В каждой фразе и в каждом поступке учителя (как и вообще любого человека) проявляется нравственность или безнравственность, добродетель или порок. Всегда налицо этот определенный альтернативный выбор....
Учитель всегда находится в системе «человек-человек», а поэтому все его слова и действия должны утверждать в общении с воспитуемыми вечные общечеловеческие ценности.
Главными из них являются:
• Космос и Земля — среда обитания живой природы и людей;
• Родина — колыбель рода, места жизни прошедших, настоящих и будущих поколений;
• Семья — как союз людей для воспроизводства рода, для собственной радости и счастья детей;
• Человек как высшая ценность; его Дошкольное, Младшее школьное, Среднее и Старшее школьное Детство, в организации которого вместе с родителями участвуют педагоги;
• Мир без войн, миролюбивые отношения народов, людей разных национальностей и религий; сотрудничество между людьми на честной, справедливой основе;
• Знания, необходимые для решения всех жизненных проблем;
|
|
• Труд и возможность создавать материальные и духовные блага для жизни; труд как основная форма самореализации личности, ее способностей и возможностей;
• Личная собственность, нажитая честным трудом;
• Национальные культуры и планетарная культура с их религиями;
• Время как интервал (или период) для самоосуществления целей и смысла жизни человека.
Несмотря на то, что в реальной действительности эти ценности часто попираются и кое-кем не признаются, учитель должен верить в них, быть носителем их, внедрять их в души юных.
Нравственные черты характера, выражающие отношение педагога к воспитанникам:
• любовь и заботливость, основывающаяся на этом индивидуализированная педагогическая помощь; доброта;
• душевность, доброжелательность;
• доверие, отзывчивость, выдержка;
• внимательность, разумная требовательность, справедливость;
• снисходительность, терпеливость.
Черты и качества, выражающие отношение к коллективу:
• моральная активность, сотрудничество;
• демократизм, товарищество, готовность к взаимопомощи;
• толерантность (терпимость) к коллегам, самообладание.
Черты и качества, выражающие отношение к себе и своим профессионально-личностным качествам:
• сознание и чувство собственного достоинства;
• совестливость, разумное самолюбие;
• профессиональная гордость, уверенность в себе;
• требовательность к себе и к своей деятельности, нетерпимость к недостаткам;
• скромность, простота, самодисциплина;
• стремление к самосовершенствованию. Черты и качества, характеризующие педагога с точки зрения нравственного регулирования поведения:
|
|
• сознание и чувство честности, правдивость;
• порядочность;
• искренность, прямота;
• развитая и чуткая совесть;
• моральная чистота.
Черты и качества, отражающие отношение педагога к труду, к профессиональной деятельности:
• трудолюбие, самообладание в труде;
• добросовестность, обязательность;
• предприимчивость, деловитость, инициативность, целеустремленность;
• организованность, собранность, бережливость;
• способность разумно оценивать результаты проделанной работы.
Черты и качества, характеризующие высокую культуру педагогического общения:
• вежливость;
• обходительность;
• предупредительность;
• уважительность;
• тактичность;
• ласка.