Выбор организационных форм

Одной из важнейших задач подготовительного этапа является выбор наиболее эффективных организационных форм, в рамках которых будет осуществляться разработка НП.

В процессе создания НП участвуют большинство функциональных подразделений предприятия (отделы сбыта, снабжения, маркетинга, научных исследований, а также производственный, финансовый и юридический отделы). Наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда усилия всех служб координируются из одного центра. Этому обычно противодействует стремление отдельных подразделений не только не подчиняться какой-либо координации, но и самим вести контроль над разработкой НП.

Серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда система управления предприятием построена по функциональному принципу. Такие структуры управления создавались в свое время для того, чтобы постоянно контролировать выполнение ряда функций, имеющих целью получение определенного дохода каждый день, каждую неделю, каждый месяц. При таком подходе все усилия направлены на то, чтобы получить определенный размер годовой прибыли. Хотя функциональные службы знают, что подготовка будущего очень важна, но, занятые текущими проблемами, они практически ничего не делают в этом направлении.

В отличие от повседневной деятельности, разработка новых продуктов определяет прибыльность предприятия в будущем. Эта предпосылка не всегда пользуется популярностью у сотрудников, занятых оперативной работой, так как затраты требуются сейчас, сегодня, а отдача ожидается только в будущем. По существу, на предприятии имеет место борьба за людские, материальные, финансовые и другие ресурсы между теми, кто занят текущей деятельностью, и теми, кто разрабатывает новые продукты. Перед высшим руководством всегда стоят проблемы, связанные с этой конкуренцией и необходимостью согласования краткосрочных и долгосрочных целей компании.

Как показывает практика американских компаний, наилучшим образом указанные проблемы решаются с помощью не функциональной, а матричной структуры управления, приведенной на рис. 2. Согласно этой схеме, специалисты и руководители, занятые разработкой НП, находятся в постоянном контакте с соответствующими специалистами функциональных отделов. Кроме того, внедряются специальные организационные формы и структуры, в рамках которых разрабатываются НП. Такие структуры выполняют четыре основные функции:

• Принимают на себя ответственность за реализацию всех этапов создания НП, начиная от поиска, оценки и отбора идей НП до перехода к серийному производству.

• Координируют работы по созданию НП, ведущиеся в каждом функциональном отделе.

• Отслеживают, чтобы после завершения каждого этапа принималось управленческое решение о продолжении или прекращении работ.

• Привлекают руководство к разрешению возникающих конфликтов, а также к решению вопроса о переходе к серийному производству.

Упомянутые организационные формы, в рамках которых разрабатываются НП, можно свести к следующим:

· Управляющие продуктами.

· Управляющие новыми продуктами и вице-президент по маркетингу.

· Отдел новых продуктов.

· Комитет по новым продуктам.

· Временные целевые группы.

· Венчурные группы.

Одна и та же компания может одновременно использовать 2 - 3 из указанных организационных форм. Например, компания может иметь управляющих новыми продуктами, отдел новых продуктов и комитет по новым продуктам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: