Методики организации гимнастике влияющие на исправления нарушения осанки

Глава 2.

2.1

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района, Республики Татарстан с 20.01.15г. по 16.05.15г.

В результате проведенного исследование было включено 24 ребенка в возрасте 7-8 лет. Школьники составили две группы:

Первая –контрольную группу отобраны 12 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки. Контрольную группу составили здоровые дети, с которыми занимались только на уроки физической культуры.

Вторая - экспериментальная группе отобраны 12 человек с нарушение осанки (плоскостопие, тотальный кифоз, сколиоз), из них 6 мальчиков и 6 девочки.

В экспериментальной группе 4 ребенка с заболеванием плоскостопия; 2 ребенка с заболеванием тотального кифоза; 4 ребенка с заболеванием сколиоза.

Заболевания:

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23 %, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — 29,3 %.

Кифоз тотальный — Дугообразный кифоз всего позвоночника

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника.

Таблица № 1

Нормативы по физической культуре для учащихся младших классов.

  Бег 30 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Мал. 5,9   +9   9,2
Дев. 6,2   +12,5   9,7

Описание нормативов:

Бег 60 метров: Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр.

Подтягивание: Подтягивание на перекладине - это циклическое упражнение, т.е. такое упражнение, в основе которого лежит повторение одного и того же цикла. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах.

Наклоны вперед из положения сед:

Прыжки в длину с места: Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета.
Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки.

Челночный бег 3х10: Для проведения такого вида бега потребуется соблюдение следующих условий:

Разметка – нанесение разметки дает возможность осуществлять данный вид тренировок и соревнований. Постоянная разметка в местах частого проведения челночного бега особенно удобна.

Для проведения данного вида бега не требуется большой площади, можно использовать и открытую площадку. И спортивный зал.

Техника старта – в данном пункте нужно особенно выделить, что здесь может использоваться несколько вариантов старта, а также стартовых торможений и ускорений. Чаще всего используется высокий старт с одной рукой в качества опоры.

Прохождение дистанции во многом зависит от первого шага. Для наибольшей результативности при прохождении дистанции следует также уметь увеличивать частоту шагов – для обучения этому применяются прыжки со скакалкой, осуществляемые в быстром темпе.

Техника поворота – для наиболее быстрого поворота следует обучиться стопорящему шагу. Это обозначение особенно активно применяется в баскетболе, ведь цель челночного бега и баскетбола схожа – максимально быстрое изменение направление бега.

Финиширование – в данном месте следует уделить особое внимание фактору безопасности. Поблизости от этого места не должно быть таких потенциально опасных предметов, как скамейки, кусты, деревья. В закрытом помещении наиболее правильным решением будет размещение матов вдоль стены, где отмечена линия финиша.

Таблица № 2

Результаты тестирования контрольной группы в начале эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 30 м Подтягивание из положения лежа Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
  Абакурова Алсу 7,3   +4   11,0
  Аглямов Андрей 6,9   +3,5   10,4
  Аглямов Денис 6,9   +4,2   11,1
  Асланов Сергей 7,0   +5   11,3
  Бохова Катя 7,5   +5,5   10,7
  Загороднов Олег 7,1   +4   10,6
  Михеева Лариса 7,2   +5,1   10,1
  Нургатина Юлия 7,8   +4,9   11,7
  Самигуллин Тимур 7,2   +3,7   12,0
  Сковородников И. 6,8   +4   11,9
  Филинов Григорий 6,8   +3,4   10,9
  Цыфаркин Женя 7,0   +3,9   11,7
Среднее значение: 7,1 2,8 4,2 85,0 10,7

Таблица № 3

Результаты тестирования экспериментальной группы в начале эксперимента

Ф. И. ученика Бег 30 м Подтягивание из положения лежа Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
  Ахмадиева Лейсан 7,5   +2   11,5
  Ахметов Рафаэль 7,0   +3   10,9
  Барчук Радмила 7,2   +2   11,5
  Беляев Илья 6,9   +1,8   11,9
  Гайнуллин Рамис 7,1   +1,6   11,0
  Галимуллин Ислам 7,3   +2   11,2
  Гасанов Эмир 6,9   +1,9   10,9
  Кузнецова Ирина 7,0   +2,8   12,0
  Садовникова Кристина 7,2   +2,5   12,4
  Сальмина Людмила 7,5   +2,4   12,4
  Сергеева Анастасия 7,8   +1,9   11,5
  Тарасова Виктория 7,5   +2,1   12,3
Среднее значение: 7,2 1,5 2,1 71,8 11,6
  Бег 30 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Конт.группа 7,1 2,8 4,2 85,0 10,7
Экспер.группа 7,2 1,5 2,1 71,8 11,6

Вывод: После проведения тестирования в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе результаты ниже нормы. И для того что бы улучшить работу способность опорно двигательной функции было разработаны специальные комплексы.

Методики организации гимнастике влияющие на исправления нарушения осанки.

Проанализированы литературные источники по проблеме коррекции осанки детей дошкольного возраста. Использована литература по возрастной физиологии, анатомии, теории методики физического воспитания, педагогике и психологии.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 60 процентов обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации имеют различные острые либо хронические заболевания. Дети и подростки, перенесшие какие либо заболевания или часто и длительно болеющие, особенно нуждаются в двигательной активности, благотворно влияющей на ослабленный организм. Имея ограниченные физические возможности, они выпадают из процесса поступательного развития физических данных, в связи, с чем происходит усугубление отставания в физическом развитии, прогрессировании деформации опорно-двигательного аппарата, а затем и ухудшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой улучшают физическое развитие, функциональные возможности организма. С такими детьми занятия должны быть организованы по специальным программам и методикам, учитывающим состояние их здоровья, уровень из физической подготовки, функциональное состояние организма и специфику заболеваний.

Актуальность проблемы физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна, с ними необходимо организовывать занятия по оздоровительной гимнастике. Результаты медицинских исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Поэтому для них целесообразно организация групповых занятий, несмотря на различный характер заболеваний.

Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) делают жизнь человека неполноценной. Не зря говорится: покуда двигаемся, мы живем. Проблемы с позвоночником лишают людей возможности радоваться жизни, свободно передвигаться и путешествовать, а в худшем случае – приводят к полной инвалидности и зависимости. Есть упражнения для позвоночника на основе уникальной лечебной методики, основывающейся на кинезитерапии – науке о движении, в сочетании со всеми лучшими безлекарственными методами, изобретенными человечеством ранее: массаж, холодные обливания, растирания, компрессы и другие криопроцедуры.

Причин заболеваний позвоночника много:

· Врожденные патологии

· Системные болезни позвоночника: остеомиелит, ревматоидный артрит, туберкулез, болезнь Бехтерева, опухоли

· Дегенеративные дистрофические заболевания: остеохондроз, грыжа позвоночника, остеоартроз, спондилолистез, стеноз позвоночного канала

Если в первых двух случаях требуется многостороннее медицинское лечение, то в третьем излечение целиком зависит от самого человека. Ведь все эти болезни в первую очередь вызваны малоподвижностью суставов позвоночника из-за слишком малой доли движений в нашей жизни.

Адаптивная гимнастика на примерах

Рассмотрим теперь примеры адаптивных упражнений альтернативной гимнастики, незаменимых для лечения боли в домашних условиях:

Ползание на четвереньках: ползем по комнате длинными шагами 20-30 минут, вытягивая поочередно руки далеко впереди себя. Упражнение хорошо выполнять при обострении грыжи, когда ходить очень трудно

Ложимся на спину, подложив под поясницу компресс со льдом, руки за головой. Производим сгибание туловища в грудном отделе, стараясь локтями дотянуться до колен. Выполняем упражнение 20 – 30 раз. При этом растягивается задняя продольная связка позвоночника, а холод снимает отечность и боль – частые спутники поясничной грыжи

Положение – исходное, руки за головой. Сгибаем поочередно ноги в коленях и тянемся к ним противоположным локтем. Упражнение улучшает кровообращение поясничного отдела

Следующее упражнение выполняется при болях в коленях. Желательно выполнять в наколенниках или просто обмотать колени чем-нибудь подручным – полотенцами, шарфами. Ходим на коленях по комнате по 20 минут ежедневно, превозмогая боль

Опускание на пятки: стоя на коленях, кладем сзади на ноги валик и садимся на пятки. Через какое-то время от валика отказываемся. В первое время возможны боли в области передней поверхности бедра, колена и голени, связанные с растяжением мышц. Но затем они пройдут. Сидеть на пятках нужно стараться до 5 минут

Ходьба на ягодицах – прекрасное упражнение для укрепления поясничных, ягодичных мышц, и также для уменьшения веса. Ежедневная ходьба на ягодицах 20 минут в течение двух недель позволяет уменьшить вес на 8 кг

Отжимание от пола: можно выполнять с колен и в классическом варианте, более предпочтительном – упираясь носками ног. Руки нужно сгибать в локтевом суставе не менее, чем на 90 ̊. Отжиматься нужно минимум 20-30 раз, постепенно количество отжиманий можно увеличить. Упражнение способствует улучшению кровообращению шейного отдела и снимает головную боль

Растяжение икроножной мышцы ахиллова сухожилия: сидя на полу, приподнимаем ногу и взявшись рукой за носок, наклоняем ступню к себе, не сгибая при этом ногу. Упражнение применяется для лечения острой боли в спине.

Педагогический эксперимент.

Все занятия проводились фронтальным способом.

На Ι этапе в подготовительной части урока упражнения выполняются со страховкой руками за фитбол, в медленном темпе, со средней амплитудой из исходного положения сидя на фитболе, требующее от детей удержания прямой спины, с различными движениями руками, ногами и головой. Данные упражнения вырабатывают умение сбалансировать центр тяжести ребенка с подвижной опорой, координацию движений, развивают вестибулярный аппарат и способствуют формированию и укреплению навыка правильной осанки.

В основной части практически все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине, сидя на мяче, стойки на коленях, что требует от ребенка дополнительных усилий при выполнения более сложных заданий. Используются упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.

Танцевальный характер движений позволяет создать благоприятную эмоциональную обстановку. Препятствуют быстрому развитию нервно-мышечной утомляемости.

Каждое занятие мы проводили под музыкальное сопровождение, произведения выбирались соответствующие возрасту детей и наиболее привлекательные для них. При обучении комплексу упражнений мы использовали средний темп (90-120уд/мин).

В заключительной части на всех этапах выполняются упражнения на расслабление и одновременно растягивание, которые снимают физическую усталость. Темп выполнения очень медленный для восстановления дыхания и ЧСС.

На ΙΙ этапе упражнения, выполняемые сидя на фитболе без страховки, требуют от ребенка проявления умения (приобретенного на Ι этапе) - сбалансировать центр тяжести с подвижной опорой самостоятельно. Увеличивается амплитуда и темп движений (123-126уд/мин), в результате чего увеличивается количество повторений.

На обоих этапах использовался игровой метод, т.к. ему присущий фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре.

Использовался целостный метод обучения, а так же педагогические методы наглядности и словесный.

На ΙΙΙ этапе было проведено конечное тестирование.

Тестирование.

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость.

• тест для мышц шеи:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

• тест для мышц живота:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

• тест для мышц спины:

И.П. – лежа на животе, руки вверх

1 – прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии:

• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах – 0 от скамейки).

2.3

Комплексы АФК включали в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами - прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.

Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.

Весьма перспективной представлялась структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах «круговой тренировки». Дети последовательно выполняли упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.

В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные авторские профилактические и лечебные комплексы занятий и физических упражнений на суше.

Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия нами были проведены авторские комплексы занятий с целью коррекции нарушения осанки и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.

Таблица № 4

Результаты тестирования контрольной группы в конце эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 30 м Подтягивание из положения лежа Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
  Абакурова Алсу 6,9   +4,9 10,5 11,0
  Аглямов Андрей 6,4   +4,1 10,4 10,4
  Аглямов Денис 6,5   +4,9 10,9 11,1
  Асланов Сергей 6,7   +5,6 10,5 11,3
  Бохова Катя 7,0   +6 10,4 10,7
  Загороднов Олег 6,7   +4,9 11,0 10,6
  Михеева Лариса 6,6   +5,7 10,5 10,1
  Нургатина Юлия 7,4   +5,6 11,5 11,7
  Самигуллин Тимур 6,9   +4,9 11,3 12,0
  Сковородников Илья 6,5   +4,6 10,6 11,9
  Филинов Григорий 6,4   +3,8 10,9 10,9
  Цыфаркин Евгений 6,8   +4,2 10,5 11,7
Среднее значение: 6,7 5,3 4,5 90,0 10,7

Таблица № 5

Результаты тестирования экспериментальной группы в конце эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 30 м Подтягивание из положения лежа Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
  Ахмадиева Лейсан 7,2   +3   11,2
  Ахметов Рафаэль 6,8   +4,4   10,7
  Барчук Радмила 7,0   +3,6   11,3
  Беляев Илья 6,6   +3   11,8
  Гайнуллин Рамис 6,7   +2,4   10,9
  Галимуллин Ислам 6,9   +3,1   11,0
  Гасанов Эмир 6,5   +2,9   10,6
  Кузнецова Ирина 6,5   +3,4   11,8
  Садовникова Кристина 6,8   +3   11,9
  Сальмина Людмила 7,1   +3,2   12,0
  Сергеева Анастасия 7,4   +2,8   11,1
  Тарасова Виктория 7,2   +2,9   12,0
Среднее значение: 6,8 3,1 3,1 75,8 11,3
  Бег 30 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Конт.группа 6,7 5,3 4,5 90,0 10,7
Экспер.группа 6,8 3,1 3,1 75,8 11,3

Вывод: После проведения тестирования в контрольной и экспериментальной группе в конце было выявлено, что в экспериментальной группе результаты стали лучше. Результаты стали немного лучше, чем вначале эксперимента. Улучшению результатов поспособствовала отдельные занятия лечебной физической культурой.

Контрольная группа Бег 30 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
В начале 7,1 2,8 4,2 85,0 10,7
В конце 6,7 5,3 4,5 90,0 10,7

Экспериментальная группа Бег 30 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
В начале 7,2 1,5 2,1 71,8 11,6
В конце 6,8 3,1 3,1 75,8 11,3




double arrow
Сейчас читают про: