Возрастные этапы в развитии личности школьника. Кризисы психического развития (кризисы семи и тринадцати лет)

Развитие психики есть изменение, но не всякое изменение. Это не рост, так как рост это количественное развитие по типу «больше – меньше» (например, увеличение роста, веса, запаса слов). С развитием мы имеем дело лишь тогда, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах психички. Признаками развития являются:

· дифференциация;

· возникновение новых сторон и элементов психики;

· перестройка связей между сторонами психики.

Детская (возрастная) психология отличается от любой другой психологической дисциплины тем, что имеет дело с особой единицей анализа – возрастом, или периодом развития.

Каждый возраств детстве представляет собой единое, динамическое, целостное образование. В структуру возраста включают психологические новообразования возраста, социальную ситуацию развития личности и особенности целостной структуры личности[8].

Основой возрастной периодизации являются внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать основу для определения главных эпох формирования личности ребенка. Основным критерием выделения возрастных периодов являются возрастные новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. В каждом возрасте есть главное (центральное) психологическое новообразование, вокруг которого группируются частичные новообразования. Социальная ситуация развития личности – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития и новые качественные образования к его концу.

Каждый этап является не простой совокупностью отдельных особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности (сфера потребностей, структура сознания, особый характер отношений к действительности) и наличием специфических для данного этапа тенденций развития. На школьные года приходится три возрастных периода: младший школьный возраст, подростковый возраст и ранняя юность (старший школьный возраст).

Характеризуя тот или иной возрастнеобходимо также учитывать и динамику возраста. Некоторые возрасты характеризуются медленным, эволюционным течением: изменение личности ребенка осуществляется плавно, незаметно. Такими литическими периодами занята большая часть детства (хронологически).

Другой тип развития – это критические возрасты. Развитие носит бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. Они возникают как продолжение литических и достигают кульминации в своей середине. Кризисы характеризуются негативным характером развития, скорее разрушительным, чем созидательным. Однако эти периоды имеют и позитивное значение. Любой кризис носит переломный характер, так как завершает определенный цикл развития и осуществляет переход к новому циклу развития. Кризис представляет собой цепь бурных внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Один возрасткак-то перестраивается, чтобы дать начало новому этапу в развитии. Возрастные психологические новообразования, появляющиеся в периоды кризисов, весьма отличаются от тех, которые складываются в литические периоды. Они носят переходный характер и не сохраняются в неизменном виде в последующие периоды. Они трансформируются и существуют в латентном виде, участвуя в «подземном» развитии.

Раньше всего в психологии был описан кризис семи лет, позже – кризисы трех лет, тринадцати лет, первого года жизни и кризис новорожденности. На школьный возрастприходятся кризисы семи и тринадцати лет.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту ребенок очень резко меняется и становится в воспитательном отношении более трудным, чем прежде. Кризис семи лет представляет собой переходную ступень развития: ребенок еще не школьник, но уже не дошкольник. Ребенок начинает капризничать, манерничать, в поведении появляются клоунада и паясничанье, нечто искусственное – ребенок строит из себя шута. Такое поведение производит впечатление немотивированного.

Психологическим содержанием этого кризиса является, прежде всего, утрата детской непосредственности. Причиной детской непосредственности является недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний обычно предстают у дошкольников в недифференцированном виде. Кризис семи лет кладет начало дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка. Вследствие этого возникает смысловое переживание и, следовательно, острая борьба переживаний. По сути дела происходит внутренне раздвоение переживаний: ребенок начинает понимать свои переживания, возникает внутренне переживание.

В результате кризиса семи лет возникает новое единство личностных и средовых моментов, которое делает возможным новый этап развития – младший школьный возраст. Впоследствии новообразования (самолюбие, самооценка) остаются, а симптомы кризиса уходят. Таким образом, кризис семи лет(как и другие критические периоды психического развития ребенка) выражается, прежде всего, в том, что от одного способа переживания среды ребенок переходит к другому.

Кризис подросткового возраста (кризис тринадцати лет) связан с переходом от детства к тому периоду жизни, который готовит человека к самостоятельной жизни (юности). Это как бы субъективное завершение детства, «уход» из детства. Одним из первых исследователей кризиса подросткового возраста был американский психолог С. Холл, указавший на насыщенность этого периода конфликтами, контрастами, на нестабильность поведения подростков. Он же первым описал амбивалентность и парадоксальность подросткового возраста. Все это обусловлено процессом перехода от детства к взрослости, в ходе которого происходит преодоление кризиса самосознания и обретение индивидуальности.

Немецкий психолог Э. Шпрангер полагал, что содержанием кризиса тринадцати лет является освобождение от детской зависимости и обретение юношеской независимости. Близко к этой точке зрения и положение Д.Б. Эльконина о том, что содержанием этого кризиса является поиск ответа на вопрос «Что Я такое?» вследствие перехода к новой жизненной позиции: от «направленности на мир» к «направленности на себя».

В ходе кризиса происходит реализация стремления подростка занять новую, «более взрослую» позицию в жизни, что приводит к кардинальным изменениям и переломам мотивационной сферы личности.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

& Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. - М.: «Педагогика», 1984.

& Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: