Подросток: психологическая характеристика возраста, психологические новообразования. Особенности взаимоотношений подростка с взрослыми и сверстниками

Хронологические рамки подросткового возраста – от 11-12 лет до 14-15 лет, когда происходит перестройка организма, бурное физическое развитие, изменяется даже внешний облик. Происходит интенсивное развитие психики. Этот возрастобычно характеризуется как переходный, критический, трудный. Ребенок переходит к тому периоду жизни, который готовит его к самостоятельности, делает решающий шаг в завершении детства. Критический характер подросткового возраста проявляется в бурных, резких изменениях и переломах личности ребенка. Л.Н. Толстой справедливо называл его «пустыней отрочества». Трудности подросткового возраста носят как объективный, так и субъективный характер: трудно и самому подростку, и учителям, родителям, сверстникам.

Значительные изменения социальной ситуации развития личности в подростковом возрасте (по сравнению с младшим школьным возрастом) связаны с изменением характера учебной деятельности. Это изменение формы обучения, работа со многими учителями (а не с одним), изменение содержания обучения (основы наук). Все это предъявляет новые требования к познавательной деятельности и самой личности подростка. Процессы познания и развития личности тесно связаны между собой в подростковом возрасте.

Прежде всего, это относится к развитию познавательной потребности. Для своего нормального развития она должна подняться на уровень теоретического интереса к изучаемым предметам. Подростки, в отличие от младших школьников, осознанно интересуются конкретным предметом, способны обосновать свой интерес содержанием предмета. Интересы у подростка приобретают личностный характер, становятся при благоприятных условиях активными, стойкими, неисчерпаемыми. При соблюдении этого условия знания подростка становятся действенными, превращаются в его личное достояние, меняются взгляды ученика на действительность и отношение к ней. Однако развитие познавательных интересов не означает, что они реализуются в рамках урока или учения. Психологи отмечают, что наряду с формированием интересов, расширением опыта, упрочением связей с окружающей действительностью уменьшается поглощенность подростка учением. Однако и эта проблема снимается, если учитель формирует реально действующую мотивацию учения. Лучше других на развитие личности в процессе обучения «работают» познавательные мотивы, особенно когда появляется интерес к самостоятельному добыванию знаний и к способам получения знаний.

Необходимо, чтобы именно в подростковом возрасте ученики научились рассуждать в теоретическом плане, т.е. не только переходить от предметов к понятиям и обратно, но и переходить от понятия к понятию.

Систематическое обучение основам наук предъявляет новые требования не только к мышлению, но и к памяти. Эти требования состоят в необходимости овладеть логической памятью, нужно овладеть новыми операциями заучивания через выделение существенного, расчленение текста на логически завершенные куски, умение передавать смысл усвоенного. Как отмечал П.И. Зинченко, именно у подростков запоминание приобретает сознательный и преднамеренный характер. В подростковом возрасте появляется возможность произвольного внимания в течение всего урока, подростки обретают способность распределять внимание между несколькими видами учебной работы, складывается послепроизвольное внимание. Сильной стороной подростка как ученика является его готовность ко всем видам учения и учебной деятельности.

Одной из важнейших черт, характеризующих социальную ситуацию развития личности подростка, является наличие сложившегося коллектива сверстников, в котором дети стремятся найти и занять свое место. Подросток, в отличие от старшеклассника, живет настоящим: жизнью школы, отношениями со сверстниками, учителями. Это типичный школьник. Для подростка типично стремление завоевать авторитет и признание у товарищей, потребность соответствовать их требованиям. Стремление к одобрению товарищей часто сильнее, чем стремление к одобрению взрослых. Подростки начинают жить жизнью группы, пытаются найти в ней свое место. Требования группы сверстников, ее общественное мнение – важнейший фактор психического развития личности подростка. Подростки особенно ценят в людях качества, связанные с общением – хорошего товарища, верного друга, мужество, стойкость, умение дать хороший совет.

Общение со сверстниками, сравнение себя с ними, развитие познавательной потребности ведут к возникновению интереса к собственной личности, интереса к выявлению своих возможностей и их оценке. В подростковом возрасте складывается относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний. По данным исследований психологов на протяжении подросткового возраста устойчиво увеличивается число лиц, ориентирующихся на самооценку, уменьшается число лиц, ориентирующихся на взаимооценку. Другая линия в развитии самооценки состоит в переходе от непосредственных переживаний к «самонаблюдающей» позиции. В развитии личности выдвигается на первый план новый фактор – самосознание, собственные требования к себе. Это важная черта социальной ситуации развития личности подростка. Теперь формирование личности зависит не только от потребности ответить требованиям среды, но и от потребности отвечать своим собственным требованиям.

Характерным для подростка является стремление выйти за рамки школы, приобщиться к жизни взрослых. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, самоутверждению, в стремлении считаться и быть взрослым и является центральным, специфическим психологическим новообразованием подросткового возраста. В его основе лежит представление подростка о себе, как о взрослом. Чувство взрослости – это своего рода новая жизненная позиция по отношению к себе, к людям и к миру. Это стержень, вокруг которого вращаются все остальные психологические изменения подростка. Например, именно в отношениях со сверстниками у подростков складывается взрослая мораль равенства, в отношениях же с взрослыми продолжает доминировать детская мораль послушания.

Чувство взрослости, как главный итог психического развития личности в подростковом возрасте формируется постепенно через стремление утвердить себя наравне с взрослыми, отношения со сверстниками, подчеркивание внешних признаков взрослости, повышенную чувствительность к недооценке собственной личности. Внутренняя позиция подростка глубоко противоречива: с одной стороны, он стремится к самостоятельности, борется с опекой и контролем; с другой стороны – ждет помощи, боится, что сам не справится. Итак, подросток сильно зависит от окружающей его социальной среды (в которой он реализует чувство взрослости).

Успешное воспитательное воздействие учителя на подростка возможно лишь в том случае, если он выступает как старший член коллектива (действует изнутри его), формирует моральные нормы и общественное мнение в коллективе, если эти нормы принимаются подростками. Воспитание подростка во многом – это воспитаниев коллективе и через коллектив. Важно, чтобы изменение отношений взрослых к подростку предупреждало требования подростка, а не было ответом на них. Если взрослые не могут «работать на опережение», они будут вынуждены сдавать свои позиции.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

& Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: