Общепедагогические навыки

1. Навыки воздейственной выразительной речи.

2. Навыки грамотного красивого письма.

3. Навыки счета.

4. Навыки общения.

5. Навыки целесообразных движений, мимики, жестов.

6. Навыки демонстрационные (демонстрации от­дельных объектов и самого себя).

7. Навыки распределения внимания.

8. Навыки ориентации во времени.

9. Навыки работы с книгой, учебником, пособи­ем, газетами.

10. Навыки библиографические.

11. Навыки использования записей, планов.

12. Навыки владения простейшими орудиями
труда.

13. Навыки использования технических средств обучения (ТСО).

14. Навыки личной и общественной гигиены.



15. Навыки, используемые в спортивных играх и
судействе.

16. Навыки художественно-эстетической дея­
тельности.

17. Навыки педагогической графики (рисунки на
доске и т.д.).

На уровнях бакалавра и магистра эти навыки формируются с меньшей и большей прочностью и в разных объемах....

Общепедагогические умения

А. Умения этапа педагогической диагностики и целеполагания (У1).

1. Умение наблюдать за учащимися для изучения их.

2. Умение беседовать с учащимися для изучения их.

3. Умение проводить интервью для изучения уча-

щихся.

4. Умение анализировать творческие работы уча­щихся для изучения их.

5. Умение использовать свои социально-нравст­венные и психолого-педагогические знания для уяснения и оценки психологического со­стояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности.

6. Умение использовать свои социально-нравст­венные и психолого-педагогические знания для уяснения психологического, состояния групп (коллективов) учащихся и для последу­ющего принятия решений.

7. Умение проводить педагогический эксперимент для изучения учащихся.

8. Умение определять близкие цели воспитания (обучения) в конкретных ситуациях, опера­тивные цели.

9. Умение определять средние (тактические) це­ли воспитания и обучения.

10. Умение определять дальние (стратегические) цели воспитания и обучения.

11. Умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных, факторов.

Б. Умения этапа решения педагогических за­дач на уровне планирования учебно-воспита­тельного процесса (У2)

1. Умение мысленно ставить себя в ситуацию школьников, представлять и понимать их пси­хологические состояния, учитывать это в про­цессе планирования учебно-воспитательной работы.

2. Умение обнаруживать и точно формулировать возможно более полную систему задач в связи с поставленной целью в учебно-воспитатель­ной работе.

3. Умение точно определять главную задачу в конкретной ситуации, за ней вторую и так да­лее по порядку их значимости.

4. Умение правильно определять основные (объ-


ективные и субъективные) условия решения задач.

5. Умение прогнозировать (предсказывать) воз­можные варианты развития воспитуемых (их групп, коллективов).

6. Умение осуществлять методический отбор и разработку педагогической информации, пла­нировать ее.

7. Умение отбирать необходимые средства для предстоящей работы, планировать их исполь­зование.

8. Умение выбирать оптимальные формы образо­вательной и воспитательной работы.

9. Умение оптимально планировать методы обу­чения и воспитания.

10. Умение оптимально планировать работу от­дельных учащихся.

11. Умение правильно представлять и планиро­вать взаимоотношения учащихся друг с дру­гом, свои отношения с ними.

12. Умение оформлять свои планы в соответству­ющие школьные документы.

13. Умение соотносить свое планирование с обще­
школьным.

14. Умение определять и оценивать деятельность других педагогов (вообще субъектов педагоги­ческой деятельности), находящихся в конк­ретной воспитательной системе, в своем пла­не.

15. Умение использовать опыт других педагогов для планирования своей работы.

В. Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана (УЗ)

1. Умение передавать, сообщать информацию учащимся.

2. Умение доказывать, убеждать, вести дискус­сию.

3. Умение использовать целесообразное содержа­ние учебно-воспитательной работы.

4. Умение использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы.

5. Умение осуществлять использование эффек­тивных форм организации учебной и воспита­тельной работы.

6. Умение осуществлять педагогические воздейст-

вия на учащихся показом личного примера и демонстрацией наглядного материала.

7. Умение осуществлять педагогические воздейст-

вия на учащихся, стимулирование путем по­каза разнообразных приемов выполнения той или иной работы (показ, как надо выполнять определенные задания).

8. Умение давать учащимся поручения, задания.

9. Умение стимулировать коллективную учебную

и общественную работу школьников.

10. Умение оперативно оказывать разносторон­нюю духовную и психотерапевтическую по­мощь учащимся, создавать ситуации успеха.

11. Умение осуществлять в процессе общения со школьниками их внутреннюю координацию



(регулирование отношений, согласование их деятельности друг с другом, ликвидация ло­кальных конфликтов).

12. Умение осуществлять на практике внешнюю координацию (связь со спонсорами, родителя­ми).

13. Умение поддерживать с учащимися сотрудни­чество, высокие нравственные отношения, располагать их к себе в процессе практической работы.

14. Умение оказывать помощь ученическому кол­
лективу, не связывая его самодеятельности.

15. Умение осуществлять контроль' за текущим ходом работы; объективно оценивать количе­ство и качество работы, выполненной учащи­мися.

16. Умение стимулировать самовоспитание уча­щихся.

Г. Умения этапа анализа выполненной педа­гогической работы, определения нового состоя-


ния воспитанников и постановки новых педаго­гических целей (У4)

1. Умение определять степень достижения по­ставленной цели (целей).

2. Умение определять появившиеся у учащихся новые знания, навыки, умения, опыт; поя­вившиеся новые качества в сознании и поведе­нии; сравнить, что было и что стало.

3. Умение устанавливать причины слабости педа-

гогических воздействий, недостатки в своей деятельности; причины неэффективного реше­ния педагогических задач, ошибки.

4. Умение соотносить свой опыт с педагогической

теорией, методическими рекомендациями.

5. Умение строить программу своего профессио­нального самовоспитания и самообразования, программу изменения своей деятельности, ес­ли это необходимо.

6. Умение использовать результаты анализа вы­полненной работы для того, чтобы ставить но­вые цели обучения и воспитания; планировать новый этап практической деятельности по уп­равлению педагогической системой.


А. И. МИЩЕНКО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: