План:
1. Понятие «процесса обучения».
2. Роль процесса обучения.
3. Движущие силы процесса обучения.
4. Концепция развивающего обучения.
5. Наполнение общего образования.
1. Процесс обучения – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего образования.
2. Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
3. Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности. Источниками развития с дидактических позиций является единство и борьба противоположностей
Основные условия становления противоречия в качестве движущей cилы процесса выявления М.А.Даниловым:
1. Важна не отдельная трудность, а их система;
2. Противоречие должно быть содержательным;
3. Должно быть соразмерно с познавательным потенциалом обучающихся;
4. Возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяют следующие компоненты:
- Целевой;
- Стимулирующе-мотивационный;
- Содержательный;
- Операционно-действенный и т.д.
4. Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.
Все основные характеристики развивающего обучения – его содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса – взаимосвязаны, и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.
Развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.
В последние годы широкую популярность приобрела идея внедрения в практику школы методов обучения, “ориентированных на развитие учащихся”.