В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта. Восстановление разрушенного требовало колоссальных денежных, материальных и трудовых затрат, и государство, в меру своих возможностей, делало все чтобы восстановить разрушенные фабрики и заводы, жилье и другую инфраструктуру. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и разбазаривания народного достояния, обеспечить сохранность всех восстановительных ресурсов.
23 сентября 1946 г. издается приказ МВД СССР, в котором определены организационные меры по усилению борьбы со спекуляцией. Для поднятия статуса начальников отделов БХСС они назначались помощниками начальников управлений милиции. В МВД республик, УВД краев и областей создавались отделения по борьбе со спекуляцией.
Послевоенное состояние оперативной остановки в стране, новые задачи мирной жизни, потребовали принятия необходимых мер по совершенствованию деятельности службы БХСС. В 1947 году отдел БХСС ГУМ получил новый статус - был реорганизован в Управление БХСС. Положение об Управлении определяло его следующую структуру: секретариат и пять отделов. Первый отдел руководил работой аппаратов БХСС Европейской части СССР, второй - аппаратов БХСС Среднеазиатских республик и Сибири, третий - осуществлял оперативное обслуживание объектов народного хозяйства в Москве, четвертый - руководил расследованием уголовных дел и расследовал наиболее сложные дела, пятый - осуществлял всю информационную работу. (Заметим, что в 1948 году был создан шестой отдел, на который возлагались функции борьбы с фальшивомонетничеством).
На Управление, таким образом, возлагались следующие основные функции: руководство оперативной, следственной и профилактической работой служб БХСС республиканских, краевых, областных и городских управлений милиции; изучение и обобщение методов, применяемых преступниками, подготовка и разработка директив и методических указаний по борьбе с хищениями, спекуляцией, контрабандой, фальшивомонетничеством и взяточничеством и принятие мер профилактического характера по устранению причин и условий, способствующих совершению этих преступлений; осуществление проверок работы периферийных органов милиции по линии БХСС и оказание им практической помощи; ведение учета результатов оперативной и следственной работы периферийных отделов БХСС; поддержание связи с Прокуратурой СССР и Прокуратурой РСФСР по вопросам прокурорского надзора за законностью дел, которые велись аппаратами БХСС; проведение оперативной работы на объектах министерств СССР и РСФСР.
Тем самым была выработана более гибкая, отвечающая новым условиям и новым требованиям, структура аппаратов БХСС, внесены коррективы в функциональные обязанности, расширен круг объектов, переданных в их оперативное обслуживание.
По существу, это перестройка службы была впервые за десять лет ее существования.
Учитывая особенности того времени, работа аппаратов БХСС была нацелена в основном на выявление расхитителей и взяточников в строительстве, торговле, промышленности. В эти годы работники БХСС Москвы и ряда других крупных городов разоблачили несколько преступных групп, орудовавших в системе фирменной торговли, которая была организована решением правительства в 1947 году с целью показа покупателям лучших товаров и образцов обслуживания. Пробравшиеся туда расхитители быстро приспособились к "новым" методам работы и показали "образцы" обслуживания, расхитив около 2 млн. рублей. Преподнесенный им урок на какое-то время отбил охоту у любителей наживы лезть в эту сферу деятельности.
Благодаря самоотверженному труду советского народа уже в 1948 году была отменена карточная система на хлебобулочные изделия. И это в стране, 47% территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, а в большинстве краев и областей среднегодовая температура составляет лишь пять градусов Цельсия. К тому же, чтобы вырастить хороший урожай, нужно 770 миллиметров осадков в год. У нас таких земель всего 6 %. Для сравнения: в США 60 % земель обеспечены таким количеством осадков.
Бытует мнение, что уголовная преступность в сталинское время была сведена к минимуму. Пожалуй, это близко к истине. Она ни в какое сравнение не идет с разбушевавшейся за предшествующее десятилетие стихией коррупции и бандитизма. Однако и во времена "вождя народов" было немало, как это уже отмечалось, опасных преступных формирований.
Ниже — рассказ об одном совершенно уникальном деле той эпохи.
Десять лет, до ноября 1952 года, действовала в стране преступная организация, возглавляемая "полковником" Павленко. Дезертировав из направлявшейся на фронт воинской части, он в самую трудную военную годину создал и возглавил ложную военно-строительную организацию под названием УВР- 2 (управление военных работ). Собрав в нее дезертиров, уголовников, родственников и приятелей, Павленко, пользуясь ротозейством и беспечностью командиров отдельных частей, смог обмундировать и вооружить личный состав своей "воинской части" и приступить к массовым хищениям и грабежам государственного имущества на территориях, освобождаемых от врага.
Павленко со своей лжевоинской частью дошел почти до Берлина. Подкупив некоторых военных комендантов в немецких городах, добился выделения для своей "части" железнодорожных вагонов и беспрепятственно вывез все награбленное в СССР.
После окончания войны Павленко разделил награбленное между членами своей банды, снабдил "бойцов" подложными документами и отпустил на все четыре стороны.
После фиктивной демобилизации Павленко с некоторыми своими сообщниками создал в городе Калинине артель "Пландострой". За пару лет он разворовал 300 тысяч кооперативных денег и скрылся.
В марте 1948 года, используя сохранившуюся у него фиктивную печать и бланки УВР-2, возродил свою организацию. Заключая различные договора на дорожно-строительные работы, часть которых выполняли наемные рабочие, не подозревавшие о подлинном характере и целях УВР-2, он концентрировал на открытом расчетном счете получаемые денежные средства. За четыре года Павленко сумел похитить, таким образом, 30 млн. рублей.
Дезертировал он из армии в звании воентехника 1-го ранга, а в последующие годы присвоил себе звание полковника.
Маскируя преступное формирование под воинскую часть, он избегал финансового и иного государственного контроля, а наличие вооруженной охраны исключало проникновение на территорию "части" представителей местной власти. У него был даже свой отдел контрразведки.
За время существования "части", Павленко и его соратники, ходившие в различных "липовых" воинских званиях, по фиктивным представлениям получили 230 орденов и медалей Советского Союза.
Поводом для официального уголовного преследования Павленко и его группировки послужил инцидент, происшедший с одним из его ближайших соратников в аэропорту. При посадке в самолет, будучи в стельку пьяным, он выронил небольшой чемодан, который раскрылся от удара об асфальт, и из него разлетелись по полосе полтора миллиона рублей. Двадцать минут потребовалось сотрудникам аэропорта для сбора этих денег, на которые в те годы можно было бы построить фабрику.
При задержании у Павленко изъяли пистолет с тремя патронами. На его "липовых" участках задержали более 300 человек.
Ознакомившись с материалами, И.В. Сталин, возмущенный столь наглым преступлением, дал команду подготовить показательный процесс.
Уголовное дело Павленко и его сообщников составило 121 том.
На скамье подсудимых могли оказаться должностные лица из нескольких республик, получившие взятки от Павленко.
Лишь смерть Сталина в марте 1953 года отодвинула возмездие преступникам на два года.
Участники преступной организации были приговорены к длительным срокам лишения свободы, мнимый полковник получил высшую меру наказания. В апреле 1955 года он был расстрелян. Так закончилась карьера уникального проходимца, сумевшего в условиях жесткого контроля командно-административной системы - и, играя на этом! - безнаказанно грабить государство в течение почти десяти лет.
Следующим шагом на пути совершенствования службы в сентябре 1951 года стало количественное увеличение аппаратов БХСС и их качественное укрепление, а также переход к линейно - отраслевому принципу деятельности.
После смерти Сталина к власти в стране пришел Никита Сергеевич Хрущев. Развенчав культ личности Сталина, Хрущев приступил к многочисленным экспериментам над народным хозяйством страны, зачастую совершенно непродуманным. Это привело в конечном итоге к длительным очередям за хлебом, а во внешней политике - к угрозе третьей мировой войны.
Начинал Хрущев борьбу с частнособственническими инстинктами следующим образом. Нарушив один из основных принципов юриспруденции: "Закон обратной силы не имеет", он способствовал тому, что был выпущен нормативный акт о возможности изъятия дач у граждан без доказывания их вины. Были созданы специальные подразделения милиции, занимавшиеся этой "проблемой". Пошли регулярные отчеты с мест о количестве изъятых загородных строений кладовщиков и, в основном, торговых работников, на зарплату которых их построить было невозможно. Населению это нравилось, ибо изъятые дачи использовались для нужд советской детворы.
Юристы же многих стран выступили с протестами против этого явного беззакония, и вскоре указ об изъятии дач был отменен.
Хрущев был искренне убежден, что борьбу с преступностью следует вести общенародными силами и соответствующими методами. "В социалистическом государстве, - говорил он, - каждый гражданин - агент милиции".
Многочисленные народные дружины с их гласными уличными методами работы стали активно подменять оперативно - розыскную деятельность милиции.
А это было тогда, когда еще не удалось полностью сбить вал преступности, вызванной широкомасштабной хрущевской же амнистией по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года, согласно которому подлежали освобождению из тюрем и лагерей почти 1,2 млн. человек из 2,5 млн. осужденных. По указу освободить должны были лиц, не представляющих для общества особой опасности и исправившихся в местах заключения. На самом же деле, в результате преступной халатности многих начальников лагерей и тюрем, на волю были выпущены тысячи опасных преступников, которые ничего более не умея делать, начали открыто грабить население страны и государство.
После ареста Берии министром внутренних дел назначен Сергей Никифорович Круглов, а из системы МВД были выведены органы государственной безопасности, которые возглавил кадровый чекист Иван Александрович Серов.
В феврале 1955 года наряду с общесоюзным МВД было образовано МВД РСФСР, министром которого назначили Николая Павловича Стаханова. Ему предстояло обуздать разбушевавшуюся было преступность в России, которая за год возросла на 13% по сравнению с уровнем раскрываемости 85%. Выдающиеся организаторские способности и преданность делу бывшего пограничника не замедлили сказаться. Преступность довольно резко пошла на убыль, и оперативная обстановка ко времени проведения 28 июля-11 августа 1957 года в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов стала почти образцовой.
Несмотря на это С.Н. Круглов был освобожден от должности за... "канцелярски-бюрократический стиль руководства местными органами МВД", как гласил вывод правительственной комиссии, проверявшей МВД.
На его место пришел Н.П.Дудоров, до этого никакого отношения к правоохранительной системе не имевший и работавший всю жизнь на различных должностях в строительстве.
Именно при нем добровольные народные дружины стали заменять милицию, численность которой из года в год сокращалась. За 1958 -59 годы из органов внутренних дел было уволено почти 16 тысяч человек. Редели ряды профессионалов, а МВД СССР докладывало в ЦК КПСС, что в результате повышения роли общественности в борьбе с преступностью значительно сокращается число возбужденных милицией уголовных дел (статистика ведь была в руках МВД).
Хрущев, читая победные сообщения из МВД, пришел к выводу о необходимости упразднить союзное министерство. 13 января 1960 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об упразднении МВД СССР", ряд его служб и функций передали в МВД РСФСР и других союзных республик.
В то же время преступность в стране фактически не сокращалась, в том числе и по линии БХСС.
В связи со значительной либерализацией экономической политики внутри страны и ослаблением профессионального ядра службы БХСС на рубеже шестидесятых годов значительно активизировались дельцы всех пошибов. Обладая частнособственническими, незаурядными способностями, они повсеместно стали открывать различные подпольные цеха по производству товаров широкого потребления и выпускать пользующуюся спросом неучтенную продукцию. За взятки они получали сырье на государственных предприятиях или под официальным лозунгом об экономии материалов создавали излишки, которые использовались в подпольных цехах. Страдавшие от постоянного дефицита товаров граждане страны стали охотно покупать на рынках довольно модные кофты, свитера, плащи, сумки, ручки и тому подобные товары, изготовленные подпольно. Появились богатые и даже очень богатые люди.
Дельцы, не имевшие возможности открыто тратить подпольные свои средства, разработали целую систему отмывания "грязных денег". Так, они платили двойную цену лицам, выигравшим крупные суммы по облигациям государственных займов или дорогие предметы по денежно - вещевым лотереям. Для этого их гонцы дневали и ночевали в сберегательных кассах в дни выдачи выигрышей.
Именно в эти годы зародилась и быстро окрепла теневая экономика в нашей стране, которая, набирая обороты из года в год, стала существенно влиять на все аспекты жизни государства.
В июле 1961 года Министр внутренних дел РСФСР Н. П. Стаханов был снят с должности, а его кресло занял Вадим Степанович Тикунов, до этого семь лет проработавший в отделе административных органов ЦК КПСС и два года - заместителем председателя КГБ.
Новый министр начал с того, что вооружил милицию резиновыми дубинками и добился бесплатного проезда сотрудников внутренних дел в городском и пригородном транспорте по служебным удостоверениям, что сохранилось до настоящего времени. Ему также принадлежит инициатива ежегодно отмечать 10 ноября День советской милиции.
При Тикунове началось новое наступление на преступность по всему фронту. Сыграли свою роль постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 августа 1962 года "О мерах по улучшению деятельности советской милиции" и закрытое письмо ЦК КПСС от 22 марта 1962 года "Об усилении борьбы с взяточничеством и разворовыванием народного добра".
Совершенствовалась структура и формы управления аппаратами БХСС, которые были укреплены количественно и качественно: в них направили кадры из партийных и комсомольских рядов. Завершился переход к линейно - отраслевому принципу во всех низовых подразделениях службы. Во многих республиканских, краевых и областных центрах были созданы городские отделы БХСС, оснащенные к тому же современными техническими средствами.
Еще ранее, в июне 1961 года, в Московском городском суде закончился нашумевший на всю страну процесс по делу группы валютчиков во главе с Рокотовым и Файбишенко. У них работники созданного годом раньше отдела по борьбе с нарушениями правил о валютных операциях, контрабандой и крупными хищениями изъяли 440 золотых монет, слитки золота общим весом 12 килограммов, валюту -всего на 2,5 млн. рублей. В соответствии с Указом от 5 мая 1961 года суд определил им по 15 лет лишения свободы - максимальный срок. Узнав, что матерые валютчики получили всего лишь по 15 лет, Хрущев возмутился и предложил пересмотреть действующее законодательство. 6 июля того же года вышел в свет новый Указ, по которому к подсудимым такого рода могла применяться высшая мера наказания. В соответствии с ним Генеральный прокурор СССР внес в Верховный суд СССР кассационный протест на мягкость приговора... Рокотов и Файбишенко получили высшую меру и были расстреляны в Бутырской тюрьме.
Это беспрецедентное в советской уголовной практике дело послужило предметом резкого усиления карательных мер по хозяйственным делам.
Только за один год после этого злополучного процесса в стране было рассмотрено более 90 уголовных дел в отношении расхитителей и взяточников, по которым к высшей мере наказания были приговорены 183 человека.
На текстильной фабрике № 11 в Москве разоблачили преступную группу из 25 человек во главе с Ройфманом, который организовал левый цех по выпуску трикотажных изделий с использованием труда инвалидов из местного психоневрологического диспансера. Эти лечебные учреждения получали от местных органов власти значительные деньги на организацию так называемой трудотерапии. На эти деньги приобреталось оборудование, которое по существу обычно не использовалось и ржавело на складах.
Когда Ройфман, обладавший незаурядным талантом предпринимателя, предложил руководителям диспансера наладить на имеющемся оборудовании выпуск нужного людям трикотажа, те охотно согласились. Изготовленные вскоре трикотажные изделия стали продавать на рынках и в маленьких палатках на вокзалах. Удивительнее всего то, что они пользовались повышенным спросом у населения. Работа закипела. Сырье за взятки поступило из Кабардино-Балкарии. Приобретались десятками высокопроизводительные машины. Подпольное производство ширилось. Один из цехов возглавил Шая Шакерман, который за короткий срок умудрился присвоить несколько миллионов рублей. Всего в момент ареста у Шакермана, Ройфмана и некоторых их сообщников было изъято около сотни килограммов золота, на 262 карата бриллиантов и других ценностей на 2,5 млн. рублей. Суд, исполняя директиву об ужесточении наказаний, приговорил Шакермана и Ройфмана к расстрелу.
Некто Хейфец, используя подкуп и свои обширные связи, умудрился создать подпольный трикотажный цех в самом центре столицы - при крупнейшем универмаге "Москва". Цех заработал так активно, что вскоре своей модной, пользующейся повышенным спросом продукцией стал вытеснять с прилавков магазина изделия государственных фабрик. Половина выпускаемых теннисок, маек, женского белья была "левой". Но это никого не волновало до поры до времени, ибо Хейфец и его преемник на посту Евгеньев щедро одаряли администрацию и представителей власти. В результате за пять лет работы цеха было похищено государственного имущества на 2,5 млн. рублей. По приговору суда Хейфец и Евгеньев были расстреляны, их же покровители отделались легким испугом - уже тогда коррупция стала проникать и во властные структуры.
В этот период продолжала совершенствоваться профессиональная деятельность подразделений БХСС, что стало возможным благодаря укреплению их квалифицированными кадрами, оснащению современными техническими средствами.
Были решены и некоторые организационно - структурные вопросы. Во многих республиканских, краевых и областных центрах созданы городские отделы БХСС, что позволило сосредоточить подчас распыленные по отделениям милиции оперативные силы и давало маневренность.
Были упорядочены действующие и созданы принципиально новые нормативные акты, регулирующие отдельные направления работы органов внутренних дел по линии БХСС.
В октябре 1964 года страну возглавил Леонид Ильич Брежнев. Н.С. Хрущев был отправлен на пенсию. Как обычно, смена лидера повлекла за собой перемещения в его команде, особенно в силовых министерствах. 23 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, главой которого был назначен, второй секретарь ЦК КП Молдавии Николай Анисимович Щелоков, проработавший затем во главе органов внутренних дел значительно больше всех прежних министров - 16 лет.
Пятилетнее правление в МВД В.С.Тикунова хоть и изменило внешний облик советской милиции, но все же так и не смогло поднять ее общественного значения в глазах населения. Беззакония отдельных представителей власти продолжали вызывать справедливые нарекания граждан, а иногда приводили к массовым выступлениям, заканчивавшимся кровавыми побоищами.
К концу 60-х годов торговая мафия, получив в свои руки сеть городских плодоовощных баз, развернула активную деятельность по перепродаже части колхозной и совхозной продукции через рынки. На базах с использованием труда служащих шла усиленная сортировка овощей и фруктов. Нестандартная продукция поступала в сеть государственных магазинов, а первосортная - на рынки, где она продавалась по завышенным ценам.
Внешние результаты такой деятельности отразились в государственной статистике: по ее данным плодоовощные совхозы практически ничего не производили, тогда как рыночные прилавки буквально ломились от свежей зелени, фруктов и овощей, поступивших якобы от частных лиц. Немудрено, что статистика сделала на этом основании вывод о фантастически высокой производительности приусадебных участков и крайне низкой урожайности и неимоверных потерях при уборке совхозной и колхозной продукции.
Изучив положение дел в стране и состояние правопорядка, Н.А.Щелоков направил в ЦК КПСС тревожную записку "О неотложных мерах по укреплению органов милиции и повышению их авторитета", в которой предлагал ввести во всех горрайотделах должности заместителя начальника по политико-воспитательной работе, оснастить органы милиции новейшими техническими средствами, транспортом и повысить зарплату всему личному составу милиции, а также преобразовать МООП СССР в МВД СССР. Все эти предложения были приняты, а во все партийные организации было направлено письмо ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению органов милиции и повышению их авторитета".
Преодолевая негативные последствия хрущевских экспериментов, страна неуклонно улучшала свое экономическое положение, росло благосостояние советских людей. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин настойчиво внедрял новые принципы хозяйствования: хозрасчет, предприимчивость, оплату по труду.
В условиях общего хозяйственного подъема теневики вновь стали поднимать головы и вылезать из подполья, активно вкладывая накопленный правдами и неправдами капитал в производство. Государственная промышленность по своей бюрократической нерасторопности не могла в полной мере удовлетворять возрастающие потребности населения. Поэтому подпольные цеха и фабричонки, создаваемые на основе преступной кооперации, набирали мощь.
В 1966 году министр внутренних дел Н.А.Щелоков назначил на должность начальника Управления БХСС МВД СССР полковника Павла Филипповича Перевозника, который, обладая незаурядными организаторскими способностями, памятью, суровым, но в то же время демократичным характером, сумел сплотить единомышленников-профессионалов и в течение четырнадцати лет самоотверженно работал на этом благородном поприще.
Важную роль в деятельности аппаратов БХСС стала приобретать профилактика.
В результате многолетнего опыта взаимодействия органов внутренних дел с другими органами, учреждениями и общественностью сложились вполне определенные организационные формы профилактической работы, направленные на устранение условий, способствующих совершению хищений должностных и хозяйственных преступлений.
Повсеместно с помощью партийных и советских органов стали организовываться и проводиться смотры, рейды и проверки сохранности социалистического имущества. Они осуществлялись, как правило, в тесном взаимодействии с представителями комитетов народного контроля, профсоюзных и комсомольских организаций, специалистами народного хозяйства, членами специализированных дружин и другими силами общественности.
В ходе этих мероприятий на предприятиях и в учреждениях изучалось состояние учета и хранения материальных ценностей, пропускного режима и иные вопросы, касающиеся улучшения сохранности народного достояния. Итоги рейдов, проверок и смотров рассматривались в местных партийных и советских органах, на совещаниях партийно-хозяйственных активов. Кроме большого предупредительного значения, рейды, проверки смотры приносили и реальные результаты: ежегодно при их проведении выявлялось и приходовалось, а по существу сохранялось от разворовывания и разбазаривания неучтенных материальных ценностей на десятки миллионов рублей.
Получило развитие нормативное закрепление деятельности специализированных народных дружин по линии БХСС и института внештатных сотрудников службы. Было определено и их правовое положение, разработаны рекомендации по руководству их работой. К концу 1976 года в стране имелось 19 тысяч специализированных дружин, насчитывающих 180 тысяч дружинников, 154 внештатных отделов (отделений) БХСС с общей численностью 2400 человек.
Значительное влияние на работу аппаратов БХСС оказали постановления Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1975 года "О соблюдении законодательства об охране социалистической собственности" и Совета Министров СССР от 20 февраля 1975 года "О мерах по усилению охраны социалистической собственности и устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность".
Во исполнение этих постановлений была, в частности, проделана серьезная работа по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного хищениями. В девятой пятилетке у расхитителей было изъято имущество и ценностей стоимостью более 80 % к сумме причиненного ущерба.
Еще более активизировались усилия по профилактике преступлений против социалистической собственности.
Начали проводиться комплексные общесоюзные и региональные операции по проверке состояния сохранности социалистического имущества в отдельных отраслях народного хозяйства, давшие большой экономический эффект. Например, при проведении операции "Урожай" в 1975-1976 г.г. выявлено около 17 тыс. фактов разбазаривания и хищения сельскохозяйственной продукции. Изъято и возвращено хозяйствам более 12 тыс. тонн зерна и другой продукции на сумму 2 млн. рублей.
В целом за годы девятой пятилетки сохранено от разворовывания и оприходовано неучтенных товарно-материальных ценностей на сумму более 450 млн. рублей.
В тоже время оттачивалось оперативно-розыскная деятельность, внедрялись новые формы и методы оперативной работы. Так, с 1970 года по 1979 год был проведен острый и ответственный эксперимент по использованию УБХСС МВД СССР и аппаратами БХСС ряда МВД и УВД штатных инспекторов, действующих фактически на нелегальном положении, в негласной работе, для внедрения их в особо опасные замаскированные группировки. В ходе эксперимента проводившегося в условиях строжайшей конспирации, были достигнуты высокие оперативные результаты.
В этот период службы БХСС получили мощную научную поддержку. Во ВНИИ МВД СССР был образован научный отдел по проблемам деятельности аппаратов БХСС.
Затем создана самостоятельная Центральная научно - исследовательская лаборатория МВД СССР по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности (ЦНИЛ МВД СССР), которая занималась исследованиями причин и условий, способствующих хищениям, бесхозяйственности, должностным и хозяйственным преступлениям, а также разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по обеспечению сохранности социалистической собственности.
Только в 1977 году экономический эффект от реализации подготовленных ЦНИЛ предложений составил 125 млн. рублей.
Впервые и истории органов внутренних дел не только нашей страны, но и зарубежных государств было создано новое по своему характеру учебное заведение - Горьковская высшая школа МВД СССР, готовящая всесторонне образованных специалистов для работы в области обеспечения сохранности государственного и общественного имущества.
Последовательно в практическую деятельность аппаратов БХСС внедрялось все лучшее, передовое, полученное путем изучения как отечественного, так и зарубежного опыта работы.
Важным фактором повышения эффективности деятельности аппаратов БХСС стало внедрение электронно-вычислительной техники для организации и осуществления информационно - аналитической работы в органах внутренних дел. Это позволило повысить возможности автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), создало предпосылки для возникновения в перспективе автоматизированных банков данных (АБД).
В числе первых информационно- поисковых систем можно назвать систему "ориентир", созданную в ОБХСС Волгоградской области и "Электрон"- в ОБХСС УВД Горьковской области, которые сразу же показали свою эффективность.
В 1977 году было принято новое "Положение об Управлении по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР", а затем «Примерное положение об Управлении (отделе) БХСС МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов». Эти документы укрепили правовое положение службы, более четко определили ее место и роль в системе органов внутренних дел, способствовали повышению ее авторитета, а в конечном итоге повлияли на повышение эффективности ее деятельности.
Комплекс осуществленных мероприятий с целью профессионального укрепления аппаратов БХСС, оснащения их новейшими техническими средствами, разработке научно - обоснованных методик по оперативному обслуживанию отраслей народного хозяйства, позволили вывести их деятельность на качественно новый уровень.
Особенно активно аппараты БХСС проводили в жизнь установки руководства, когда страной был взят курс на коренную перестройку социально - экономической сферы нашего общества и когда особенно остро прозвучали требования о соблюдении в обществе принципов социальной справедливости. Так, за 1982-1986 годы общее количество выявленных аппаратами БХСС преступлений возросло на 23,3%. По сравнению с предыдущей пятилеткой хищений, совершенных в крупных и особо крупных размерах, было раскрыто больше на 40%, на 32% больше разоблачено замаскированных преступных групп, действовавших в различных отраслях и ведомствах (78 %). Количество уличенных взяточников возросло на 80%, а спекулянтов — на 30%. Важнейшими ориентирами для деятельности службы БХСС стали положения Постановления ЦК КПСС от 2 июля 1984 года "О работе МВД СССР по улучшению деятельности службы БХСС" и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1986 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", в которых был дан анализ состояния борьбы с хищениями социалистической собственности и иными способами получения нетрудовых доходов и определены основные задачи правоохранительных органов.
Первостепенными обязанностями службы БХСС, в соответствии с требованиями указанных постановлений, оставались предупреждение хищений, расточительства и бесхозяйственности.
В профилактической работе требовалось лучше использовать оперативные возможности по выявлению каналов и лазеек разворовывания народного добра, укрепить контакты с другими подразделениями и службами МВД, министерствами и ведомствами, совершенствовать взаимодействие с общественными формированиями и трудовыми коллективами, нацеливать специальный аппарат на разложение преступных групп. Выявлять ранее судимых, не имеющих права по решению судебных органов занимать руководящие и связанные с материальной ответственностью должности.
Наряду с этим, главные усилия аппаратов БХСС должны были направляться на выявление и своевременное пресечение преступной деятельности крупных, глубоко замаскированных групп расхитителей, взяточников и спекулянтов.
Как правило, крупные и особо крупные хищения в этот период совершались преступными группами, в состав которых входили опытные хозяйственные работники. При этом преступными комбинациями зачастую охватывались смежные отрасли народного хозяйства. На таких предприятиях чаще всего умышленно запускался учет материальных ценностей, своевременных проверок сырья на складах и в производстве не осуществлялось, инвентаризации проводились формально. Огромный вред народному хозяйству нанесли антигосударственная практика приписок и умышленного искажения отчетности. Благодаря всем этим негативным явлениям стали возможными длящиеся продолжительное время махинации расхитителей и взяточников, проводящих незаконные сделки с хлопком в Узбекской ССР и других регионах страны. В результате в преступную сферу были вовлечены сотни людей, а ущерб, причиненный государству, исчислялся в миллионах рублей.
Особого внимания требовал к себе агропромышленный комплекс. Работникам аппарата БХСС приходилось осваивать все тонкости и детали нового экономико-правового механизма, полного хозрасчета в сельхозпроизводстве, коллективного подряда, нормативы связей с предприятиями переработки и торговли, закупок и заготовок продукции, чтобы со знанием дела предупреждать и устранять причины и условия злоупотреблений. Это особенно было важно в связи с предоставлением колхозам и совхозам права продавать до трети плановых закупок и всю сверхплановую продукцию потребкооперации на рынках.
Несмотря на предпринимаемые меры, на целом ряде объектов АПК действовали преступные группы. Так, в объединении "Воронежплодовощхоз" органами внутренних дел разоблачены 8 таких групп, длительное время занимавшихся хищениями. Ими причинен государству материальный ущерб на 150 тыс. рублей.
По-прежнему актуальными оставались задачи борьбы с расхитителями, проникшими в сферу торговли. Только в 1985 году органами внутренних дел там было вскрыто более 20 тыс. хищений, у преступников изъято денег и ценностей на 22,5 млн. рублей. Разоблачены опасные группы в ряде торговых организаций Москвы, Ленинграда, Киева, Московской, Ростовской, Андижанской и ряда других областей.
Сложнейшей оставалась оперативная обстановка в системе бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Серьезную озабоченность, в частности, вызывало проникновение туда дельцов - предпринимателей, которые в обход закона открывали цеха по выпуску "левой" продукции, за взятки приобретали оборудование, сырье, материалы.
Наибольшая концентрация таких дельцов наблюдалась - в Грузии, Армении, Дагестане, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском, Ставропольском краях и ряде областей.
Серьезные злоупотребления сохранялись в легкой и местной промышленности. Здесь разбазаривалось большое количество шерсти, кожи других видов сырья, которые за взятки отпускались махинаторам, орудующим на объектах службы быта.
Заметно увеличилось количество преступлений, выявленных в сфере снабженческо-сбытовых организаций. Их работники, действуя в сговоре с дельцами - гастролерами, подчас передавали им внефондовые оборудование и сырье, создавая тем самым возможность производить неучтенную продукцию и присваивать огромные денежные средства.
Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях машиностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расходов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продукции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.
Для своевременного выявления и пресечения преступных злоупотреблений перед аппаратами БХСС были поставлены задачи: с учетом специфики каждого предприятия определить круг должностей и специалистов, являющихся потенциальными носителями интересующей аппараты БХСС оперативной информации. Держать под постоянным наблюдением дельцов - толкачей, взаимодействуя с аппаратами БХСС по месту их жительства и нахождения предприятий - потребителей сырья, материалов и оборудования. Тщательно изучать должностных лиц, пользующихся правом распоряжения на отпуск материальных ценностей, выяснять мотивы таких действий, проверять подлинность писем - ходатайств, на отпуск сырья и оборудование, достоверность изложенных в них обоснований.
В рассматриваемый период одним из распространенных преступлений оставалась спекуляция, составляя в структуре должностных и хозяйственных преступлений 13 - 15 %. Согласно выборочным обследованиям, проведенным ЦСУ СССР, спекулянты за счет населения получали в год доходов около 1,4 млрд. рублей.
Вместе с тем характер спекуляции, ее география, форма и методы деятельности перекупщиков подверглись существенным изменениям. Так, реализация предметов спекуляции с вещевых рынков все более перемещалась на производственные участки заводов и фабрик, в гостиницы, рестораны и парикмахерские. Менялся и облик спекулянтов. Все чаще их роль выполняли молодые люди, в том числе студенты вузов и учащиеся техникумов.
Органы внутренних дел, опираясь на поддержку населения, прилагали большие усилия в борьбе с этим социальным злом. Количество выявленных перекупщиков, в том числе действовавших в группе последовательно увеличилось, все больше вскрывалось их связей с недобросовестными работниками торговли.
Так, в Москве была разоблачена группа спекулянтов, скупавшая за взятки в магазинах "Детский мир", "ГУМ", "Модный силуэт" крупные партии импортных товаров, которые затем перепродавались жителям других городов страны. К уголовной ответственности было привлечено 24 человека, в том числе 9 работников прилавка. У преступников было изъято предметов спекуляции, денег и ценностей на сумму 420 тыс. рублей.
Распространенными явлениями продолжали оставаться приносящие значительный ущерб экономике мелкие хищения. За 1985 год было задержано более 200 тыс. "несунов", у которых изъято похищенных материальных ценностей на сумму 2 млн. рублей. Наибольшее количество мелких хищений совершалось на предприятиях и организациях перерабатывающих отраслей народного хозяйства: пищевой, мясо-молочной, легкой, а также в строительстве. На некоторых мясокомбинатах за такие хищения в год задерживалось до 30 % работников.
Для искоренения этого зла сотрудники БХСС совместно с работниками вневедомственной охраны, участковыми уполномоченными, представителями общественности провели серию рейдов по предприятиям наиболее пораженных мелкими хищениями, направленных на пресечение деятельности "несунов", а также приняли участие совместно с администрацией предприятий в разработке и реализации комплекса организационных, хозяйственных, воспитательных и других мер, которые исключили бы такие хищения, создали обстановку нетерпимости к ним, атмосферу всеобщего осуждения вокруг людей, нечистых на руку.
Реализация амбициозных планов М.С.Горбачева на ускорение социально-экономического развития страны в конце 80-х годов требовала, по самым скромным подсчетам, 200 млрд. рублей. Кроме того, огромные средства шли на поддержание с таким трудом завоеванного ракетно-ядерного паритета с США, где в то время началась модернизация ядерного оружия.
Вместе с тем ситуация второй половины 80-х годов оказалась для финансовой системы Советского Союза крайне неблагоприятной. Значительный ущерб государственным доходам нанесла антиалкогольная компания и сокращение продажи водки, в результате чего бюджет только в 1986 году недосчитался 9 млрд. рублей. В том же году понизились мировые цены на нефть - основной источник валютных поступлений страны. В результате, доход от внешнеэкономической деятельности сократился на 6 млрд. рублей. Огромные средства - 20 млрд. рублей пришлось потратить на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. Свыше 3 млрд. долларов ежегодно требовалось на ведение войны в Афганистане.
Все это привело к тому, что советский бюджет не выдержал. Власти стали восполнять недостаток средств денежной эмиссией. Она привела к дефициту госбюджета, который с 13,9 млрд. в 1985 году вырос до 58,1 млрд. рублей в 1990 году.
В последние годы существования МВД СССР и воссозданного в декабре 1989 г. МВД РСФСР особое внимание уделялось подбору, воспитанию и обучению кадров службы БХСС (БЭП), формированию у личного состава высших политических и профессиональных качеств. Остро ставился вопрос о том, что политически незрелым, профессионально неподготовленным, безответственным и безинициативным, утратившим чувство нового, не говоря уже о подверженных накопительству и стяжательству людям, в аппаратах БХСС не должно быть места.
В то же время тогда много делалось для повышения квалификации сотрудников, воспитания у них чувств ответственности за порученное дело показа огромной значимости их работы, широкого использования опыта различных отраслей науки и применения его в оперативно - розыскной и профилактической деятельности аппаратов БХСС.
В январе 1991 года служба БХСС МВД РСФСР переименована в службу по борьбе с преступлениями в сфере экономики — (БЭП) Службы криминальной милиции.
Тогда возникло новое название службы – по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).
В то же время в МВД СССР всё еще существовало ГУБХСС МВД СССР, которое приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 года: «Об организационно-штатных вопросах криминальной милиции МВД СССР» было реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР.
После объединения МВД СССР и МВД РСФСР в МВД Российской Федерации (РФ) приказом МВД РФ № 35 от 10 февраля 1992 года Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП МВД РСФСР были слиты. Новое подразделение МВД РФ получило тогда наименование Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ — ГУЭП МВД РФ. И с 1997 года главное подразделение Службы БЭП получило новое наименование: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ. В 2005 году, после ликвидации Главного управления по налоговым преступлениям (ГУНП), - Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. В 2008 году Департаменту указом Президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере. В рамках реформы органов внутренних дел с июля 2011 года преобразовано в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Государственно-правовые документы: 1917-1962 гг.
О РАБОЧЕЙ МИЛИЦИИ
(Постановление Народного комиссариата внутренних дел)
1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.
2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.
3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием.
4. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу. 28 октября 1917 г.
(СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 15)
О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
(Декрет Совета Народных Комиссаров)
1) Лица, состоящие на государственной или общественной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике (как-то: должностные лица Советского правительства, члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т.п. учреждений и организаций или служащие в таковых), виновные в принятии взяток за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей, или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок.
2) Тому же наказанию подвергаются лица: а) виновные в даче взятки и б) подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащим.
3) Покушение на получение или дачу взятки наказывается как оконченное преступление.
4) Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являются: а) особые полномочия служащего, б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки.
5) Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам и все его имущество подлежит конфискации.
6) Настоящий декрет имеет обратную силу с тем, однако, что от преследования за дачу взятки, если таковая была произведена до издания этого декрета, освобождаются те лица, кои в течение трех месяцев со дня издания настоящего декрета заявят судебным властям о даче ими взятки.
8 мая (25 апреля) 1918 г.
(СУ РСФСР 1918 г. № 35, ст. 467)
О РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ МИЛИЦИИ (ПОЛОЖЕНИЕ)
(Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров)
(Извлечение)
Общая часть
§ 1. Рабоче-Крестьянская милиция находится в ведении Народного комиссариата внутренних дел и его органов на местах...
§ 2. В состав Рабоче-Крестьянской милиции входят:
а) городская и уездная милиция;
б) промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.);
в) железнодорожная;
г) водная (речная, морская);
д) розыскная милиция. 10 июня 1920 г.
(СУ РСФСР 1920 г. № 79, ст. 371)
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ МИЛИЦИИ
(Постановление Совета Народных Комиссаров СССР)
(Извлечение)
Раздел I
Общие положения
1. Рабоче-Крестьянская милиция является административно-исполнительным органом Советской власти. Основная задача Рабоче-Крестьянской милиции — охранять революционный порядок и общественную безопасность, необходимые для социалистического строительства.
Рабоче-Крестьянская милиция наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество.
2. Являясь органом диктатуры пролетариата, Рабоче-Крестьянская милиция в своей работе опирается на широкие трудящиеся массы и привлекает их к непосредственному выполнению отдельных возложенных на нее задач. С этой целью она организует добровольные общества содействия милиции и руководит их деятельностью.
Раздел II
Организация Роабоче-Крестьянской милиции
3. Милиция делится на:
а) общую милицию;
б) ведомственную милицию.
4. Центральными органами милиции являются главные управления милиции союзных республик, состоящие при советах народных комиссаров этих республик.
Местными органами милиции являются управления милиции краевые (областные) и автономных республик, районные и городские...
25 мая 1931 г.
(СУ СССР 1931 г. № 33, ст. 247)
ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
(Указ Президиума Верховного Совета СССР)
(Извлечение)
В целях усиления уголовной ответственности за взяточничество, как особо опасное преступление, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.
Те же действия, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо ранее судившимся за взяточничество, или получавшим взятки неоднократно, либо сопряженные с вымогательством взятки, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от двух до пяти лет или без ссылки, а при особо отягчающих обстоятельствах — смертной казнью с конфискацией имущества.
20 февраля 1962 г.
("Ведомости Верховного Совета СССР" 1962 г. № 8, ст. 85)