О) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ

3. Предметы ведения субъекта Федерации определены по принципу «все, что остается за вычетом предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ». Закрепляя в ст. 71 и 72 предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, Конституция и ст. 73 устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предме­там совместного ведения «субъекты Российской Федерации об­ладают всей полнотой государственной власти».

Конституция РФ предусматривает возможность заключения двух видов договоров:

- договоры между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3. ст. 11);

- соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами о передаче осуществления части полномочий (ч. 2, 3 ст. 78).

Конституционный статус человека и гражданина РФ. Роль государства в обеспечении прав человека и гражданина.

Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус.

Общий правовой статус (конституционный)- это положение лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех.

Специальный правовой статус-это правовое положение лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие), который позволяет осуществлять возложенные на них особые функции.

Индивидуальный статус – это состояние конкретного лица, отражающее совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.)

Положения гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» ст. 64 Конституции РФ определяет как основы правового статуса личности. Данная категория отражает систему взаимоотношений государства и личности и включает следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как обладание гражданством данного государства является условием полной правосубъектности лица;

2) общие принципы правового статуса личности

3) основные права и обязанности, которые составляют важнейший институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан;

5) ограничения прав и свобод

К общим принципам правового статуса личности относятся:

- всеобщность и неотчуждаемость (ст. 17 Конституции РФ);

- непосредственное действие (ст. 18 Конституции РФ);

- гарантированность, защищенность государством (ст. 2 Конституции РФ);

- равенство (ст. 19 Конституции РФ).

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой используются права, свободы и обязанности, выделяются следующие их виды:

1) в сфере личной безопасности и частной жизни;

2) в области государственной и общественно-политической жизни;

3) в области экономической, социальной и культурной деятельности

Права в сфере личной безопасности и частной жизни или, как их обычно называют, личные (гражданские) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека.

К этой группе прав обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени и т. д.

Права в области государственной и общественно-политической жизни (политические права) наиболее полно выражают суть взаимоотношений государства и человека. К ним относятся:

- избирательные права

- свобода союзов и ассоциаций

- свобода слова, мнений, печати

Права в области экономической, социальной и культурной деятельности (социально-экономические права) обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической жизни общества.

Культурные права и свободы дают возможность удовлетворения духовных потребностей человека и призваны гарантировать внутренне развитие человека. Они включают в себя право на образование. Доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества.

Конституционные обязанности граждан РФ подразделить на обязанности, формулы которых носят общий характер (они конкретизируются в специальных законах), и обязанности, формулы которых носят конкретный характер.

К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Данная Конституционная обязанность подкрепляется действующим природоохранительным и природоресурсным законодательством РФ

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники природы, истории, культуры (ст. 58).

Выполнение этих обязанностей обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает:

- родительские обязанности (ст. 38)

- обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

- обязанности защищать Отечество (ст. 59)

9. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов.

В РФ 82 субъекта, в том числе 21 республика, 4 края, 46 областей, 2 ГФЗ, 1 АОб и 9 АОк.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех субъектов РФ.

Основные вопросы статуса субъектов РФ урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конституция РФ унифицировала правовой статус субъектов РФ, наделив их общими конституционно-правовыми признаками, важнейшими из которых являются:

- наличие собственной территории, которая является частью территории РФ;

- наличие своей системы органов государственной власти, организация и деятельность которых определяется субъектами РФ самостоятельно;

- наличие собственного законодательства, включающего конституцию (устав) субъекта РФ, принятие им закона и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта РФ с РФ;

- обладание собственными материально-финансовыми ресурсами.

Конституция РФ определяет и закрепляет ряд полномочий только за Россией и за Россией и ее субъектами вместе.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративной устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, ГФЗ, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности.

10. Конституционная система высших органов государственной власти РФ.

Орган государственной власти – это созданная в установленном законодательством порядке структура, наделенная государственно-властными полномочиями по установленному кругу предметов ведения.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ) и органы государственной власти субъектов РФ. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не входит ни в одну ветвь власти.

Законодательные органы государственной власти – это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. Органы законодательной власти принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Исполнительные органы государственной власти – это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. Органы исполнительной власти непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, Указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются непосредственно населением.

Органы судебной власти – осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. В ведении субъектов РФ находятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: