Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии и политологии
Разинская В.Д.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(учебно-методическое пособие
Для студентов заочного отделения специальности «Социология»)
Пермь – 2001
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение программы в социологическом исследовании. Структура программы 3
2. Методологический раздел программы........................................... 5
2.1. Постановка проблемы исследования......................................... 5
2.2. Объект, предмет, цели и задачи исследования.......................... 7
2.3. Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий................................................................................................... 10
2.4. Предварительный системный анализ предмета исследования 15
2.5. Формулирование рабочих гипотез.......................................... 20
3. Методико-процедурный раздел программы................................ 25
3.1. Стратегический план исследования......................................... 25
3.2. Определение и обоснование вида выборки............................. 27
3.3. Методы и техника исследования.............................................. 29
Литература........................................................................................... 31
Темы курсовых работ.......................................................................... 32
Приложение. Программа социологического исследования «Роль и место женщины в современном обществе в переходный к рынку период (региональный аспект)» 34
1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Социологическое исследование начинается с разработки программы, в которой содержатся теоретико-методологические, методические и процедурные основы исследования.
Под методологией понимают систему принципов научного исследования, направляющих познавательный процесс, получение нового знания. Роль методологии выполняет теория, которая «…не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания» [19, с. 32]. При разработке программы социолог всегда выполняет теоретическую работу независимо от того, имеет ли исследование фундаментальный или прикладной характер.
Метод – это способ сбора, обработки или анализа эмпирической информации. Специальные приемы, служащие эффективному применению тех или иных методов, называются техникой исследования. Совокупность используемых в исследовании методов и технических приемов образуют его методику. Методика исследования является средством адаптации общих теоретико-методологических принципов к особенностям конкретной исследовательской ситуации, изучаемых объекта и предмета, решаемых целей и задач. Общие принципы реализуются в методике в виде нормативных требований и критериев оценки качества исследовательских операций, необходимых для достижения поставленных познавательных целей.
Процедура – это последовательность всех операций, действий, способ организации исследования.
Значение программы в социологическом исследовании раскрывается в ее функциях. Во-первых, она выполняет методологическую функцию, то есть определяет, что именно, для чего и как надо изучать. В ней обосновывается проблема исследования, определяются его объект и предмет, цели и задачи, выдвигаются гипотезы. Программа обеспечивает также переход с теоретического уровня (концепции исследования) на эмпирический, для чего проводятся эмпирическая интерпретация теоретических понятий, структурный и функциональный анализ изучаемого явления, и намечает пути обратного восхождения от эмпирических данных к теоретическому обобщению, чтобы полученная информация способствовала развитию научного знания и могла служить основой для выработки эффективных управленческих решений. Программа, таким образом, делает исследование целенаправленным, дает возможность не упустить из поля зрения все наиболее важное и в то же время отсечь второстепенное.
Во-вторых, программа выполняет методическую функцию, определяя тип исследования, его этапы, используемые методы, соответствующие стратегии исследования, специфике выбранных объекта и предмета, поставленным целям и задачам.
В соответствии с выполняемыми функциями в структуре программы выделяют два основных раздела – методологический и методико-процедурный.
Методологический раздел включает в себя следующие элементы:
1. Анализ ситуации в исследуемой области и постановка проблемы исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Определение его целей и задач.
4. Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий.
5. Предварительный системный анализ предмета исследования.
6. Формулирование рабочих гипотез.
Методико-процедурный раздел включает в себя стратегический план исследования, определение и обоснование вида выборки единиц наблюдения, методов, техники сбора и анализа эмпирических данных.
Поскольку от качества программы зависит в значительной мере успешность всего исследования, научная и практическая ценность его результатов, необходимо при ее составлении руководствоваться следующими требованиями:
- все положения программы должны быть четкими, ясно сформулированными;
- она должна быть последовательной и логически обоснованной;
- в то же время она должна быть достаточной гибкой, поддающейся корректировке;
- в программу следует включать только такие задачи, решение которых возможно с помощью наличных средств, ресурсов, методов и техники исследования [12, с. 47].