double arrow

Вопросы могут быть: эвристическими (поисковыми) и репродуктивными (воспроизводящие)


Поисковые вопросы направлены на поиск решения, предполагаются элементы творчества и самостоятельность размышления. Широко используются в школах.

Воспроизводящие вопросы составляют другой вид беседы, которая направлена на воспроизведение изученных ранее знаний.

Беседа, как форма овладения знаниями, может занимать различное место в учебном процессе в начале урока – как подготовка и усвоение нового; как проверка домашнего задания; как средство сосредоточения внимания; в процессе объяснения для связи нового с изученными знаниями; в конце урока – как способ закрепления материала. Как итог.

Беседа связана с другими методами и часто включается в их структуру. Краткие беседы используют всегда.

Работа учащихся с учебником, с книгой является одной из основных действующих форм овладения учебным материалом. Умения и навыки работать с книгой сохраняются на всю жизнь. Основное внимание при этом способе обучения уделяется следующие требования:

1. каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др;

2. учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило;

3. учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизводить;

4. учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой;

5. учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материала.

Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения.

Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, действия зависят и определяется самим учеником. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, практически работают, готовят чертежи. Научить ученика учиться, научить самому добывать знания, можно лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.

План произведения:

1. осознание учащимися учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;

2. инструкция для учащихся о том, как ее выполнять;

3. руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструкцию;

4. самоанализ, самоконтроль;

5. проверка работ учащихся.

Самостоятельные работы могут быть устными и письменными, практическими и теоретическими, репродуктивными и творческими.

Самостоятельная работа – тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину учебного труда, почти каждый урок включает в себя упражнения, выполнения которых связано с самостоятельными действиями ученика.

Самостоятельная работа –проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового материала, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, упражнений в процессе проверочных и контрольных, а также для самоконтроля.

Подготовительные упражненияиспользуют для предварительного знакомства с текстом, с целью восприятия знаний, необходимых для понимания нового, наблюдений для выявления свойств объектов, которые будут изучаться и т.д.

Задача в том, чтобы сосредоточить внимание учащихся, активизировать мыслительную деятельность, воспроизвести основные правила, без знания которых невозможно понять новое.

Упражнения для сообщения новых знаний включает решение задач, примеров, списывание или чтение текстов. Анализ учителем хода решения подобных заданий позволяет сформулировать новые правила, выводы, положения.

Упражнения в процессезакрепления наиболее распространены в практике обучения. Во время их выполнения повторяющихся основных положений, типичных операций, действий.

Наблюдение – одна из форм овладения нового материала. Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях проводятся на лугу, в лесу, в поле и т.д.

Задача в том, чтобы возбудить интерес к окружающей жизни, научить анализировать природные и социальные явления, связывать процесс и результат наблюдения с учебным материалом.

Экскурсии – наиболее соответствует виду наблюдений. Имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Наблюдение в классных условиях – связанных с применением наглядных пособий: моделей, картин, схем, рисунков и т.д. выступают как облегчающий процесс усвоения знаний. Школьники должны хорошо понимать мысль, какую операцию они должны усвоить. Наблюдение является существенным компонентом практических и лабораторных работ.

Демонстрация объектов – постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.

Условия:

1. демонстрационный объект должен быть хорошо виден всем;

2. в момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать;

3. каждый учащийся действует согласно инструкции;

4. словесное описание объекта учащихся дложно способствовать развитию наблюдательности, формировать выразительность и обоснование речи;

5. необходима формулировка выводов и результатов наблюдения.

Главное в том, чтобы учащиеся видели те положения учебного материала, которые можно легче и глубже понять с помощью демонстративного объекта. Используются учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы и т.д. это активизирует мыслительную деятельность, дает дополнительную информацию.

Методы программного обучения – планируются все умственные операции, которые должны последовательно совершать учащиеся.

Линейная – более проста, она предполагает только два действия: правильное и неправильное.

Разветвленная – предоставляет выбор одного ответа среди многих возможных.

Программированное – может быть машинное и без машинное (инициаторы в 30-е гг. Клаудер, Скиндер)


Сейчас читают про: