- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ПК-8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные закономерности взаимодействия человека и общества;
- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
- основные механизмы социализации личности;
- особенности современного экономического развития России и мира.
Обучающийся должен уметь:
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности.
Обучающийся должен владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ) с предусмотренной итоговой отчетностью в форме зачета.
Предусматриваемый объем часов, отводимых на изучение учебной дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»: всего – 72 часа, аудиторных – 36 часов: самостоятельная работа – 36 часов. Из аудиторных занятий – 12 часов – лекций, 24 часа – практические занятия.
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Номер семестра | Учебные занятия | В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм | Форма итоговой аттестации | |||||
Всего | Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практическ. Занятия, час | Самостоят. Работа,час | ||||
Трудоемк. | ||||||||
Зач. ед. | Часы | |||||||
зачет | ||||||||
Итого: | (28 %) |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов по формам организации обучения | ||||
Лекционные занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм | ||
1. | Введение во вспомогательные исторические дисциплины | |||||
2. | Палеография. | |||||
2.1 | Предмет, задачи и методы палеографии. | |||||
2.2 | История изучения палеографии. | |||||
2.3 | Орудия и материалы для письма. | |||||
2.4 | Проблема возникновения славянской азбуки – кириллица и глаголица. | |||||
2.5 | Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI-XII вв.). | |||||
2.6 | Внешние признаки письменных источников Руси XII-конца XV вв. | |||||
2.7 | Внешние признаки письменных памятников Русского государства конца XV-ХVII вв. | |||||
2.8 | Внешние признаки письменных источников России XVIII-начала XX вв. | |||||
3. | Историческая хронология. | |||||
3.1 | Предмет, задачи и метод исторической хронологии. | |||||
3.2 | История изучения исторической хронологии. | |||||
3.3 | Природные основы календарных систем древности. | |||||
3.4 | Юлианский и григорианский календари. | |||||
3.5 | Отечественные календарные системы. | |||||
4. | Историческая метрология. | |||||
4.1 | Предмет, задачи и метод исторической метрологии. | |||||
4.2 | История изучения метрологии. | |||||
4.3 | Метрология Древнерусского государства (Х-начало XII вв.). | |||||
4.4 | Метрология периода феодальной раздробленности (ХII-конец XV вв.). | |||||
4.5 | Метрология единого Российского государства (конец XV-XVII вв.). | |||||
4.6 | Метрология XVIII-XX вв. | |||||
4.7 | Международная метрическая (десятичная) система. | |||||
5. | Сфрагистика | |||||
5.1 | Предмет, задачи и методы сфрагистики. | |||||
5.2 | История изучения сфрагистики. | |||||
5.3 | Печати Древнерусского государства (Х-ХII вв.). | |||||
5.4 | Княжеские печати и печати Новгородской и Псковской феодальных республик (ХI-ХV вв.). | |||||
5.5 | Печати единого Российского государства (XV-XVII вв.). | |||||
5.6 | Печати Российской империи XVIII-начала XX в. | |||||
6. | Геральдика | |||||
6.1 | Предмет, метод и задачи геральдики. | |||||
6.2 | История изучения геральдики. | |||||
6.3 | Государственные гербы России. | |||||
6.4 | Дворянские гербы. | |||||
6.5 | Гербы в современной истории России. | |||||
7. | Нумизматика | |||||
7.1 | Предмет, задачи и методы нумизматики. | |||||
7.2 | История изучения нумизматики. | |||||
7.3 | Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. | |||||
7.4 | Русские монеты и денежное обращение XIV-XV вв. | |||||
7.5 | Русская монетная система XVI-XVII вв. | |||||
7.6 | Русская монетная система в ХVIII-начале XX в. | |||||
7.7 | Монеты XX в. | |||||
8. | Историческая ономастика | |||||
8.1 | Предмет, задачи и метод исторической ономастики. | |||||
8.2 | История развития исторической ономастики. | |||||
8.3 | Историческая топонимика как раздел ономастики. | |||||
8.4 | Историческая этнонимика как раздел ономастики. | |||||
8.5 | Историческая антропонимика как раздел ономастики. | |||||
9. | Генеалогия и система социального этикета | |||||
9.1 | Предмет, задачи, метод генеалогии. | |||||
9.2 | Из истории изучения генеалогии. | |||||
9.3 | Отечественная генеалогия. | |||||
9.4 | Система социального этикета. | |||||
Итого | 9 (28 %) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
1. Введение во вспомогательные исторические дисциплины.
Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования. Их практическое применение в работе с историческим источником: выявление подлинника, копии, подделки, времени, условий, места его составления и т.д. Использование методик этих дисциплин для выводов в области политической, экономической, социальной и культурной истории. Использование материала вспомогательных исторических дисциплин в школьной, музейной, архивной и краеведческой практике.
История изучения вспомогательных исторических дисциплин. Накопление фактических знаний и научное развитие. Дискуссионные и недостаточно изученные вопросы.
Интерактивная форма: «Круглый стол»