Пародия как тип текста

Разнообразие типов текстов — как мы показали — обусловлено разнообразием типов психической дея­тельности их авторов. Теоретически количество типов текстов является равным числу типов личностей (если это исчислимое явление). Практически же количество типов текстов ограничено количеством акцентуаций, эмоциональных состояний, количеством типов воспри­ятия действительности и типов вебрального выраже­ния личности. В этой связи следует отметить, что в принципе возможно моделирование эмоциональных состояний и их речевого выражения. К ним относятся актерское перевоплощение, психофармакологическое воздействие, внушение эмоциональных состояний в гипнотическом сне. Самым распространенным спосо­бом является пародирование автора, то есть создание такого текста, который очень похож на авторский.


272 Белянин В. Психологическое литературоведение

Пародия нередко предполагает насмешку и, сле­довательно, всегда неуважительную, уничижительную характеристику того, что пародируется. Вместе с тем для создания пародийного текста необходима боль­шая пластичность личности пародиста, умение почув­ствовать стиль и настроение автора. При этом если единицы деятельности автора, его мотив, цель и усло­вия определяются его внутренними переживаниями, его жизненным миром, то в пародии мотив деятель­ности смещен на высмеивание, цель — принизить зна­чимость объекта (текста), а используемые языковые средства располагаются так, чтобы происходило стол­кновение смыслов.

Приведем несколько пародий на текст сказки «Крас­ная Шапочка». Все они (кроме последнего) взяты с сайта http://cyber.zhdanovs.com/humour/redhat и назы­ваются «Как бы рассказали "Красную Шапочку"».

Эдгар По

На опушке старого, мрачного, обвитого в таинствен­но-жесткую вуаль леса, над которым носились темные об­лака зловещих испарений и будто слышался фатальный звук оков, в мистическом ужасе жила Красная Шапочка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: