Ведущими волевыми чертами характера личности учителя являются:
• социально-значимая мотивация предпринимаемых речемыслительных и предметно-практических действий;
• целеустремленность; наличие, разработан-
ность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы;
• уверенность в своих силах и возможностях;
• организованность, собранность;
• самообладание," выдержка;
• решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска;
• упорство в доведении начатого дела до конца, исполнительность.
Эмоциональные черты характера
Ведущими эмоциональными чертами характера учителя являются:
• эмпатия, то есть способность сопереживать чувства учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;
• оптимизм, бодрость, веселость;
• необидчивость, нераздражительность;
• доброжелательность, разумная доверчивость;
• относительная удовлетворенность успехами в работе.
Итак, сформированность перечисленных черт характера и качеств, отражающих социально-педагогическую сущность личности, ее профессиональное развитие, обеспечивает силу воспитательного влияния педагога на учащихся. Эти качества помогают реализовывать педагогику сотрудничества, осуществлять развивающее обучение и гуманистическое воспитание в демократически организованной педагогической системе. Отсутствие или недостаточная сформированность данных черт создает ту глухую стену, которая разделяет учителя и учащихся. Взаимоотношения их в педагогической системе тогда приобретают формальный характер и теряют свою действенную силу.
|
|
Решение воспитательных задач в значительной мере зависит от этих характерологических особенностей личности учителя.