Тут псалтирь рифмотворная 5 страница

Ныне напечатано в Москве тысяч пять-шесть грамматик, да Бог весть какие на печатном дворе командиры напечатали ее столь небрежно, что без учителя и орфографии неможно растолковать и научиться, чтоб по ней правописание разуметь. К тому ж еще и бумагу положили в них самую плохую, коя никуда кроме черных писем не годится, по нужде что разве на такой бумаге календари печатать, потому что они на один только год печатаются. А грамматика - дело высокое и прочное, и того ради и печатать ее надлежит на самой доброй бумаге, чтобы она прочна была.

И во всех епархиях построить бы школы пространные и в те школы собрать всех поповых и дьяконовых, и дьячковых, и пономарских детей, от градских церквей и от уездных, в возрасте от десяти лет. И буде которые отцы добром их в школы отпустить не похотят, то брать бы их и неволею и учить грамматике и всякому книжному разуму.

И положить о сем недвижимый предел: буде кой человек школьного учения не принял и грамматическому разумению не научился, таковых бы отнюдь во пресвитеры и в диаконы не посвящать. По такому порядку причетники* церковные, если пожелают пресвитерства, то будут и тридцатилетние, в школы без понуждения приходя, учиться и с учением своим будут поспешать. И таковые люди за два-три года научиться могут, понеже себя ради будут поспешать и с охотою учиться станут.

И который из них учение грамматическое твердо приимет, а летами своими еще юн, то таковых надлежит и риторике поучить или философии. И те не токмо во пресвитерский сан, но во архиерейство будут годны и учителями могут стать.

И таковым способом вся Россия может умудриться не весьма за многие годы. И сие преславное дело трудно токмо начать, да основать, а тамо будет оно уже само правиться, понеже и учение грамматическое и прочих наук умным и острым людям вельми охотно и любезно бывает.

А когда сие утвердится, чтобы во пресвитерство не учившихся в школах не посвящать, то не можно будет того миновать, чтобы желающему пресвитерства не поучиться в школе, то я чаю, что друг друга будут учением своим и опережать.

А если и в монастырях во архимандриты и во игумены не бывших в школьном учении не поставлять же, то многие и иноки будут грамматического учения касаться и всякому книжному разумению внимать, а в возрасте зрелом более грамматического учения потребно книжное разумение. И того ради вельми потребно инокам в школы ходить и там от духовного учителя учиться и вразумляться всякому благочестию и страху Божию и Священное Писание толковать и всякому доброму нраву научаться и в диспутах утверждаться.

А когда грамматики и всякого благоразумия научатся и книг Божественного Писания начитаются, то не то что раскольнику, но и лютеранину и римлянину могут отпор дать и уста их заградить, понеже все они от истинного христианства совратились, и бродят все, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным для восшествия стремнинам, и тако в далекие пути зашли, что и возвратиться к прежнему благочестию не могут.

И когда священнические дети и прочие церковники научатся грамматического учения, и книжного разумения навыкнут всесовершенно, то и о пастве своей прилежнее будут заботиться, дабы адские волки не разогнали их.

А ныне истинно таковых пресвитеров много, что не то чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не знают, что значит слово вера, но есть и таковые, что и церковной службы, как правильно отправить, не знают, да и знать не по чему: печатного двора справщики от многого питья и от роскошного житья разжирели и не хотят ясного объяснения о всяком церковном служении напечатать, чтобы всякий мог разуметь, как что отправлять. Но токмо тот пресвитер мало-мало и может правильно отправлять, кой довольное время побудет в городе при соборе или под начальством разумного пресвитера, то тот больше может по надлежащему службу церковную отправить. А буде кой под началом не много побыл, тот ничего по книгам отправить не может.

А по прямому делу надлежало о всяком служении напечатать в тех же служебных книгах ясно, дабы и простолюдин мог разуметь, как что отправить. А ныне многие наугад отправляют, как кому примыслится. И сие стало не весьма добро, что так делается и того ради и во градах в церквах многое несогласие бывает, а о сельских и дивиться нечему.

И ради совершенного в церковных служениях исправления о всякой службе надлежит в тех же служебных книгах напечатать мелкою печатью тонкостное расположение, как какую службу или действо какое начать и как отправить и совершить. И когда всем будет ясно напечатано, то во всех церквах не токмо во градских одних, но и в сельских всякое служение отправляться будет согласно.

И всесовершенного исправления не можно достичь, если не напечатать тонкостного расположения о всяком священнодействии, а в совершенные школы послать учителей иноческого чина и мирского, кои грамматического учения искусны, и других учителей к ним, кои книжного разумения искусны и церковного круга сведущи и кои в Божественном Писании силу знающие, чтобы непонятные речения могли объяснять.

И грамматические бы учителя учили своего учения грамматического до обеда, или проще, до полудни. А по полудни бы те другие учителя, которые Божественного Писания искусны, учили б их страху Божию и книжному чтению и церковному обхождению, более же того, как Бога знать и как его почитать и как к нему молитвы свои приносить, и Божественную Литургию с каковым страхом служить, и в действиях той святой Литургии, как к Богу ум свой возводить и детей своих духовных пасти, чтобы от паствы их адские волки не расхитили, и сверх того учения давали бы им книги читать духовные и гражданские и бытейские. И того ради надлежит Библию напечатать немалым числом, и во все школы книг по пяти-шести разослать, також де Маргаритов, Соборников учительных, Евангелиев толковых и Апостольских бесед и Четьих Миней, а ради церковного служения Месячные Минеи и прочих, кои в церковном служении употребляются, дабы в школе будучи, научились прежде принятия священства всему церковному служению и управлению здравому.

И ради утверждения в вере и ради охранения от лютеран и кальвинистов и от прочих иконоборцев напечатать книг, сколько надлежит, "Камень Веры", который блаженный памяти преосвященный рязанский митрополит Стефан Яворский сочинил, и книг по пяти-шести в школу отослать, и чтобы тот многоценный Камень желающие пресвитерства затвердили его на память, чтобы о всяком ответе помнил наизусть сказать, також де и иноки, желающие во благочестии жить. А ежели случится коему во архиереях быть и, в том сане будучи, весьма паче пресвитерского той святой Камень во устах иметь, чтобы тем Камнем могли изустно еретические челюсти сокрушать. Ради же обличения раскольнического напечатать книги "Розыск" и "Зеркало Очевидное", которые раскольническое блядословие* обличают и всю их неправость ясно показуют, паче же книгу, названную "Пращею", дабы из той пращи камением духовным, испущенным далече их прогнать и более не знать, дабы они во двор овец стада Христова не влезали и Христовых овец не портили бы. И тех книг "Розыск" и "Праща" и "Зеркало", если будет принято к печати, книг по пяти-шести в школу разослать же.

А не худо бы и на иные еретические веры, на римскую, на униатскую, на армянскую и на древние ереси, яко на арианскую, на несториеву, на аполлинариеву, на евтихееву, на севирову и на прочие, кои уже и истребились, напечатать изъявления, дабы наши пастыри все те лукавого диавола стрелы разумели и отразить их чем знали. И когда пресвитеры будут всех вер еретических силу знать и будут разуметь, чем их обличить и чем себя от них оградить, то свое стадо могут от тех волков адских охранить.

А буде кой пресвитер еретических вер вконец знать не будет, то уличить ему этих ересей невозможно. Того ради и святой апостол Павел написал, что подобает в нас ересям быть. Ясно, что того ради написал, дабы мы, ведая их ереси, могли их уличить и их же орудием самих их побеждать и, зная их ереси, могли бы мы от них уберечь себя.

И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтимое мог ли разуметь и памятствовать. И кой ученик невнятно будет читать, то той учитель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно бы их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать, и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одному и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть.

И буде кой ничего сказать не помнит, и тому чинил бы наказание и велел бы ему в другой раз прочесть. И буде и в другой ряд прочтет, а что читал, не помнит, то ясно, что тот во пресвитерство не будет годен.

А кои внятно и памятно будут читать, тем надлежит давать читать книги церковного круга, Месячные Минеи и Триоди и Осмогласники, и прочие, которые во святой церковной службе употребляются. А чаю не худо бы и летописных книг дать им почитать, чтобы обо всем знали, что досель бывало.

И те школьники после чтения книжного под вечер по часу учились бы писать, чтобы все школьники читать и писать хорошо умели скорописью и уставом.

А в день недельный велели бы им чинить между собою диспуты от Священных Писаний. А учителя оба бы слушали и внимали, кто каков в разуме и в разумении Святого Писания, и как кто рассуждает, все бы то впредь для памяти записывали, а и того смотрели бы, кто к какому делу склонен, к духовному ли или к светскому.

И буде кой ученик склонен к духовности и Писание Святое рассуждает здраво, то тех бы отличать особенно и давать им книги читать о чине священства и учить их уже прилежнее, как им стадо Христовых овец пасти, и как им духовных детей в пастве своей блюсти.

И если книга "Отеческого Завещания" принята к печати будет, что я сыну своему, Николаю, сочинил, то надлежит готовящемуся во пресвитерство и ее дать читать, понеже тамо положено отчасти, как пресвитеру духовенство свое вести, и не токмо единому пресвитеру, но како и простому монаху жить, и како во архимандритах будучи, как братию пасти и как себя вести и что подобает и архиерею творить, и каковым способом раскольников истреблять, и как и мирянам душеполезно жить, и как и детей своих малых учить, дабы отцу не на пагубу они были, и как между собою любовь хранить, и как правду творить, и как Бога любить, и как молитвы свои к Нему приносить, и как Ему угождать. Вся суть там изъявлена, насколько Бог даровал мне понять.

И когда куда потребуют пресвитера, то из тех бы учеников отсылать во пресвитерство не по отечеству, не по богатству, даже не по прошению прихожан, но по разуму и по истинному священства достоинству. И в достоинстве бы того школьника подписывались бы оба те учителя, что он годен во пресвитерский сан.

И послать ко всем архиереям, чтоб ни единого ставленника без свидетельства учительского во пресвитерство не посвящали. Прежнее архиерейское слушание ставленников весьма мне не понравилось, понеже архиерейские служители у новоставленников приемлют дары и, приняв дары, дадут ему затвердить в Псалтыри некоторые псалмы и, заложив их, дадут перед архиереем тому ставленнику прочесть. И архиерей, видя его твердо и разумно читающим Псалтырь, возомнит, яко бы и во всяком чтении таков, благословит его во пресвитерство. И тако те служители архиереев своих в порок приводят.

И я сына своего в сем поостерег, написал ему в том же своем "Завещании", если случится ему быть во архиерействе, чтобы он в слушании ставленников на служителей своих не полагался, но сам бы всякого своего ставленника свидетельствовал, и книгу не Псалтырь, но давал бы незнаемые книги читать, а потом бы и на словах его спросил. И на словесных речах всячески познать можно, каков кто - смыслен или несмыслен.

В Новгороде видел я прошлого 720 года новоставленника такого в диаконстве, что на литургии не мог единой страницы во Евангелии прочесть, чтобы разов пять-шесть не сбиться. А был он в подначальстве в соборе Николая Чудотворца, что на Дворищи, и так он и отпущен восвояси.

А иноков, кои возжелают архимандритства, то тех архиерею наипаче надлежит на словах дробно расспрашивать, како он Божественное Писание рассуждает и како он общую свою братию намерился пасти, дабы ему, перед Богом став, сказать: "Се аз и дети, их же ми дал еси", или токмо единого себя хочет Богу представить. И если хочет токмо единого себя спасти, то такового не подобает во архимандриты поставлять, понеже архимандриту не токмо об иноках, но и мирских жителях попечение иметь и на спасение наставлять надлежит. И того за хотящим архимандритства смотреть, не жаден ли до богатства и не падок ли к питью и не склонен ли к блуду, чтоб, будучи во архимандритстве, не нанес бы на тот свой чин пороку. И того ради належит сначала освидетельствовать братиею, в коем монастыре он жил, а потом и мирских людей надлежит спросить, кои при том монастыре живут. И если от всех будет похвален, то, буде в Писании доволен, надлежит возвести в таковой чин.

Да в "Завещании" ж своем написал я сыну своему, чтобы новоставленного пресвитера, несовершенно научившегося всякому священнодействию, из-под начала отнюдь бы не отпускать, дабы на архиерея осуждения какого за неисправность его не понести.

И в том же "Завещании" написал всякое пресвитерское дело, как что ему управлять и как детей своих духовных исповедовать и как богатых и убогих пасти, насколько меня Бог вразумил, все написал. И того ради, мнится мне, вельми ко исправлению священнического бытия то "Завещание" потребно будет.

И если коей церкви попов сын возжелает отцу своему наследником быть, а по свидетельству учителей своих явится к тому чину негоден, то, если и поручная о нем челобитная будет, отказать ему, но таковых ко гражданству отсылать. А кои ко учению и не способны, а во нраве добры и страх Божий в себе имеют, то тех поставлять в церковный причт в дьячки и пономари.

А который из них будет более достойный, того можно в дьяконы поставить. А в пресвитерство отсылать самых достаточных, и в Писании рассудительных и во нраве кротких, чтобы он был свет миру, а не тьма. И таковых достойных священства, хотя и пономарские дети или крестьянские, отсылать во пресвитерство к церквам, а не по отечеству, не по заступе.

А буде кой и разумен на всякое рассуждение, а нравом негодный, и таковых не токмо в пресвитеры, но и в причт церковной отнюдь не отсылать, но таковых разве отсылать к приказным делам или куда ни есть, кроме священства и причта церковного.

А который и весьма добр, да пить будет любить, то и таковых во священнический чин отнюдь не отсылать же, понеже пьянство велик порок пресвитеру наносит и причетникам не весьма оно добро.

И не токмо новоставленных пресвитеров, но и старых, кои уже и состарились во пресвитерах, портит оно. И того ради надлежит предел учинить таковой: если кой пресвитер, напившись допьяна, по улице ходя или где и сидя, будет кричать нелепостно или браниться и сквернословить или драться с кем или песни петь, то таковых хватать и во архиерейской приказ отводить, а за такое нелепство их наказывать утруждением во архиерейских и монастырских работах, и сверх утруждения обложением штрафа или отнятием священнодействия или как о том уложено будет от архиереев, дабы пресвитеры и диаконы чрезмерно допьяна не напивались. А буде каковым случаем и напьется, то шел бы во утишное место и выспался, а народу бы себя отнюдь не открывал, что он пьян.

А буде кой поп или диакон, особенно же если инок, пойдет пить в кабак или в корчму, то таковых надлежит наказать сугубо*, дабы духовному чину вреда не наносили.

И если священный чин от таковых недостоинств исправится, то яко новый свет в России воссияет. И тако их надлежит наставить, чтобы во время исповедания детей своих духовных паче всего научали благочестию и благоверию, како в нем твердо стоять, дабы ни в каковые соблазны люторские и римлянские не склонялись и с раскольниками бы, никакого рассуждения не зная, не разговаривали. И на той же исповеди учили бы, как молитвы свои к Богу воссылать с благомыслием и как святые иконы почитать и каковую честь им отдавать и как духовный чин почитать и как за царя и за всех христиан Бога молить и как обходиться в мире со клевретами* своими и с соседями и в каковом наказании детей своих родных растить и как их страху Божию учить, чтоб, родив детей плотью, от Бога вложенную душу на век не погубили и каковым им к сродникам и чужеродным исполненным любви быть, и чтоб никому зла никакого не делали, понеже все мы во Христе братья.

И о сем всех бы своих детей духовных увещевали, чтобы они детей своих юных, не токмо градских, но и поселянских учили бы грамоте и всякому благонравию научали их, а по улицам играть, без дела шататься не попускали с великим и твердым запрещением, чтобы то их наставление в детях духовных незабвенно было, но все бы отцы и матери детей своих в страхе Божьем взращивали, и о сем на всякой исповеди подтверждали бы, чтобы им незабвенно было.

А если тако в духовности будет строиться, то и во всем народе свет воссияет благоразумия, понеже все люди от такого отцов своих духовных твердого и прилежного попечения яко от сна возбудятся, ибо все уразумеют, как Бога знать, и как Его молить, и как угодников Божьих почитать, и как их в помощь себе призывать, и как все свое житие по-христиански вести.

Тако пастырем духовным надобно о пастве своей заботиться, дабы все праведно жили, и не токмо чтобы им чужое похищать, но и не желали б чужого ничего, а если и на пути кто что найдет лежащее, искал бы обронившего или во устроенное место относил; и чего себе не хотят, того бы отнюдь никому иному не токмо творили, но и не желали бы. И тако живущие все, и в мирском житии будучи, не далече бы от Царствия Божья были.

И если установлено будет, чтобы попам сельским и причетникам их пашни как прежде не пахать и сена не косить, но заботиться им только о церковной службе, да о пастве духовной, а вместо пашни давать им дворянам и крестьянам, кои у них в приходе, от своего приплода десятую долю, то пресвитерам в той же исповеди детям своим духовным твердо подтверждать, чтоб неизменно от всякого приплода, сколько отложит себе на пищу, то без утайки и без сожаления отделяли бы десятую долю как из хлеба, так и из мяса и из яиц и из прочего харча, и отсылали бы к церкви на пищу пресвитерам с причетниками и нищим, кои при церкви живут.

А сколько отделят хлеба или скота или иного чего на продажу, то из того бы отделяли великому государю на пошлину такую же десятину. И отцам духовным твердо детям своим духовным наказывать, чтоб отнюдь ничего не таили, и буде правдою будут яко Богу, тако и царю отделять десятину, то Бог их благословит всяким изобилием, понеже уравняются они древним законникам*, которые от всего своего имущества давали десятину.

О сем я неизвестен как делается в прочих христианских землях, чем питаются сельские попы, а о сем весьма известен, что у нас в Руси сельские попы питаются своею работою и ничем они от пахотных мужиков неотличны. Мужик за соху, - и поп за соху, мужик за косу, - и поп за косу, а Церковь Святая и духовная паства остаются в стороне. И от такова их земледелия многие христиане помирают, не токмо не сподобившись приятия Тела Христова, но и покаяния лишаются и умирают яко скот. И сие како бы поисправить, не знаю, жалованья государева им нет, от миру подаяния никакого им нет же и чем им питаться, Бог весть. Я мнение свое предлагаю таковое: если возможно учинить тако, чтобы прихожан всех у всякой церкви одесятствовать, чтобы от всякой своей пищи отделяли церковникам десятину или двадцатину, как о сем царское и архиерейское произойдет изволение, то бы таковым порядком были сыты и без пашни. А и правильно им без пашни быть, понеже они слуги суть Божьи и подобает им по Господню Слову, питаться от церкви, а не от земледелия.

А если пресвитеру землю пахать, то Церкви Святой будет обман и пастве его потеря.

Пресвитеру не токмо землю пахать, но и торгом ему никаким не подобает торговать, а и мастерства ему художественного делать не надлежит, дабы и от того помешательства церковной службе и пастве духовной не чинилось, понеже они от мирского жития отделены суть на службу Божью, и того ради ни о чем ином кроме службы церковной и паствы духовной заботиться им не подобает. А и питаться им по повелению Божью надлежит от Церкви, а не от работы и не от рукоделия своего. И когда ни службы церковной, ни требы не случится, то бы забавлялись чтением книг Божественного Писания или бы что полезное и писали ко Спасению человеческому или ко украшению церковному.

Сам бо Господь Бог в самом начале священства, когда вывел израильтян из земли египетской и ввел во Обетованную Землю, всем израильтянам землю по жеребьям их повелел давать, а иереям и служителям церковным не повелел земли давать, ясно для того, дабы прилежны были к церковному служению, и повелел им питаться от Церкви, а не от земледельства.

Тем более в Новой Благодати подобает о служении церковном заботиться пресвитерам, понеже и души человеческие им были вручены. А у нас сельские попы обременены земледельством и того ради не так пекутся о служении церковном, как о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть, и того ради многое множество христиан православных умирает без покаяния и без причащения Тела Христова. Сельские бо пресвитеры самые люди простые, взрастет он в деревне, деревенские дела и смышляет.

А что Бог взыщет всякие погибшие души на них, ничего того не смышляют, и сколь у Бога душа человеческая велика, ничего того не знают.

И если сие мое изречение сочтет кто, яко бы я написал сие во осуждение и на поругание пресвитерам, и о сем Бог есть свидетель, что не ругания ради написал сие, но ради исправления. И сам я не без страха, что в такое дело великое вступил, однако буде Божья воля, он все знает, чего ради тако дерзнул.

И если великий наш монарх благоволит по Господню повелению пресвитеров от земледельных работ освободить, то надлежит указом его и. в. определить, чтобы как помещики, так и крестьяне их и дворцовых волостей и архиерейские и монастырские, все от приплоду своего хлебного, который им надлежит на пищу себе употреблять, и от того хлеба отделяли бы десятую часть и отдавали пресвитерам с причетниками во время молочения с гумна своего. И во все дни жизни своей тако бы творили неизменно, дабы благословил их Бог и всего бы у них усугубил. И если сие дело сперва покажется и тяжеловато, а когда привыкнут, и Божье благословение на них снизойдет и нивы у них будут богаты, то всю ту тягость забудут.

А что того десятинного хлеба отделено пресвитерам с причетниками и что того хлеба за расходом останется, и тот хлеб употреблять нищим и странникам на пропитание.

А ради нищих больных яко в городах, тако в селах и на погостах построить больницы и богадельни, по приходу смотря, и питать их тем оставшимся хлебом или как о том изволение царское состоится.

А которыми землями владели и пахали попы с причетниками, и те земли, мнится мне, чтобы их отдать внаймы и теми деньгами строить церковное строение и нищим больницы.

А кой хлеб надлежит продать помещику или крестьянину, из того хлеба отделяли бы також десятую часть великому государю на пошлину. Також и от скота, который определен будет продать, то из той цены також отделить десятую часть в пошлину. А кою скотину употребит кто себе на пищу, то и с той скотины отделить десятую ж долю в церковь на пищу служителем церковным и в богадельни. Також и в меде и в масле и в рыбе и в яйцах и во всяких прибытках, от всего, неизменно для себя употребляемом, отделять к церкви десятую долю, а от продажного отделять великому государю в пошлину десятую ж часть.

И тако творя, уподобимся мы древним благочестивым законникам, ибо будем яко Богу, тако и царю, от всякого приплода давать десятину и тем подаянием пресвитеры и с причетниками своими без земледельства довольны всякою пищею будут. А от подаяния молебенного и иных потреб будут пресвитеры с причетниками своими дома свои и одежду строить.

И если тако устроится, то могут пресвитеры и повседневно заутрени и литургии служить и на всякую потребу всегда будут готовы. И тако творя, пресвитеры будут всесовершенные слуги Божьи и за царя и за всех людей богомольцы.

А ныне все сельские попы, даже у коей церкви попа и два-три, то мало церковной службы у них бывает.

В Новгородском уезде, в Устрицком погосте, случилось мне быть, и у той церкви три попа да дьякон, а на Святую Пасху только два дня литургия была. А тутошние жители сказывали, что больше де одной обедни на Святой Неделе прежде сего не бывало, то де тебя поопаслись, что две обедни были. И жил я ту неделю, ничем не отлично от простых недель, ни обеден, ни вечерен, ни заутрени не было.

А у коих церквей по одному попу, то, чаю, и во весь год обеден десятка-другого не отслужит, понеже если пашню ему не пахать, то голодным быть.

И ради земледельства поповского стоят Божии церкви яко пустые храмины без славословия Божия, а православные христиане за их земледельством умирают ничем не отлично от скота.

И сельские пресвитеры ничем не отменны от простых мужиков, мужик за соху, и поп за соху, мужик за косу, и поп за косу. И в празднуемый день, когда было идти в церковь на славословие Божие, а поп с мужиками пойдет овины* сушить, и когда было обедню служить, а поп с причетниками хлеб молотить. И в таковой суете живя, не токмо стадо Христово пасти, но и себя не упасти.

А если по вышеозначенному о них устроит Бог, то во святых церквах всегда служба будет и заботиться будут о пастве словесных овец, а уже не о пашне. А отслужа церковную службу, книги бы читали и по домам детей своих духовных ходили и смотрели, как они живут, исправно ли в его приказании и не погрешили ли в чем. И тако всякий месяц всякого своего сына посещал бы и подкреплял их, чтоб памятовали то, чему их на исповеди учили и что им приказали, без небрежения бы исправляли. И в тех посещениях отнюдь бы ничего не касался и вина бы не пил, потому что он ради надзирания духовной паствы ходит, а не ради потребы, и чтобы те пресвитеры уподобились святым апостолам, втуне бы их посещали и на спасение наставляли.

А кому даст Бог смысл в книжном писании, то между дел книги бы певчие писали, охочим людям продавали. А когда с потребою куда позовут, то, всякое свое дело бросив, шел бы с поспешением, дабы исправить ту нужду, понеже требуют его. И тако творя, все бы и сельские попы были пастырями совершенными и в крестьянском житии свет бы воссиял.

А нынешняя паства вельми неисправна и оттого вельми опасно, как бы Бог не взыскал на главных пастырях, понеже кои пресвитеры и во градах живут, и тои не весьма знают, в чем грех или в чем спасение. И того ради прихожан своих к покаянию не принуждают и, как кому жить спасительно, не наставляют и от того многие люди в неведении своем погибают.

Я, истинно, таковых стариков много и при Москве видел, что лет по шестьдесят и больше житие свое имеют, а у отцов духовных на исповеди не бывали, не по причине раскольничества, но из-за непринуждения пресвитерского. Тако у них обычай был, что, не состарясь, деревенские мужики на исповедь не хаживали, и тако иные, не дожив до старости, и умирали. А сие чинилось ни от чего иного, токмо от нерадения пресвитерского, и о таковом нашем неисправном житии и помыслить ужасно. А все сие царским изволением и синодским радением исправиться может.

А не радеть о таком великом и страшном деле вельми яко царю, тако и архиереем опасно, ибо чрез уста святого пророка Иезекииля (Иезекииля, глава 17)23 тако Дух Святой возгреме* о том, что хочет Бог всех погибших душ человеческих взыскать от руки господствующих ими.

И сего ради ужасного такого грома, от Бога изошедшего, и яко духовным властям, так и мирским надлежит великое попечение приложить, дабы ту неисправность исправить, и от того бы избавиться, чтобы не взыскал Бог погибающих душ на правителях, господствующих ими.

И мое мнение тако мысли моей касается, что вся наша погибель и спасение заключается во пресвитерах. Когда они будут неразумны, то и люди паствы его неразумны будут, а если пресвитеры будут благоразумны и святы, то и люди паствы его все будут вразумительны и к святости близки. Их бо наставлением всякого благоразумия смогут наполниться и в христианстве смогут прямо и твердо стоять и души свои от вечной погибели соблюдать, и за твердым их наставлением все благодатью Божьею будут приближаться к Царству Небесному.

И когда пресвитеры во учении своем исправятся и всякому благонравию научатся, и тогда и одежду им прежнюю свою гнусную и многократно чиненную подобает изменить. И не токмо градские, но и сельские попы и дьяконы не токмо гнусное и разодранное не носили, но и сермяжных бы серых и белых сукон некрашеных отнюдь бы не носили, но носили бы рясы широкорукавные и длинные. Буде кому сукна немецкого купить невмочь, то делали бы из яренки*, а буде и того невмочь, то бы и сермяжные сукна красили в вишневую или в лазоревую краску.

А в непотребном одеянии пресвитерам и диаконам отнюдь ходить не подобает, понеже они слуги суть Божии и предстоят у престола Божия, жертвы принося за царя и за всех христиан.

И за их близость к Богу сам Господь Бог еще и в ветхозаветной церкви не токмо священникам, но и служителям церковным повелел в чистых одеждах служить.

Тем более подобает в Новой Благодати священному чину чистоту во всем иметь, яко в теле, тако и в душе, подобно и во одежде и во всяком своем и житейском исправлении, чтобы они яко житием своим, так и одеждою были от простолюдинов отличными, не одною верхнею одеждою, но и нижнею и всем своим убором: шапка бы была с бобром или с лисицею круглая, сапоги бы были низкие, переда круглые, а лаптей бы отнюдь ни в каковых местах не носили. И с запрещением пресечь сие, чтобы отнюдь к престолу Божию в лаптях не приступали, ибо сим не токмо чину своему, но и Божией чести умаление творят. Ради бо чести Божьей повелено пресвитерам у престола Божия служить в украшенных ризах и по тому уставу иной пресвитер во время служения своего возложит на себя одежду златотканую, а на ногах лапти растоптанные и во всяком кале обвалянные, а и кафтан нижний весь гнусен. И такое пресвитерское убрание видя, кто не удивится, что злато мешают с блатом*. И царево дело надлежит вести честно, а Божие и наипаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: