Структура обучения

Традиционная дидактика всю роль отводила учителю, а не ученику. А современная дидактика в центр ставит ученика.

В совместной деятельности выделяются основные этапы:

1. мотивация учения школьников;

2. актуализация опорных знаний, умений и опыта учеников;

3. организация изучения нового материала;

4. совершенствование изученного;

5. определение результативности обучения.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель их деятельности – общая. Сущность деятельности учителя – управление, учеников – учение.

Начинается все с мотивации. Мотивация учения необходима для того, чтобы вызвать интерес учеников к тому, что изучается на уроке. Чтобы узнать как действовать, учитель актуализирует чувственный опыт, знания детей. Сделать актуальными, т.е. действенными, известные знания – главное назначение этого этапа.

При подготовке урока педагог решает следующие задачи:

1. изучение предыдущего материала, как опора для усвоения новых знаний;

2. сформулированные знания, умения, навыки, как основа для выработки новых;

3. как вызвать в памяти знания, умения, навыки (какие вопросы задать;

4. какой практический материал подобрать;

5. вызвать интерес к новому материалу.

С актуализацией сливается этап первичного восприятия новых знаний и умений. Главная цель учеников - усвоение знаний, овладение умениями и доведение их до автоматизма, т. е. навыки. Усвоение не возможно без принятия учебного материала, а это зависит от готовности ребенка к восприятию новых знаний.

Восприятие - отражение в сознании ученика предмета учения. Восприятие может быть непосредственным (с помощью органов чувств) или опосредованное (через слово учителя). Восприятие – активный процесс.

Понимание (осознание) обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний.

Понимание требует выполнения определенных действий:

-анализа (разделение объекта изучения на части) и синтеза (соединение целого из частей);

-выделение главного (ученик должен выделить основную мысль);

-сравнения и сопоставления;

-абстрагирование и конкретизация, требующих отвлечения от определенных признаков и изучение одного, необходимого в данной ситуации);

-аргументация и доказательства;

- обобщение, т.е. объединение элементов в целое, определение обобщающих признаков.

Результат усвоения – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно.

Первичное закрепление – совершенствуются новообразованные понятия, представления. В процессе применения изученного материала, умений на практике. Запоминание ЗУНов происходит на 80%. Организуются специальные упражнения по упрочнению изученного. Школьники учатся применять полученные ЗУНы на практике. На каждом уроке в различных формах организуются повторение. По В. Ф. Шаталову, главные понятия заносятся в опорный конспект.

Обобщение может быть эмпирическим (на основе конкретных признаков, дети вычленяют общий признак) и теоретическим (аналитико – синтетическое осмысление изученного материала).

Последовательность действий:

1. анализ признаков объекта,

2. установление между ними связи путем сравнения,

3. выделение главных признаков,

4. их объединение словом или предложением,

5. формирование обобщающего вывода,

6. осознание учениками способа выполнения задания.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а в процессе учения – контроль и оценка своих знаний и умений, уровня обученности самими учениками.

Диагностика обученности – установление уровня сформированности знаний и умений.

Цель обучения достигается тогда, когда результаты (продукты обучения) соответствуют заданному уровню.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: