Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж»
Экзаменационные билеты
по педагогике
Билет №3
Возникновение и развитие педагогики. Основные направления развития педагогической науки на современном этапе
План
1. Понятие педагогики
2. Объект, предмет педагогики
3. Этапы развития педагогики
4. Основные направления развития современной педагогической науки
1. Педагогика – упорядоченная совокупность знаний о воспитании, обучении и процессах развития личности под их влиянием и дающая возможность направлять их движение в соответствие с поставленными целями.
2. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного на развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.
3. Таблица. Этапы развития педагогики
Этап | Сущность | Представители | |
I | Педагогическая мысль развивалась и формировалась в виде традиций, пословиц, поговорок, обрядов, песен, мифов, сказаний, преданий и других фольклорных форм | Народная педагогика | |
II | Зарождение педагогических идей в русле философских и религиозно-философских учений | Сократ, Платон, Аристотель, Гецтарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авицеина, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаски | |
III | Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений | Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, И. Гербарт и др | |
IV | Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины | Я.А.Коменского«Великая дидактика»,И.Г.Песталоцци,А.Дистервег, Ушинский, Каптерев, Вентцель, Блонский, Шацкий, Сухомлинский. | |
4. Основные направления развития современной педагогической науки:
- разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
- научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования;
- развитие методологии и методов педагогических исследований;
- педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования
- разработка базового компонента общего среднего образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;
- разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;
- исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;
- исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования.
Таким образом, несмотря на то, что педагогика развивается с давних столетий это современная наука, так как не теряет своей актуальности.
Билет № 4