double arrow

Понятие о личности. Структура личности в свете современных психолого-педагогических концепций


Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Следовательно, вопрос о том, что такое личность чрезвычайно важен для психологии. Понятие «личность» раскрывается через его сопоставление с понятиями «человек» и «индивид».

Человек- это самое широкое по смыслу их трех понятий, что очень хорошо фиксируется в русском языке. Мы говорим о человеке как личности, о человеке как индивиде, о человеке как организме, о человеке как физическом теле и т. п. Все это разные стороны человека. Человек появляется на свет уже человеком, он отличается от всех птиц, рыб, насекомых, от рождения он принадлежит к человеческому роду. Это фиксируется понятием «индивид»[2]. Однако, в данном понятии отражены не только чисто биологические, наследственные, видовые свойства человека, но и свойства, приобретаемые человеком в течение жизни. Индивид - это продукт развития жизни, продукт взаимодействия со средой. Общий путь развития индивида - нарастание межиндивидных различий, чем дольше и интенсивнее развитие. Как говорил об этом А.Н. Леонтьев «индивиды индивидуализируются».

Любой индивидпотенциально[3] является личностью. Человек рождается индивидом, значит, он может стать личностью. Личностью именно становятся, а не рождаются. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, т.е. приобретает особое системное социальное качество. Личность есть продукт развития индивида, причем относительно поздний как в онтогенетическом, так и в социально-историческом смысле. Для становления личности необходимо соблюдение ряда общих условий:




· довольно длительное время, становление зрелой личности - длительный процесс;

· человек должен находиться в обществе, вступать с обществом в те или иные отношения;

· участие деятельности;

· наличие значительных, общественно-полезных жизненных целей.

Таким образом, главное различие между индивидом и личностью состоит в том, что индивиддействует ради того, чтобы поддержать собственное существование, личность - чтобы добиваться поставленных целей.

Личность- это системное социальное качество, обретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности социальных отношений в индивиде (А.В. Петровский, 1986).

Это определение личности не является единственным в науке, их существует столько же, сколько и концепций личности в психологии (несколько десятков).

Отвечая на вопросы «Что содержит в себе личность?», «Каковы ее основные свойства?», «Каково соотношение свойств личности и какова личность в целом?» психологи подошли к формулировке научного понятия структуры личности. Это - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В психологии существуют несколько точек зрения по вопросу о том, каков этот внутренний склад личности.



Так, С.Л. Рубинштейн выделял в личности три основные подструктуры. Подструктура направленности - это подлинный стержень личности. В нее включаются потребности, мотивы поведения и деятельности, цели, идеалы, убеждения, интересы, мировоззрение. К подструктуре знаний, умений и навыковон относил опыт, приобретаемый человеком в процессе жизни и познавательной деятельности. Подструктура индивидуально-типологических особенностейвключает в себя темперамент, характер и способности человека. Все психические процессы, следовательно, протекают в личности и зависят от нее. Таким образом, личность - это основа, изнутри определяющая трактовку психики человека. Вся психология человека является психологией личности (С.Л. Рубинштейн, 1990). Такая трактовка соотношения психики и личности у человека существенно отличается от подхода А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

К.К. Платонов описывал личность как единство четырех подструктур: направленности, социального опыта, психологических форм отражения и биопсихической. Ведущей среди них является подструктура направленности, которая включает мотивы, потребности, интересы, убеждения, цели. К подструктуре социального опыта относятся знания, умения, привычки, навыки, которые человек приобретает в обучении и в личном опыте. К подструктуре психологических форм отражения относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение). К биопсихической подструктуре были отнесены психологические свойства, обусловленные особенностями нервной системы, телосложения, возраста, пола, устройства мозга. Черты характера и способности могут быть представлены в любой из этих подструктур.



Рис.1. Структура личности по К.К. Платонову.

Подструктура направленности

Подструктура социального опыта

Подструктура психологических

форм отражения

Биопсихическая

подструктура

Каждая из этих подструктур имеет свой, присущий только ей способ формирования и развития. Для подструктуры направленности таковым является воспитание, для подструктуры социального опыта - обучение, для подструктуры психологических форм отражения - упражнение, для биопсихической подструктуры - тренировка.

Как следует из вышесказанного, личность является не просто психологической целостностью, но иерархически устроенной психологической целостностью. Доминирующей, преобладающей подструктурой личности является направленность. Развитие личности, прежде всего, является развитием направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы.

Иначе подходит к рассмотрению структуры личности А.В. Петровский. Для него исходным в рассмотрении этой проблемы является понятие «индивид». Он выделяет три подструктуры личности: интраиндивидную (внутрииндивидную), интериндивидную (межиндивидную) и метаиндивидную (надиндивидную).

К интраиндивидной подструктуре относятся свойства личности как индивида (темперамент, характер, способности и т. д.).

В интериндивидную подструктуру входят все те психологические качества личности, которые проявляются вне органического тела индивида - прежде всего в отношениях между индивидами.

Метаиндивидная подструктура характеризует психику человека как субъекта преобразования других индивидов, это его «вклады» в других людей, через которую индивид реализует потребность в персонализации[4].

В зарубежной психологии весьма распространенными и признанными является взгляды на внутреннее устройство личности З. Фрейда, опирающиеся на идею о доминирующей роли бессознательного в психике человека. Он выделяет три основные психические образования - Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Доминирующим среди них является Оно, которое является источником активности человека, связанным, прежде всего с либидо (сексуальными влечениями человека). Оно функционирует по «принципу удовольствия», является изначально иррациональным и аморальным, воплощает первичные бессознательные инстинкты человека. Подструктура Я функционирует на основе «принципа реальности» и является своеобразным посредником между Оно и Сверх-Я, воплощая в себе сознание конкретного человека, позволяющее осуществлять контроль, сохранять опыт.

Отношения между Оно и Я Фрейд сравнивает с отношениями лошади и всадника, первая из которых наделена энергией, а второй - разумом. Понимание и взаимодействие между ними относительно, различия и противоречия - непримиримы.

Подструктура Сверх-Я воплощает в себе требования общества, других людей, цивилизации и является источником морального и религиозного чувства у человека.

Человек при таком подходе выглядит как существо глубоко противоречивое, даже обреченное на внутренние и внешние конфликты. Несчастья, конфликты, неврозы - вот удел человечества с тех пор, как создана цивилизация (как средство ограничения первичных влечений человека).

Эта точка зрения на человека глубоко пессимистична, обращена к прошлому человека, но (как ни странно!) гуманистична. Концепция З. Фрейда родилась из попытки помочь и понять конкретного человека.

Педагогическое значение данной проблемы состоит в том, что разные методологические подходы к феномену личности и ее структуры ведут к неоднозначным выводам о понимании, воспитании, формировании и обучении человека.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

&Петровский А.В. Быть личностью. - М.: «Педагогика», 1990.

&Петровский А.В. Введение в психологию. – М: «Академия», 1995.

&Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998.







Сейчас читают про: