не предполагающему отклонений пути, то значит, вам нередко приходится испытывать тревогу, ненависть, враждебность или жа­лость к себе.

Неужели все эти безусловные и категорические требования к себе и ко всему миру являются единственным источником эмоциональных проблем? Нет, это не совсем так. Например, глубокая депрессия или алкоголизм - могут быть вызваны физическими неду­гами, которые способствуют формированию извращенного мышления.

Но обычные эмоциональные расстройства или неврозы (к которым относится боль­шинство переживаний тревоги или гнева), как правило, вызваны завышенными требова­ниями. Относится ли это к тем случаям, когда человек страдает от чувства неполноценно­сти? Несомненно. По странной иронии чувство неполноценности возникает в результате требований, выполнить которые под силу одному Господу.

Рассмотрим такой пример. Стили, 23-х лет, обладатель юридического диплома, стоящий уже на пути к ученой степени в области юриспруденции, получил, кажется, все, о чем только можно мечтать, - включая отличную фигуру, безупречную внешность, любя­щих и очень богатых родителей. И все-таки Стили чувствует себя изгоем. У него нет ни друзей, ни подруг, ни своего круга общения, и он не способен говорить ни о чем, кроме законов и бизнеса. Он тщательно и продуманно ненавидит себя. Стили практически не пе­реживал никаких душевных травм в детстве и преуспевал во всем, за что только прини­мался. И все-таки, достигнув половой зрелости, несмотря на все успехи, он себя вознена­видел. Почему?

Потому что, разговаривая с людьми, он терялся. У него писклявый голос, к тому же он слегка шепелявит. Но по натуре он чрезвычайно требователен к себе и всегда требовал от себя красиво говорить. Чем больше он настаивал на том, что должен говорить красиво, тем больше запинался и заикался. В конце концов, он вовсе замолчал и замкнулся в себе.

К двадцати трем годам Стили стал крайне робким и замкнутым. Он ненавидел себя, но не догадывался о том, что в основе этой ненависти лежит завышенная требователь­ность - его неутолимая потребность быть безупречным и идеальным во всех отношениях

и столь же абсолютно неприятие собственных посредственных результатов в какой бы то ни было области. Лишь после нескольких месяцев занятий я смог показать Стили, как много ненужных и губительных обязанностей он возложил на себя - включая, например, следующее требование: "Я должен все делать абсолютно безупречно. Если я говорю не­четко и невразумительно - чего ни в коем случае нельзя допустить, - то тем самым я де­монстрирую, что ничего не стою. А потому, если я не могу говорить блестяще, то не луч­ше ли вообще помолчать?"

Сначала Стили не замечал собственного максимализма. Но, в конце концов, он смог разглядеть те завышенные требования, которые сам к себе предъявлял. Как только он рас­познал эти требования и начал применять методы рационально-эмотивной терапии (ме­тод, о котором и рассказывается в этом тексте) для того, чтобы оспорить свои установки, как только он понял, что не обязан говорить хорошо, его покинуло страшное чувство не­полноценности. Несмотря на то, что он продолжал шепелявить, он перестал замыкаться в себе и начал общаться с людьми все больше и больше.

Не все эмоциональные расстройства проистекают из так называемого высокомерно­го мышления. Но большинство - наверняка. Если вы требуете от себя никогда, ни при ка­ких обстоятельствах не допускать неудач, то потребуйте от себя уж заодно никогда не становиться невротиком. Стили, например, прекрасно понимал, что он невротик, тем не менее, добивал себя, все более и более углубляя свой невроз.

Он постоянно твердил себе: "Другие люди не так робки, как я. Как это глупо, что я робок, а все остальные не знают об этой проблеме! Я не должен быть невротиком. Так нервничать - это просто идиотизм!" Вот так он создавал себе вторую проблему - невроз по поводу невроза.

Если вас мучает невроз, то в большинстве случаев можно утверждать, что вы сами довели себя до такого состояния посредством нелогичного мышления, оторванного от ре­альности. Вы сами сознательно и подсознательно ставите себя в положение жертвы - и это, к стати, является вашим свободным выбором. Попробуйте выбрать другой путь - от­кажитесь от невротических реакций по любому поводу.

Возможно ли это? Да, это возможно! Вы можете научиться исследовательскому мышлению.

Вот, к примеру, вы прогнозируете, что произойдет, если решиться накопить денег и купить хорошую машину. Приняв такое решение, вы затем наблюдаете за результатами и проверяете, подтверждают ли они ваш прогноз. Сможете ли вы накопить достаточно де­нег? Если да, то сможете ли вы купить хорошую машину? Это надо проверить.

В этом и состоит суть исследовательского метода. Выдвигается приемлемая гипотеза или догадка, затем проводятся эксперименты, которые либо подтверждают, либо опровер­гают эту гипотезу. Ведь гипотеза - это еще не факт, это лишь допущение, предположе­ние. И вы ее проверяете. Если она окажется верной, то вы принимаете ее для пробы, но, тем не менее, всегда готовы изменить ее, если позднее появятся противоречащие ей фак­ты. Это лучший метод, с помощью которого можно понять реальность. Происходит по­стоянный пересмотр теорий, их изменение, замена их новыми более состоятельными идеями плодотворными догадками.

Если вы будет последовательно гибко и по-исследовательски мыслить в отношении своих потребностей, ценностей и пристрастий, то не позволите им превратиться в разру­шительные догмы.

Если вы все-таки продолжаете искренне верить в правомерность своих жестких тре­бований, тем самым делая себя несчастным, вы всегда можете воспользоваться исследова­тельским методом мышления и пересмотреть свои представления, удалить их с корнем и снова начать мыслить разумно.

Практически невозможно остаться невротиком, если отказаться от всех догм, от не­терпимости и фанатизма. Если вы мыслите научно, то сможете допустить, принять -

пусть вам даже это и не нравится — некоторые неизбежные затруднения и перестать вос­принимать их с ужасом, паникой или раздражением.

Разумеется, это вряд ли у вас получится на все сто процентов. Вы ведь обычный че­ловек, которому свойственно ошибаться, а потому вы, конечно, не сможете достигнуть совершенства. Вы можете желать совершенства, вы можете предпочитать стремиться к нему, но уж будьте добры, откажитесь от переживаний, когда у вас что-то не получается. Ведь даже желание истинного совершенства тщетно, а уж требование совершенства - это просто безумие! Если вы хотите бороться с несчастьем, призовите на помощь рациональ-ное мышление, исследовательское мышление, проверяя свои гипотезы и незыблемые убе­ждения о самом себе, о других людях, об окружающем мире. Не будьте наивны. Долой простодушное мышление. Расстаньтесь наконец с грезами. Отбросьте их прочь! Да, от­брасывайте снова и снова!

Чем более исследовательским, рациональным, реалистичным будет ваше мышление, тем меньше будет ваше эмоциональное напряжение. По мере того, как ваш рациональ­ный взгляд на мир будет укрепляться и развиваться, неврозы будут ослабевать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: