Содержание. Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра социологии и политологии

Разинская В.Д.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(учебно-методическое пособие

Для студентов заочного отделения специальности «Социология»)

Пермь – 2001

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение программы в социологическом исследовании. Структура программы 3

2. Методологический раздел программы........................................... 5

2.1. Постановка проблемы исследования......................................... 5

2.2. Объект, предмет, цели и задачи исследования.......................... 7

2.3. Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий................................................................................................... 10

2.4. Предварительный системный анализ предмета исследования 15

2.5. Формулирование рабочих гипотез.......................................... 20

3. Методико-процедурный раздел программы................................ 25

3.1. Стратегический план исследования......................................... 25

3.2. Определение и обоснование вида выборки............................. 27

3.3. Методы и техника исследования.............................................. 29

Литература........................................................................................... 31

Темы курсовых работ.......................................................................... 32

Приложение. Программа социологического исследования «Роль и место женщины в современном обществе в переходный к рынку период (региональный аспект)» 34

1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Социологическое исследование начинается с разработки программы, в которой содержатся теоретико-методологические, методические и процедурные основы исследования.

Под методологией понимают систему принципов научного исследования, направляющих познавательный процесс, получение нового знания. Роль методологии выполняет теория, которая «…не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания» [19, с. 32]. При разработке программы социолог всегда выполняет теоретическую работу независимо от того, имеет ли исследование фундаментальный или прикладной характер.

Метод – это способ сбора, обработки или анализа эмпирической информации. Специальные приемы, служащие эффективному применению тех или иных методов, называются техникой исследования. Совокупность используемых в исследовании методов и технических приемов образуют его методику. Методика исследования является средством адаптации общих теоретико-методологических принципов к особенностям конкретной исследовательской ситуации, изучаемых объекта и предмета, решаемых целей и задач. Общие принципы реализуются в методике в виде нормативных требований и критериев оценки качества исследовательских операций, необходимых для достижения поставленных познавательных целей.

Процедура – это последовательность всех операций, действий, способ организации исследования.

Значение программы в социологическом исследовании раскрывается в ее функциях. Во-первых, она выполняет методологическую функцию, то есть определяет, что именно, для чего и как надо изучать. В ней обосновывается проблема исследования, определяются его объект и предмет, цели и задачи, выдвигаются гипотезы. Программа обеспечивает также переход с теоретического уровня (концепции исследования) на эмпирический, для чего проводятся эмпирическая интерпретация теоретических понятий, структурный и функциональный анализ изучаемого явления, и намечает пути обратного восхождения от эмпирических данных к теоретическому обобщению, чтобы полученная информация способствовала развитию научного знания и могла служить основой для выработки эффективных управленческих решений. Программа, таким образом, делает исследование целенаправленным, дает возможность не упустить из поля зрения все наиболее важное и в то же время отсечь второстепенное.

Во-вторых, программа выполняет методическую функцию, определяя тип исследования, его этапы, используемые методы, соответствующие стратегии исследования, специфике выбранных объекта и предмета, поставленным целям и задачам.

В соответствии с выполняемыми функциями в структуре программы выделяют два основных раздела – методологический и методико-процедур­ный.

Методологический раздел включает в себя следующие элементы:

1. Анализ ситуации в исследуемой области и постановка проблемы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение его целей и задач.

4. Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий.

5. Предварительный системный анализ предмета исследования.

6. Формулирование рабочих гипотез.

Методико-процедурный раздел включает в себя стратегический план исследования, определение и обоснование вида выборки единиц наблюдения, методов, техники сбора и анализа эмпирических данных.

Поскольку от качества программы зависит в значительной мере успешность всего исследования, научная и практическая ценность его результатов, необходимо при ее составлении руководствоваться следующими требованиями:

- все положения программы должны быть четкими, ясно сформулированными;

- она должна быть последовательной и логически обоснованной;

- в то же время она должна быть достаточной гибкой, поддающейся корректировке;

- в программу следует включать только такие задачи, решение которых возможно с помощью наличных средств, ресурсов, методов и техники исследования [12, с. 47].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: