И эмпирическая интерпретация основных понятий

Основными, ключевыми являются такие понятия, которые фигурируют в определении предмета исследования. Если предмет определяется как взаимодействие, взаимосвязь компонентов социального статуса женщин, то основное понятие – «социальный статус».

Необходимо также установить логическую связь основного понятия с другими понятиями, то есть дать систему взаимосвязанных понятий (с «социальным статусом» связаны такие понятия, как «социальная роль», «социальный престиж», «конкурентоспособность»).

Следующий шаг – уточнение понятий. В научной, справочной, учебной литературе отыскиваются общепринятые научные определения. При наличии разных определений следует отдавать предпочтение тем из них, которые не только раскрывают сущность явления, обозначаемого данным понятием, но и дают представление о его структуре, наиболее существенных свойствах, признаках, так как это облегчает последующую работу. Если имеющиеся определения не устраивают исследователя, или вообще нет четких определений, то надо дать свое рабочее определение. Такого рода проблема возникла у нас с понятием «конкурентоспособность», которую мы предварительно определили как результат взаимодействия различных аспектов социального статуса. Именно такое определение в наибольшей степени соответствовало проблеме исследования, его предмету, цели, задачам и особенностям объекта.

Основные понятия в большинстве случаев абстрактны, поэтому нуждаются в предварительном разделении на более конкретные понятия, отражающие главные структурные элементы изучаемого явления.

Рассмотрим несколько примеров. В социально-профессиональной ориентации молодежи выделяют, во-первых, социальную ориентацию в узком смысле, то есть направленность на вхождение в определенную социальную группу (класс, слой); во-вторых, профессиональную ориентацию – субъективную предрасположенность к определенной профессии и стремление к получению соответствующей профессиональной подготовки; в-третьих, ориентацию на образование, поскольку непосредственными объектами выбора при социально-профессиональном самоопределении молодежи являются чаще всего различные виды образования.

В структуре этнического самосознания выделяют три основных компонента: когнитивный (знание языка, истории и культуры своего народа), ценностный (ценностные ориентации и установки этнической группы в различных сферах жизнедеятельности) и эмоциональный (национальные чувства).

Социальный статус тоже представляет сложное образование, совокупность различных статусов: социально-экономического, социально-профес­сио­нального, социально-политического, социально-культурного и социально-демографического.

Этим более конкретным понятием можно уже дать эмпирическую интерпретацию. Эмпирическая интерпретация – это поиск эмпирических значений понятия путем его сопоставления с определенными фактами социальной действительности. Такие эмпирические значения понятия называются показателями. Осуществляя эмпирическую интерпретацию, мы переходим от одних понятий, обозначающих ненаблюдаемые и неизмеряемые явления, к другим понятиям, обозначающим явления, которые уже можно непосредственно наблюдать, фиксировать. Переходим, следовательно, с теоретического языка на язык наблюдений. Как справедливо отмечает польский ученый Т. Павловски, «предметом исследования общественных наук часто бывают такие явления, которые недоступны непосредственному наблюдению. В подобных случаях усилия исследователя направлены к раскрытию таких сторон, называемых показателями, которые были бы доступны наблюдению и с помощью которых мы могли бы добраться до недоступных сторон» [19, с. 115].

Расчленение понятия осуществляется через перечисление свойств, признаков, характеристик изучаемого явления. Сначала мы стремимся дать максимально полный перечень таких характеристик, но не расширяя при этом объем рассматриваемого понятия. А затем выбираем из них наиболее значимые (с точки зрения концепции исследования, его задач, специфики объекта), поскольку все они не могут быть реализованы в инструменте исследования. Отобранные таким образом характеристики, признаки выступают в роли показателей или индикаторов [7, с. 22, 23].

Например, социально-профессиональный статус женщин, являющийся одним из компонентов их социального статуса, можно зафиксировать с помощью следующих показателей:

- наличие работы в настоящее время;

- степень занятости (полная или неполная);

- профессия, специальность;

- сфера, отрасль занятости;

- стаж работы;

- уровень квалификации (рабочий разряд, категория, разряд по ЕТС и т.п.);

- уровень и характер профессионального (специального) образования;

- должность;

- содержание выполняемой работы (степень самостоятельности, творчества, сложности, разнообразия);

- уровень и характер трудовой мобильности (динамика и характер карьеры, регулярность повышения квалификации, смена профессии или специальности в течение трудовой деятельности, стаж на последнем месте работы, наличие и характер вторичной занятости, характер поведения при угрозе безработицы);

- уровень заработной платы и динамика его изменения;

- ценностные ориентации в сфере труда (место труда в системе жизненных ценностей, структура трудовых ценностей, отношение к профессиональной деятельности женщин, деловой карьере, к женскому предпринимательству, предпочтительный социально-профессиональный статус);

- оценка личных деловых качеств, профессиональных способностей;

- степень удовлетворенности своим социально-профессиональным статусом, различными его аспектами.

Субъективные показатели (ценностные ориентации, оценки, удовлетворенность) необходимы для выяснения соответствия реальных объективных характеристик социально-профессионального статуса женщин их ожиданиям, предпочтениям и притязаниям.

Ориентация на образование как составная часть социально-профессиональной ориентации школьников также раскладывается на ряд эмпирических признаков-показателей:

- наличие или отсутствие ориентации на продолжение образования;

- представление о необходимом и достаточном уровне образования;

- мотивы продолжения обучения;

- мотивы прекращения обучения в средней школе или другом учебном заведении;

- предпочитаемый тип учебного заведения (ПТУ или профессиональный лицей, техникум или колледж, вуз);

- предпочтительное место получения образования (по месту жительства или в близлежащем городе, в другом городе, столице, за границей);

- предпочтительная форма обучения (очная или заочная, на бюджетной или платной основе);

- оценка престижа высшего образования;

- мотивы получения высшего образования (или отказа от него);

- предпочитаемый характер специального образования (гуманитарное образование, техническое, естественнонаучное);

- время принятия решения о продолжении образования;

- степень самостоятельности решений, связанных с получением образования;

- степень устойчивости образовательных планов;

- оценка роли образования в успешной профессиональной деятельности, в достижении высокого экономического и социального положения, в развитии общества;

- степень интереса к учебе в школе;

- любимые школьные предметы;

- уровень успеваемости;

- подготовка к поступлению в то или иное учебное заведение (учеба на подготовительных курсах, занятия с репетитором и др.).

При последующем анализе результатов проведенного исследования нужно учитывать, что ни одно понятие не может быть полностью сведено к его эмпирическим показателям. Всегда сохраняется какой-то «остаток», который невозможно выразить в конкретных показателях. К тому же, как уже отмечалось, мы сами сознательно ограничиваем число этих показателей. Следовательно, речь может идти только о частичной эмпирической интерпретации. Тем более невозможна полная эмпирическая интерпретация теории. Эмпирически интерпретированные понятия выступают в качестве представителей теории. Устанавливая их логическую связь с другими понятиями, мы тем самым даем косвенную интерпретацию и этих понятий.

Определение понятия через указание правил, конкретных методов, операций, технических приемов фиксирования, измерения эмпирических показателей-признаков называется операционализацией понятия. При этом происходит переход от понятия к средствам фиксации явления, обозначаемого данным понятием, переход с языка слов на язык цифр. Средствами фиксации, измерения служат различные шкалы, статистические меры, коэффициенты, индексы (сводные показатели, являющиеся комбинацией частных показателей). Операционализацию понятий мы осуществляем при разработке инструмента исследования, обработке с помощью математических методов полученных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: