В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное, проблемное и программированное.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены Я.А.Коменским ("Великая дидактика").
Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.
Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
|
|
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса - работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Достоинства и недостатки традиционного обучения
Достоинство традиционного обучения:
- является возможность за короткое время передать большой объем информации;
- при таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности;
- предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях
Недостатки традиционного обучения
- ориентированность в большей степени на память, а не на мышление;
- мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности;
- как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения);
- отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний)