Постановка проблемы исследования

Постановка проблемы является исходным пунктом социологического исследования. Только после того, как проблема четко определена, можно правильно спланировать само исследование.

Для постановки реальной, а не мнимой (кажущейся) или уже решенной проблемы большое значение имеет научный кругозор исследователя. Как отмечает Р. Миллс, «всякий научный прогресс кумулятивен; он является делом не одного человека, а многих людей, которые пересматривают, критикуют, прибавляют и очищают от ненужного. Чтобы сделать открытие, нужно присоединить свои собственные усилия к тому, что сделано и делается» [9, с. 101-102]. Поэтому, приступая к разработке программы, необходимо познакомиться с научными публикациями по избранной теме, с результатами предшествующих исследований. На основе этого дается целостное описание ситуации в исследуемой области, которое позволяет выявить основное для данной области противоречие между социальными подсистемами или их отдельными элементами, обусловливающее возникновение острой социальной проблемы.

Следует различать социальную и научную проблемы. Социальная проблема порождена жизнью, развитием общества и требует определенных управленческих решений и практических действий для ее разрешения. Научная проблема заключается в недостатке знания, необходимого для принятия решений, и требует проведения исследования. Следовательно, проблема исследования – это всегда «выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено» [7, с. 6]. Ее решение предполагает получение новой эмпирической информации, разработку теоретической концепции, объясняющей изучаемое явление. На основе этого нового знания вырабатываются практические рекомендации для заказчика, то есть для лиц, принимающих управленческие решения.

При подготовке нами исследования «Роль и место женщины в современном обществе в переходный к рынку период (региональный аспект)» изучение литературы показало, что разные авторы фиксируют внимание на противоречии между семейными и профессиональными ролями женщины, являющемся результатом массового вовлечения женщин в общественное производство при сохранении преимущественно традиционного распределения ролей в семье (главным образом это характерно для распределения хозяйственно-бытовых и воспитательных функций). «Двойная нагрузка» женщин неизбежно ведет к их отставанию от мужчин в уровне квалификации, профессиональном и должностном росте, оплате труда, препятствует удовлетворению в полной мере потребности женщин в детях, в глубоких межличностных отношениях в семье, а кроме этого, ограничивает возможности их самореализации в социально-политической и социально-культурной сферах. Речь, следовательно, идет о противоречии между различными аспектами социального статуса женщины.

Данное противоречие приобретает особую остроту в условиях рыночных реформ, так как обусловливает недостаточную конкурентоспособность женщин на рынке труда, что находит проявление в ухудшении структуры женской занятости и росте женской безработицы. Снижение или даже утрата социально-профессионального статуса негативно сказывается на всех составляющих социального статуса женщины: ухудшается ее экономическое положение, положение в семье, еще более ограниченными становятся возможности для участия в процессе принятия решений, для удовлетворения культурных потребностей.

Рыночные отношения предполагают высокую степень свободы личности, но ее эффективное использование зависит от стартовых условий, профессионального и личностного потенциала, фактического действия принципа равных возможностей.

Таким образом, противоречие между принципиальной возможностью свободного выбора направления самореализации личности и препятствующей этому недостаточной конкурентоспособностью женщин, связанной с особенностями их социального статуса, является основным в исследуемой области социальных отношений формирующегося рыночного общества. Оно порождает такую серьезную социальную проблему, как усиление на этапе перехода к рынку фактического социального неравенства по половому признаку.

Данная проблема не может быть решена мерами традиционной социальной политики, которая, являясь патерналистской по отношению к женщинам, воспроизводит их социальную пассивность, не способствует повышению уровня их конкурентоспособности. А для выработки новой, к тому же регионально ориентированной, социальной политики необходимо выяснение положения различных социальных групп женщин в условиях нашего региона, их ориентаций, предпочтений, притязаний, уровня и факторов конкурентоспособности. Такого рода информация в то время отсутствовала, чем, собственно, и был вызван заказ администрации Пермской области на проведение социологического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: