Теория познания мира как философская основа обучения, этапы научного познания. Структура усвоения процесса ЗУН: восприятие, понимание и осмысливание, закрепление и применение на практике. Уровни овладения школьниками системой знаний: чувственное познание, абстрактное познание, творческие виды учебной деятельности.
Познание – специфический вид активной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире, активно-целенаправленное отражение действительности в сознании человека, цель и смысл которого – адекватное воспроизведение и преобразование ее.
Закон: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.
Живое созерцание
В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы – ощущение и восприятие.
Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы:
- частота передачи информации;
- скорость (темп);
- психическое состояние обучаемого;
- особенности личности учащегося, их интересы и убеждения.
Абстрактное мышление
Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования.
Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.
Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений.
Только после этого мы приходим к знаниям.