Комплексная оценка показателей

Выделенные параметры образовательной среды, безус­ловно, оказываются в определенной степени связанны­ми друг с другом, и в то же время каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров. Так, например, образовательная среда детского экологического лагеря твор­ческого типа модальности может характеризоваться отно­сительно низким показателем широты, и в то же время — высокой интенсивностью; высокой степенью осозна-ваемости и низкой устойчивостью, высокой эмоциональ­ностью и низкой обобщенностью; высокой доминантнос­тью и низкой когерентностью, низкой активностью и высокой мобильностью.

Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, пре­доставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды на осно­ве представленного комплекса диагностических параметров позволяет более ясно увидеть потенциал ее организацион­ного развития (рис. 14).

В ходе семинаров, проводимых нами с руководителями школ (директорами, их заместителями, а также специалис­тами региональных и местных отделов образования), при анализе результатов экспертизы возникает ряд «типичных» вопросов, обсуждение которых целесообразно представить вниманию уважаемых читателей.

Например, вопрос о назначении экспертизы. Должна ли быть она «внешней», то есть осуществляться сторон­ними экспертами (помните, по Паркинсону, «эксперт — человек из другого города»), или «внутренней», то есть проводиться самими педагогами и руководством образова­тельного учреждения.

Рис. 14. Вариант графического представления результатов психолого-педагогической экспертизы образовательной среды на основе комплекса диагностических параметров

Начнем с того, что представленная здесь методика явля­ется инструментом, эффективность использования которо­го зависит от самого пользователя. Очевидно, что таким инструментом, как, например, топор, обычно рубят дрова, но порой отсекают и головы. Думается, что проведение срав­нений качества работы разных педагогов (или целых учеб­ных заведений) с помощью данной методики, и особенно с последующими административными выводами, как раз и является аналогом использования топора для отсечения голов. Тем более, что такое сравнение некорректно из-за неизбежно различного «стартового потенциала»: разные дети, разные родители, разные помещения, разные мате­риальные возможности, разный срок совместной деятель­ности педагога и учащихся и т.п.

Как уже отмечалось, наиболее адекватно использовать методику экспертизы для осуществления мониторинга раз­вития образовательной среды. Как считали древние ки­тайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими. Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сами сумели опередить. Стоит ли на это ориентиро­ваться? Гораздо важнее «сравнить себя с собой вчераш­ним»!

Ежегодно проводя экспертизу своей образовательной среды (на уровне всей школы или отдельных классов) «внутренними» силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы, администрация (или отдельный учитель) может обеспечить четкий контроль за динамикой ее развития, целенаправленно корректировать это разви­тие путем перераспределения ресурсов, если представля­ется необходимым увеличить показатель того или иного параметра. Естественно, при этом важно преодолеть со­блазны типа «выглядеть красиво в собственных глазах»; лучше быть максимально строгим в оценках своей дея­тельности, что будет способствовать стремлению к более динамичному развитию образовательной среды. Другими словами, если, заполняя таблицу, мы сомневаемся, есть ли у нас в школе то-то и то-то или этого все же практи­чески нет, то лучше пока дать себе отрицательный ответ.

Особый интерес для анализа управленческой ситуа­ции в школе может представлять отмечаемая разница эк­спертных оценок образовательной среды со стороны самого директора, каждого из его заместителей, различ­ных педагогов, родителей. Заполнить экспертные табли­цы можно предложить также выпускникам школы. При этом ни в коем случае не следует выяснять, кто из них «прав», а кто нет. Гораздо важнее осмыслить, почему одна и та же ситуация воспринимается по-разному с разных функциональных позиций. Выводы, полученные в резуль­тате такого анализа, могут стать важным фактором со­вершенствования управленческой системы учебного заведения.

Получив определенную «картинку» образовательной среды, руководитель определяет стратегию ее дальнейшего развития на основе своих представлений о целях образо­вания. Можно, например, сосредоточить имеющиеся ре­сурсы на радикальном повышении уровня количественных параметров, имеющих на циклограмме наиболее низкие значения. Можно равномерно распределить усилия, дос­тигая небольшого прироста значений всех параметров. Можно стремиться довести до максимальных значений один или несколько параметров, которые представляются наиболее важными в данных конкретных условиях и т.д. При этом не всегда необходимо стремиться достигать тео­ретически возможного максимума: скажем, резкое повы­шение уровня интенсивности образовательной среды может оказаться нежелательным из-за слишком больших нагрузок на учащихся, что отрицательно скажется на со­стоянии их физического и психического здоровья.

В связи с этим становится очевидным ответ еще на один «типичный» директорский вопрос: «Какой уровень показателей следует считать "достаточным" или "хоро­шим" для того или иного параметра?» В данной логике этот вопрос теряет смысл. Ведь целесообразно оценивать не столько свои «достижения», сколько те нереализован­ные возможности, которые, таким образом, превращаются в потенциальный ресурс развития образовательной сре­ды. Станем ли мы стремиться использовать данный ре­сурс уже в этом учебном году или «законсервируем» его «до лучших времен», сосредоточив внимание на разви­тии других сторон образовательного процесса, зависит только от принятого управленческого решения.

Таким образом, принципиальное значение уже при по­вторной экспертизе имеет количественный прирост («дель­та») уровня тех параметров, которые были ранее определены как стратегически приоритетные, повышение показателей которых было запланировано.


ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте)  
  • Практически не проводятся  
  • проводятся, но не для всехучащихся 0,2
  • Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
  • Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие 0,7
  • Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабора­ториях, в музее, на предприятиях и т.п.) 1,25
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
 
Путешествия  
• Практически не бывает  
• Не для всехучащихся 0,2
• Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
• Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
 
Обмен педагогами  
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится  
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер 0,1
• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать(стажироваться) в другихучебных заведениях 0,3
• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) 0,7
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателямис другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
 
Обмен учащимися  
  • Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится  
  • Обмен учащимися с другими учебными заведе­ниями носит разовый эпизодический характер 0,1
  • Производится систематический прием школьниковиз других учебных заведений 0,3
  • Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другомучебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) 0,7
  • Реализуется программа постоянного двусторон­него обмена учащимисяс другими отечествен­ными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
   
Широта материальной базы  
  • Учащиеся в основном занимаются в необорудо­ванных классных помещениях,имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные  
  • Занятия проводятся в основном в специализиро­ванных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но неко­торых необходимых специализированных поме­щений пока не хватает 0,3
  • Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 0,8
  • Наряду со «стандартным набором» хорошо обору­дованных помещений имеются какие-либо допол­нительные образовательные структуры(школь­ный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).  
  • Имеются все необходимые оборудованные поме- 1,25
  щения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(Интернет)  
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.25 балла)  
 
Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.)  
• Практически не бывает  
• Не для всехучащихся 0,2
• Каждый школьник раз в полгодаимеет возможность посещения 0,5
• Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения 0,7
• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
 
Гости  
  • Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко  
  • Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами + 0,1
  • Родители активно привлекаются к воспи­тательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) +0,2
  • Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. +0,4
  • Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей +0,55
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
 
Возможности выбора образовательных микросред  
• Кроме занятий в своем классе у учащихся практи­чески нет других образовательных возможностей  
• Некоторые учащиесяимеют возможности для заня­тий в различных кружках, секциях, клубахпо интересам 0,1
• Каждый учащийсяможет заниматься в кружках, секциях, клубахпо интересам 0,2
• Учащиеся имеют возможности выбора класса(про­фильного, по уровню подготовленности школьников) +0,4 *
• Учащиеся имеют возможности выбора учителей +0,55
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
           
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Уровень требований к учащимся  
  • К знаниям учащихся предъявляются пони­женные требования(обусловлено особен­ностями контингента учащихся: слабым здо­ровьем, педагогической запущенностью и т.п.)  
  • Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта 0,5
  • Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта  
  • Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования  
  • Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам(например, по программам вуза) 2,5
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  
   
Интерактивные формы и методы  
• В образовательном процессе преобладают тради­ционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала  
• Некоторые педагоги на отдельных занятияхисполь­зуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) 0,5
• Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и методы образования  
• Педагогическим коллективом декларирован приори­тет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении 1,5
• Интерактивные формы и методы образования явля­ются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами 2,5
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла)  
   
Учебная нагрузка учащихся  
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недо­груженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.  
• Занятия на уроках проходят достаточно интен­сивно,при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий;как правило, после уроков учащиеся уходят из школы  
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания,но учащиеся не остаются в школепосле занятий) 1,5
• После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания  
•Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например, в специализированных интернатах и т.п.) 2,5
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла)  
   
Организация активного отдыха  
  • Выходные дни и каникулыучащиеся, как прави­ло, проводят в семьях, не связаны с образова­тельным процессомсвоего учебного заведения  
  • В выходные днидля учащихся систематически про­водятся рекреационно-образовательные меропри­ятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) +0,5
  • На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) +0,7
  • На период летних каникулдля учащихся учеб­ным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. +0,8
  • Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) 2,5
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Уровень требований к учащимся  
  • К знаниям учащихся предъявляются пони­женные требования(обусловлено особен­ностями контингента учащихся: слабым здо­ровьем, педагогической запущенностью и т.п.)  
  • Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта 0,5
  • Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта  
  • Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования  
  • Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам(например, по программам вуза) 2,5
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  
   
Интерактивные формы и методы  
• В образовательном процессе преобладают тради­ционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала  
• Некоторые педагоги на отдельных занятияхисполь­зуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) 0,5
• Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и методы образования  
• Педагогическим коллективом декларирован приори­тет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении 1,5
• Интерактивные формы и методы образования явля­ются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами 2,5
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла)  
   
Учебная нагрузка учащихся  
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недо­груженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.  
• Занятия на уроках проходят достаточно интен­сивно,при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий;как правило, после уроков учащиеся уходят из школы  
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания,но учащиеся не остаются в школепосле занятий) 1,5
• После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания  
•Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например, в специализированных интернатах и т.п.) 2,5
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла)  
   
Организация активного отдыха  
  • Выходные дни и каникулыучащиеся, как прави­ло, проводят в семьях, не связаны с образова­тельным процессомсвоего учебного заведения  
  • В выходные днидля учащихся систематически про­водятся рекреационно-образовательные меропри­ятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) +0,5
  • На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) +0,7
  • На период летних каникулдля учащихся учеб­ным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. +0,8
  • Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) 2,5
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  
       
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Уровень осведомленности об учебном заведении  
  •Практически никто из учащихся, педагогов и роди­телей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учеб­ное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные лю­ди здесь учились или преподавали? и т.п.  
  • Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения 0,3
  • История и традиции учебного заведения извест­ны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением 0,5 1
  • Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения  
  • Практически все педагоги, учащиеся и их ро­дители имеют представлениеоб истории дан­ного учебного заведения 1,4
  • Другое вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4)  
   
Символика  
  • Учебное заведение неимеет никаких элементов собственной символики • Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей  
  • Учебное заведение наряду с формальным типовым наз­ванием имеет свое особое название(школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают +0,25
  • Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения(воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) +0,25
  • Учебное зазедение имеет свое знамя,которое хранится на видном почетном месте, под этим +0,25
  знаменем проводятся важные мероприятия  
  • Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях +0,25
  • Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения +
  • Учебное заведение имеет особую форму или фор­менные элементы(футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят +0,25
  • Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)  
 
Формирование осознаваемости  
  • Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер  
  • Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения +0,1
  • Имеются отдельные стенды,рассказывающие об истории и традициях учебного заведения +0,2
  • Ведется летопись учебного заведения(оформ­ляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) +0,3
  • Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка +0,4
  • Организован музей(постоянная выставка) истории учебного заведения +0,5
  • Другое вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку)  
   
Связь с выпускниками  
  • Контакты педагогов и учащихся с бывшими вы­пускниками носят случайный, эпизодический характер  
  • Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году 0,2
  • Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками 0,6
  • Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников,в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка 0,9
  • Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь 1,2
  • Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников,который оказывает содействие развитию учебного заведения 1,4
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)  
 
Активность сотрудников  
  • Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты  
  • Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению 0,3
  • Практически весь коллективохотно отклика­ется на просьбы администрациио безвозмезд­ной помощи 0,6
  • Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  • Большинство сотрудников лично заинтересо­ваны в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практи­ческом разрешении 1,4
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.4)  
Активность учащихся  
  • Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
  • Значительная частьучащихся охотно откли­кается на просьбыпедагогов о какой-либо по­мощи учебному заведению 0,3
  • Практически все учащиесяохотно откликают­ся на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
  • Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  • Большинство учащихся лично заинтересова­ны в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практи­ческом разрешении 1,4
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)  
 
Активность родителей  
  • Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
  • Значительная частьродителей охотно откли­кается на просьбыпедагогов о какой-либо по­мощи учебному заведению 0,3
  • Практически все родителиохотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
  • Многие родители сами проявляют соответст­вующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
  • Большинство родителей лично заинтересова­ны в развитииучебного заведения, все его про­блемы воспринимают как свои собственные, ак­тивно участвуют в их обсуждении и практиче­ском разрешении 1,4
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)  
           
  • Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представ­лений о целях, содержании, принципах и мето­дах обучения и воспитания, никакие единые ме­тодические требования к педагогам админист­рацией не предъявляются  
  • Заместители директора составляют его «команду»,к педагогам ими предъявляется система единых методических требований 0,4
  • В команду единомышленников наряду с адми­нистрацией входит и некоторая часть учителей 0,8
  • Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду 1,4
  • В результате целенаправленной работы с коллек­тивом практически все педагогиданного учеб­ного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию 1,7
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)  
 
Концепция развития учебного заведения  
  • Серьезной концепции развития учебного заве­дения пока не существует,образовательный процесс осуществляется «по инерции»  
  • Инициатива разработки концепции учебного за­ведения исходит от группы педагогов,в то вре­мя как администрация остается малокомпетент­ной и пассивной в этом вопросе 0,4
  • Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления 0,6
  • В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой извест­на и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом  
  • Концепция учебного заведения, основные страте­гические ориентиры его развития хорошо пони­маются и поддерживаются коллективом педагогов 1,7
  • Другое вместо предложенного (от 0,1до 1,7)  
 
Формы работы с педагогическим коллективом  
  • Методическая работа с педагогическим коллек­тивом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образова­тельного процесса и т.п. реально не ведется  
  • На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса +0,5
  • Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений +0,8
  • Периодически проводятся педагогические конференции,на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения 1,2
  • Организован постоянно действующий педагогический семинар,направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения 1,6
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)  
   
Включенность учащихся  
  • Учащиеся практически отвечают только за собст­венную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепциисвоего учебного заведения  
  • Учащимся рассказываюто понимании педагога­ми целей образовательного процесса и стратегичес­ких ориентирах развития учебного заведения 0,4
  • Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы 0,8
  • Учащиеся реально участвуют в управлении учеб­ным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения 1,2
  • Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмыс­ления ими образовательных целей и методов 1,7
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)  
 
Включенность родителей  
  • Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основ­ных положениях образовательной концепции учебного заведения  
  • На родительских собраниях родителям расска­зываюто понимании педагогами целей образова­тельного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения 0,4
  • Отдельные предложения родительского коми­тетапо изменению организации образовательно­го процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы 0,8
  • Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями 1,3
  • Родители реально участвуют в управлении учеб­ным заведением,входят в состав «команды», раз­рабатывающей стратегию развития учебного заве­дения 1,7
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)  
 
Реализация авторских образовательных моделей  
  • Учебное заведение не поддерживает тесных контактовс представителями психолого-педа­гогической науки  
  • Учебное заведение строит образовательный про­цесс на основе определенной методической моде­ли, администрация получила консультацию от ученыхперед началом реализации проекта 0,3
  • Ученые - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консульти­руюткак администрацию, так и педагогов 0,8
  • Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными - авто­рами образовательной концепции данного учеб­ного заведения 1,2
  • Учебное заведение является экспериментальной площадкойнаучного учреждения, ученые - ав­торы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами 1,6
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)  
           
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Взаимоотношения в педагогическом коллективе  
  • Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом дело­вом ритме, различные проявления эмоций и «посто­ронние разговоры» не поощряютсяадминистрацией  
  * Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформаль­ной обстановке,участники чувствуют себя психологи­чески комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции +0,4
  • Педагоги часто встречаются в неформальной обста­новкекак «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) +0,8
  • Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач +0,4
  • В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проб­лемами +0,9
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)  
 
Взаимоотношения с учащимися|
  • Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер,ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой  
   
  • Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер,отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся +0,4
  • Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке(как в учебном заведении, так и за его пределами) +0,8
  • Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом +0,4
  • Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами,получая от них сопереживание и поддержку +0,9
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)  
 
Взаимоотношения с родителями  
  • Взаимоотношения педагогов с родителями носят пре­имущественно ролевой, формализованный харак­тер,ограничиваются учебно-дисциплинарной про- блематикой  
  • Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осу­ществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно меж­личностный характер,отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем +0,4
  • Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке(как в учебном заведе­нии, так и за его пределами) +0,8
  • Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом +0,4
  • Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами,получая сопереживание и +0,9
  поддержку  
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)  
 
Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды  
  • Визуальное оформление учебного заведения (стен­ды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации  
  • В оформлении интерьеров учебного заведения при­сутствуют эмоционально насыщенные элемен­ты(сказочные, юмористические, сатирические сю­жеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) +0,3
  • Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений} учащихся,отражающих их отноше­ние к своему учебному заведению +0,5
  • Участниками таких выставок являютсяне только учащиеся, но и педагоги +0,7
  • Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции(рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планше­тах, стенгазетах и т.п. +1
  • Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2,5)  
         
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Значимость для педагогов  
  • Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации  
  • Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально  
  • В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключен главный смысл жизни  
  • Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов 2,5
  как важнейшая сфера своей профессиональной реализации  
  • Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность 3,3
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)  
 
Значимость для учащихся  
  • Для большинства учащихся данное учебное за­ведение не стало особо значимым местом в их жизни,а педагоги не входят в круг авторитет­ных людей  
  • Значимым для учащихся оказывается скорее об­щение с отдельными педагогами,нежели обра­зовательная среда данного учебного заведения в целом  
  • Хотя учебное заведение и не является для боль­шинства учащихся центром социальной реали­зации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляетдля них одну из их важнейших ценностей 1,5
  • В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, приня­тых в данном учебном заведении,даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. 2,5
  • Пожалуй, весь образ жизни большинства уча­щихся так или иначе обусловленвовлечен­ностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность 3,4
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4)  
Значимость для родителей  
  • У большинства родителей данное учебное заве­дение и его педагоги не пользуются особым авторитетом  
  • Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами  
  • Учебное заведение пользуется авторитетомv родителей 1,5
  • Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации,даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам 2,5
  • Родители гордятся,что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сю- 3,3
  да детей из других микрорайонов  
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)  
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Преемственность с другими образовательными учреждениями  
  • В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий +0,5
  • Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий +0,5
  • Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.) +1
  • Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний +1,3
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)  
 
Региональная интеграция  
  • Согласование содержания регионального ком­понента образования(по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами +0,2
  • Использование местного научного, производ­ственного, культурного, спортивного и другого социального потенциалав организации образо­вательного процесса +0,4
  • Учебное заведение тесно сотрудничает с различны­ми экологическими, политическими, молодеж­ными, религиозными и другими организациями +0,4
  • Постоянные контакты учебного заведения с ор­ганами местного самоуправления +0,6
  • Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона +0,7
  • Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции) +1
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)  
 
Широкая социальная интеграция  
  • Подготовка учащихся ограничивается требова­ниями госстандарта +0,2
  • Учащиеся получают не только уровень научных зна­ний согласно госстандарту, но и практическую под­готовку, соответствующую современным требо­ваниям(компьютерную, коммуникативную, валео-логическую, экологическую, экономическую и т.д.) +0,7
  • Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе(целеуст­ремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.) +1
  • Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и лично­стного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом +1,5
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4)  
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Трансляция достижений  
  • Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадахразличного уровня +0,4
  • Учебное заведение является методическим центром,распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) +0,6
  • Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) +0,7
  • Помимо образовательных услуг учебное +0,8
  заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги(компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)  
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)  
 
Работа со средствами массовой информации  
  • В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении +* 0,2 0,4 0,6 + 0,2 0,5 0,7 + 0,3 0,6 0,8 +0,4
  • В эфире периодически звучат радиопереда­чио данном учебном заведении
  • Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио
  • Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах(журналах)
  • В газетах(журналах) периодически публи­куются материалы о данном учебном заве­дении
  • Материалы о данном учебном заведении сис­тематически публикуются в прессе(напри­мер, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)
  • Имеются отдельные телетрансляции(сю­жеты, сообщения, передачи) об учебном заве­дении
  • Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению
  • Учебное заведение имеет на телевидениипостоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически
  • Изданы специальные буклеты(брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном за­ведении
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
       

* Здесь и далее в подобных случаях из трех пунктов (строк), расположенных в одном секторе таблицы (между жирными гори­зонтальными чертами), можно выбрать только один (или ни одного). Для получения итогового балла данного блока следует суммировать пункты, выбранные в различных секторах.

Социальные инициативы  
  • Учебное заведение принимает активное учас- + 0,5 1,2 + 0,5 1,3 2,5 + 0,3 0,6 +0,8 +1,1
  тиев различных региональных выставках, смот­рах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой ак­тивности людей
  • Учебное заведение является инициаторомраз-
  личных региональных выставок, смотров, кон­курсов, фестивалей и других социально значи­мых форм реализации творческой активности людей
  • Учебное заведение принимает активное участиев различных социально значимых акциях и движениях(охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
 
  • Учебное заведение является инициаторомраз-
  личных социально значимых акций и движе­ний(охрана среды, помощь ветеранам, инвали­дам, шефская работа и т.п.)
  • Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и прове­дения различных социальных инициатив
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
 
Социальная значимость выпускников
  • Отдельные выпускники учебного заведения ста­ли известными в регионе людьми(в науке, ис­кусстве, спорте, политике, деловой и администра­тивной сфере и т.д.)
  • Выпускники данного учебного заведения состав­ляют значительную часть местной (региональ­ной) социальной элиты(политической, творче­ской, деловой, административной)
  • Отдельные выпускники учебного заведения дос­тигли высокого положения в своей сфере дея­тельности в масштабе всей страны,стали из­вестными, популярными людьми
  • Отдельные выпускники учебного заведения дос­тигли известности за рубежом,их деятельность укрепляет международный престиж России
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)  
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Трансляция достижений  
  • Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадахразличного уровня +0,4
  • Учебное заведение является методическим центром,распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) +0,6
  • Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) +0,7
  • Помимо образовательных услуг учебное +0,8
  заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги(компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow