double arrow

Объект, предмет, цели и задачи исследования


Объект исследования является носителем выявленного социального противоречия и обусловленной действием этого противоречия социальной проблемы. Именно поэтому на него направлен процесс познания. В качестве объекта могут выступать какая-либо область социальной действительности или (и чаще всего) определенная социальная общность, группа (семья, население города, молодежь, студенчество, работники промышленного предприятия, учителя, предприниматели и т.п.). В нашем исследовании объектом являлись женщины, представляющие различные социальные группы населения г. Перми и Пермской области.

На одном и том же объекте могут проводиться самые разные исследования в зависимости от того, под каким углом зрения будет рассматриваться и изучаться данный объект. Это значит, что объекту соответствует не один, а множество предметов. Следовательно, необходимо определить предмет своего исследования, который очерчивает границы познания изучаемого объекта.

Предмет исследования – это те стороны, свойства, характеристики объекта, которые наиболее выпукло выражают социальное противоречие и в связи с этим приобретают теоретическую и практическую значимость, вызывают у исследователя наибольший интерес. Можно сказать, что предмет – «это совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия». Таким образом, пока не выявлено основное противоречие, невозможно правильно определить предмет исследования. В приведенном нами примере предметом исследования является взаимодействие, взаимосвязь основных компонентов социального статуса женщин (именно здесь коренится названное ранее противоречие).




Цель исследования показывает, на какой конечный результат ориентировано данное исследование. Цель может быть теоретической или прикладной. Теоретическая цель ориентирует исследование на получение нового теоретического знания о структуре, функциях, закономерностях изучаемого явления, тенденциях его развития, а прикладная цель – на практическое решение возникшей проблемы.

Примерами теоретических целей являются: выяснение закономерностей функционирования и развития образа жизни населения большого города; выявление особенностей социально-профессиональных ориентаций школьников в условиях реформирования российского общества, степени их соответствия характеру и тенденциям изменения социальной и социально-профессиональной структуры; определение социально-профессиональных групп населения, являющихся потенциальными источниками формирования среднего класса российского общества и др.

Прикладная цель предполагает разработку прогноза изменения, развития социального объекта, явления, разработку концепции социальной политики или практических рекомендаций для органов управления. Так, целью исследования среди женщин являлась разработка концепции региональной социальной политики в отношении женщин, ориентированной на оптимальную интеграцию данной социально-демографической группы в систему отношений рыночного общества.



Если исследование имеет комплексный, то есть теоретико-прикладной, характер, то одновременно ставятся теоретическая и прикладная цели.

Следует отметить, что цель отражает преимущественную ориентацию исследования. Постановка теоретической цели не исключает возможности решения практических задач, а постановка прикладной цели – получение нового теоретического знания.

Задачи исследования служат средствами достижения цели. Они отвечают на вопрос, что именно нужно изучить, выяснить, установить для достижения поставленной цели. По мнению В.А. Ядова, их можно рассматривать в качестве промежуточных целей, или целей второго порядка. Таким образом, цель исследования определяет структуру и содержание его задач.

Выделяют основные и частные задачи. Основные задачи непосредственно вытекают из цели, частные задачи – из основных задач, являясь их детализацией.



Для разработки концепции социальной политики в отношении женщин необходимо решить следующие основные задачи:

1. Зафиксировать на основе системы показателей реальный социальный статус женщин в различных социальных группах населения и тенденции его изменения в условиях перехода к рынку.

2. Выяснить предпочтительный для представительниц разных социальных групп социальный статус и степень его соответствия реальному статусу.

3. Установить характер взаимосвязи между основными компонентами социального статуса.

4. Определить уровень и структуру конкурентоспособности женщин, соотношение ее объективных и субъективных характеристик в современных условиях.

5. Установить основные факторы, определяющие уровень конкурентоспособности женщин, и определить исходя из этого «группы риска» в условиях безработицы.

Последняя задача может быть конкретизирована постановкой ряда частных задач:

1) определить наиболее значимые характеристики семейного статуса женщин, влияющие на уровень их конкурентоспособности;

2) выяснить степень и характер влияния уровня общественно-политической активности женщин на их конкурентоспособность;

3) дать социальный портрет конкурентоспособных и неконкурентоспособных женщин и т.д. Точно так же другие основные задачи можно разложить на более конкретные задачи.

Помимо основных и частных, в исследовании иногда ставятся дополнительные задачи, которые не связаны с целью исследования и служат для подготовки будущего исследования или для решения методических вопросов.







Сейчас читают про: