Принципы организации коммуны

Представления советского периода о коммунизме сводились к общим туманным умозаключениям, представлявшим мешанину из плохо осознанного учения К. Маркса и лозунгов всеобщего равенства и братства времён буржуазых революций. Люди, совершавшие революцию, строившие социалистическое общество, коллективно, всем обществом, стремились устроить свою жизнь так, чтобы всем было примерно одинаково комфортно. Справедливость понималась как всеобщее равенство, всеобщий труд и равные условия жизни. После тысячелетий угнетённого состояния и безжалостной эксплуатации люди ожидали осуществления коммунистических принципов общественной жизни для всех в равной мере и одновременно. Заблуждения этих ожиданий не обошли и учёных, и вождей, и партийных лидеров. Отсутствие глубоких знаний теории научного коммунизма восполнялось фантастическими картинами, которые рисовали себе строители коммунизма, понимавшие что и как строить весьма интуитивно, образно, в общих чертах видевшие строившееся ими общественное здание. Человечество, и особенно разрушавшаяся неоднократно Россия, СССР были ещё недостаточно зрелы в производстве и в общественной жизни, чтобы идти дальше. Эти утвердившиеся представления о коммунистическом обществе исходили, прежде всего, из КПСС, её научных учреждений, так и не понявших Маркса. Это стало, в конце концов, причиной разрушения СССР, недоверия к социализму и сознательной контрреволюции – насильственного изменения государства, общественного строя, реставрации капитализма, распада и разрушения социалистического лагеря.

Описывая в общих чертах коммунистическое общество, жалуясь, что К. Маркс не дал более детальных характеристик его, КПСС не могла показать конкретные закономерности перехода от социализма к коммунизму, принципиальные различия между ними, рассматри-вая коммунизм как более развитый социализм, самопроизвольно переходящий в коммунизм, благодаря накоплению общественного богатства на основе развития материально-техниче-ской базы производства. Предполагалось, что производственные отношения социализма самопроизвольно перейдут в коммунистические отношения без каких-либо революций, скачков, т. к. между этими общественными устройствами нет антагонистических противоре-чий. Всё это в общем описании верно, но Маркс не случайно выделяет социализм в отдельную фазу коммунизма, подчёркивая этим наличие фазового перехода между ними. Если империализм – стадия капитализма, т. е. продолжение той же организации общества, государства, переходящего к империалистической политике захвата, дележа и борьбы за рынки, то коммунизм в корне меняет организацию социалистического общества, производ-ственные отношения путём перевода их на совершенно другое, естественное разделение труда, всей жизнедеятельности людей. И куда ещё больше нужно сказать классикам, если они прямо и конкретно показывают главные признаки нового строя: автоматизация производства, как базовый уровень орудий производства, на котором строится общество по естественному разделению жизнедеятельности людей, всесторонне участвующих во всех сферах их жизни, за счёт максимально возможного сокращения времени занятости в каждом виде труда. Но КПСС не смогла внимательно прочесть и осознать Маркса, Энгельса, войти в глубь их учения, а своего ума хватило лишь на догматичные трактовки науки. Окостенение теоретической мысли в КПСС, консерватизм мышления привели её членов к жёсткому следованию официальным шаблонам, догмам. В результате, буржуазия взяла реванш за потерю власти и осуществила контрреволюцию в ряде стран социализма.

Нормальный дом состоит из фундамента, собственно дома с его стенами, внутрен-ними помещениями, системами обеспечения жизнедеятельности людей, крышей … Фундаменты могут отличаться один от другого, изготавливаться из разных материалов в разных природных зонах, иметь разные размеры и конструкцию (сваи деревянные, металлические, бетонные, булыжник, бетон, кирпич, брёвна…), но всегда сохраняют своё назначение быть опорой, основой всего дома. Даже если внешне переход от фундамента к стенам заштукатурен, фундамент никогда не считается домом, в том числе и когда в фундаменте устроены жилые и служебные помещения. Фундамент нередко изолируют от дома водонепроницаемыми смолами, или рулонными материалами. Дом же - отдельное, хоть и не самостоятельное, но главное, обеспечивающее жизнедеятельность людей сооружение, стоящее на своей основе – фундаменте. Эти части сооружения строятся из разных материалов, по разным правилам, разному техрегламенту, имеют разное назначение, но они всегда сосуществуют, не имеют ни смысла, ни жизнестойкости один без другого. Так же, образно говоря, соотносятся и социализм и коммунизм. Социализм – фундамент коммунизма, всегда с ним сосуществует, они не могут развиваться друг без друга, но не являются одной и той же организацией общества, живут по разным законам. Социализм может иметь разные национальные и цивилизационные модификации, но коммунизм типизирован. Между ними существует квантообразный фазовый переход, в течение которого нет ни первого, ни второго. Для перехода от социализма к коммунизму требуется осознанная (как при постройке дома) перестройка всего организма общества, но с обязательным сохранением социализма, как фундамента в виде общенародной собствен-ности на все ресурсы производства (материальная база, сырьевые и трудовые ресурсы, финансы), социалистического государства, плановости хозяйства, обязательности труда для всех. Фазовый переход необходим для установления главного отличия коммунизма – естественного разделения труда во всех видах деятельности людей. Такую перестройку невозможно произвести эволюционно: требуется слом старых общественных отношений и установление новых. Однако этот слом, смена общественных отношений происходят не одновременно во всём социалистическом производстве, а на отдельных высокотехноло-гичных предприятиях, специально построенных с учётом новых технологий, высокоавтомати-зированной и интеллектуализированной материальной базы всех видов производства данного предприятия, с учётом новой организации всей жизни людей. Самопроизвольно это не происходит. Поэтому, если перестройка общественных отношений не начинается своевременно, срабатывают законы природы, развития общества, основное противоречие социализма и фундамент разрушается, не получая надлежащего ухода. Коммунизм - первое человеческое общество, начинающее ступень нового вида НОМО, новую историю, как говорил Маркс, подлинную историю человека, когда общество управляется, сознательно используя познанные законы развития жизни. И начинается это сознательное управление с перехода к коммунистическим отношениям, с коммуны.

Рассмотрим последовательно принципы устройства и закономерности развития коммунизма. Главным требованием ко всей большой коммунистической формации на все грядущие времена является наличие в обществе базы – социализма, т. е. социалистиче-ского государства, общественной собственности на крупные средства производства и все ресурсы, включая трудовые, плановое ведение общенародного хозяйства на основе использования общественной собственности, всеобщая обязательность труда, высокораз-витое автоматизированное производство. Эти базовые ценности социализма являются фундаментом для создания общинных коммунистических предприятий – коммун. Социализм, с одной стороны, не являясь самостоятельной общественно-экономической формацией, исторически представляет собой переходный этап от капитализма к коммуниз-му, исторической точкой, отделяющей частнособственническое общество, от общества на основе общего владения всеми богатствами его. Как переход из одного общества в другое социализм содержит в себе элементы и того и другого. Прежде всего, он наследует производственную базу капитализма – машинное производство, созданное капитализмом и технически и организационно. Главные особенности его – машина и капиталистическое разделение труда в процессе производства. Социализм не может принять первое (машину), не приняв второе (разделение труда), так как они нераздельны: машина создана капитализ-мом под специализированное для частных операций разделение труда, а капиталистическое разделение труда в производстве утвердилось в жизни, только благодаря созданной под него машине, что превращает работника в частичного рабочего при частичной машине, в её придаток. Это разделение труда и материально-техническая база производства роднит социализм с капитализмом и отличает от коммунизма.

С другой стороны, зрелый социализм с окрепшей материальной базой, развитой до высшей степени автоматизации производства (завод-автомат с гибкой системой перенаст-ройки параметров предмета производства и т. п.), с крепким социалистическим государст-вом, плановой экономикой и развитой общественной жизнью являются фундаментом всей большой общественно-экономической формации коммунизма, всех трёх его малых формаций. Только на базе социалистического общества возможно (и необходимо возникает) построение первого элемента коммунизма – коммуны. Эта база существует всю историю коммунизма.

С третьей стороны, социализм символизирует переход человечества, человека как биологического вида в новую ступень развития: от кроманьонского человека к космическому (коммунистическому на этапе коммунизма).

Учитывая, что эти вопросы рассмотрены в моей книге ЗАПИСКИ О КОММУНИЗМЕ, не будем подробнее останавливаться на этом, видя главную задачу в рассмотрении коммуны. Вырастая на социалистической базе, коммуна является первичным элементом коммунисти-ческого общества, кирпичиком, из которых в дальнейшем и строится всё коммунистическое здание. Коммуна - не просто новое предприятие, это – новый способ производства, не существовавший никогда ранее. Главная материальная особенность коммуны - в полной автоматизации её производства и всей системы жизнедеятельности людей. Главное организационное отличие от всех предыдущих производств и всего общественного уклада – естественное разделение труда.

Естественное разделение труда неразрывно связано с автоматизированным производ-ством, информационными технологиями и интеллектуализацией всей жизнедеятельности людей. Целью производства при коммунизме является не прибыль, как при капитализме, а как можно более полное удовлетворение всесторонних потребностей общества, в первую очередь, всестороннее развитие психических (интеллектуальных) способностей людей.

Поразителен гений Карла Маркса, который ещё в 19 – м веке, когда капитализм был в прогрессирующем росте, а его материально-техническая база определялась машинными технологиями, смог понять, что коммунистическое общество основывается на автоматизи-рованном производстве. Именно, в высшей степени автоматизированное производство является водоразделом между капитализмом и коммунизмом. Стремясь к максимальной прибыли, буржуазия автоматизирует свои производства, сокращая при этом работников, поднимая производительность предприятий, снижая себестоимость продукции. Конкуренция толкает её к повышению качества продукта производства, и это тоже достигается устранением человеческого фактора из технологических процессов. Не успевающий за совершенствованием производства капиталист проигрывает в конкурентной борьбе и выбрасывается из рынка. Капиталисту нет выбора. У него есть единственная возможность выжить – совершенствовать материально-техническую базу и технологии своего предприя-тия, повышать интеллектуализацию труда, уровень квалификации работников. Единствен-ная цель капиталиста - получение максимальной прибыли – заставляет его сокращать число работников и увеличивать длительность рабочего дня. Последнее приводит к трудовым конфликтам, борьбе работников за свои права, за условия труда. Это также вынуждает буржуа искать выход в автоматизации производственных процессов. В этой конкурентной гонке капиталист способен развивать своё производство до высочайшего уровня, заменяя тысячи рабочих десятком, да и те могут управлять производством из своего дома. Однако, если одиночные буржуа могут себе это позволить, то массовая автоматизация ведёт к выбросу на улицу огромного числа работников и грозит полной дестабилизацией жизни в стране, регионе. Производится огромное количество товаров, но покупать их некому. Наступает кризис всего капиталистического мира. Он усугубляется кризисом финансовой системы, когда взятые в банках кредиты (а без них капиталистическое предприятие работать не может) не могут быть возвращены как гражданами (из-за безработицы), так и предприятиями (из-за кризиса). Лишённое какой-либо координации бесплановое рыночное производство содействует также выбросу на рынок излишка продуктов. Цены на них падают. Производство становится невозможным. Наступает полная нежизнеспособность общества. Производственные отношения вступают в противоречие с развитыми производительными силами и требуют изменения.

Изменения приходят в виде смены общественного устройства, взятия обществом всех средств производства в свою общенародную собственность и введения планового общественного производства, т. е. введением социалистической системы общественных отношений – первой фазы коммунизма, его базиса.

Смена общественной системы связана также с невероятно ускоряющимся обновле-нием технологий производства, быстрым устареванием знаний в связи с непрерывным их умножением, необходимостью успевать человеку за этими процессами. Современный специалист обновляется по поколениям, получая образование единожды. Знания и навыки такого образования устаревают уже через три – пять лет. Уровень знаний приходится поддерживать периодическими курсами повышения квалификации и переаттестацией специалистов. Однако и эти системы не успевают за требованиями жизни и всё настоя-тельнее ориентируют на непрерывную систему образования (воспитания). Необходи-мость профессионального роста специалистов соразмерна с непрерывной модернизацией производства, с привязкой специалиста к конкретному производству, к непосредствен-ному производительному труду приводит к революционному изменению всех производст-венных, а следом за ними и общественных отношений – к переходу на естественное разделение труда и всей жизнедеятельности людей, т.е. к коммунистическим отношениям.

Вся жизнь людей в коммуне подчинена естественному разделению их всестороннего труда, т. е. разделение жизнедеятельности по возрасту и полу. Такой порядок устанавли-вается в обществе не произвольно, не авторитарно, не волюнтаристски, а как результат развития орудий производства, производительных сил, всей комплексной жизнедеятель-ности людей.

Во-первых, автоматизация и интеллектуализация производства требует большого объёма индивидуальных знаний людей. Охватить все сферы общественного производства сегодня невозможно, да и не нужно, но привязка производителей к конкретному производству не только позволяет, но и требует всесторонне подготовленных работников именно для этого конкретного производства. Готовить таких работников нужно непосредст-венно в производственном процессе. Огромный объём требуемых знаний и навыков делает подготовку специалистов растянутой на длительный срок, а учитывая переподго-товку, постоянное повышение квалификации, на всю жизнь. Так, примерно, в армии: постоянное совершенствование знаний и навыков, поддержание их на уровне быстро меняющихся требований жизни, обновления техники и технологий требует ступенчато совершенствоваться и людям от рядового до маршала, шаг за шагом. Близко к этому производится подготовка специалистов в учебных заведениях типа ЗАВОД-ВТУЗ. Проходя обучение (воспитание) параллельно и одновременно с участием в производстве, работник по ступеням проходит путь: детские ступени (в первом приближении, ясли, детсад), подго-товка рабочих специальностей параллельно со школьными программами при непосредст-венном участии в реальном производстве своего предприятия, подготовка младших специалистов, старших командиров производства, руководителей, научных работников академического уровня. Таким образом, по необходимости выстраивается иерархическая лестница совмещения работника и обучаемого (воспитываемого). Складывается разделе-ние труда по возрасту.

Во вторых, автоматизация производства позволяет значительно сократить рабочее время работника с тем, что он обязан будет высвободившееся время отдавать постоянному учебно-воспитательному процессу, а также участию во всех сферах общественной жизни (вернее, жизни трудового коллектива): культуре, науке, техническом творчестве, управлении (самоуправлении) жизнью коллектива коммуны (бытом, питанием, здравоохранением, воспи-танием младших старшими, внешними связями и т. д. и т. п.). Эти сферы деятельности также требуют ступенчатой подготовки людей: время стихийной непрофессиональной деятельности людей проходит и уже даже в быту требуется определённая подготовка, знания людей.

В третьих, всегда были и будут требования к людям в способности их к самозащите, к экстремальным ситуациям, военным действиям. Техносфера, в которой проживают и работают коммунары, накладывает свои требования к ним в соблюдении пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, экологии производства, жилья, окружающей среды. Нужна также способность защитить свой «дом» от внешних преступных посягательств, вплоть до действий в условиях войны, в экстремальных условиях, всегда нависающих над людьми при большой плотности их скопления.

Каждая ступень общественного роста людей в коммуне - это малая группа коллектива коммуны со своими специфическими потребностями и возможностями реализации своих способностей и талантов. Невозможно не понимать разницу в этом у детей, юношей, взрос-лых, пожилых и стариков. Следовательно, разделение жизнедеятельности людей в коммуне по возрасту ставит вопрос и об удовлетворении их потребностей не по буржуазному методу оплаты труда деньгами, а в непосредственном материальном. Производительность труда в автоматизированном производстве позволяет удовлетворять их по потребности. Кроме того, материальное производство постепенно становится всё более вспомогательным, направ-ленным на сохранение людьми базы своего развития, подобно тому, как человек вынужден постоянно поддерживать физическую нагрузку на все мышцы и органы чувств, на все свои способности и таланты, чтобы оставаться человеком достигнутого уровня. Лежачий больной быстро теряет мышечный вес, космонавт, не тренирующий тело, теряет способность не только ходить, но и заболевает, учёный, переставший самосовершенствовать свои знания, реализовывать себя в достигнутой сфере науки, теряет квалификацию, музыкант, хирург, длительное время не производившие работ в своей профессии дисквалифицируются, и т. д.

По мере развития производства всё более «доходным» становится интеллектуальное производство в коммуне. Развитые способности коммунаров реализуются ими во всех областях их труда. Без такой реализации психических свойств человек превращается в апассионария, асоциальную личность, испытывая стресс и депрессию от нереализации. Следовательно, в коммуне вырастает коллектив людей, где каждый человек является и учёным в какой-то области знаний, и писателем, и деятелем какой-то области культуры (по его собственным потребностям реализации своего таланта) и т. д. Постепенно эта интел-лектуальная деятельность по способности становится главной, становится потребностью людей. Это то, о чём говорили классики научного коммунизма, и чего до сих пор не понимает научный мир капитализма. Именно во взрывном характере развития интеллекта людей кроется революционный переход человека в новую ступень НОМО COSMIC, КОММUNISТIC, с его превосходством над сегодняшним узкоспециализированным человеком РАЗУМНЫМ.

Материальное производство перестаёт быть главной целью труда, уступая приоритет интеллектуальной деятельности людей, приносящей наибольший эффект. Прибыль от материального производства перестаёт быть целью его. Оно рассматривается только как необходимость обеспечения природных потребностей людей, основным занятием которых стало производство интеллектуальное. Как говорит Маркс, царство свободы расцветает на царстве необходимости. Поэтому особую важность приобретают индивидуальные (а особенно, уникальные) способности людей, их таланты. Отсюда, всестороннее развитие способностей людей превращается почти в самоцель, представляет непреложную ценность. Автоматизированное и интеллектуализированное производство позволяют уже сегодня производить достаточное количество продуктов труда для обеспечения всех разумных потребностей людей и за очень короткое время, освобождая производителя от рутинной монотонной работы для применения своих индивидуальных талантов и способностей во всех прочих сферах жизни общества в соответствии со своими персональными интересами, склонностями и потребностями. Если участие в материальном производстве, как истори-чески выработанные человечеством технологии, продолжают оставаться принудительными, то интеллектуальная деятельность регламентируется только по сферам (культура, наука, спорт, управление и т.п.), отдавая людям полную свободу выбора конкретного занятия в соответствии с их способностями и интересами. Так устанавливается принцип общества «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Материальные и природные потребности людей полностью обеспечиваются за счёт производительности автоматизиро-ванного производства и производства интеллектуального, превращающегося в наиболее доходную деятельность людей. Индивидуализация интеллектуального труда раскрывает множество способностей и талантов в каждом человеке, заинтересованное творческое при-менение которых становится для общества (коллектива) мощным источником взрывообраз-ного развития человека, превращение его в человека нового вида, новой ступени развития.

Орудия интеллектуального производства уже сегодня позволяют работать не только большими коллективами, но и мелкими группами, и даже индивидуально, с большой произ-водительностью. Так, например, можно создавать компьютеризованно видеофильмы даже одиночными производителями. Автоматизация, компьютеризация и интеллектуализация научных исследований, новые технологии и научные открытия на уровне фундаментальных знаний открывают возможность индивидуальной деятельности людей на уровне больших лабораторий, максимально персонифицируя применение способностей и талантов людей.

Сегодня вэб-коммуникации позволяют организовывать и проводить встречи онлайн любого формата: конференции, совещания, семинары, тренинги, интерактивные презента-ции, дистанционное обучение, и многое другое. Участники вебинаров могут общаться посредством видео- и аудио связи, обмениваться текстовыми, видео и звуковыми файлами, совместно работать с документами, демонстрировать всей аудитории презентации с экрана компьютера лектора, использовать аватары и т. д. Современные технологии позволяют вести коллективную научную работу учёными, находящимися в удалённых друг от друга лабораториях, обсерваториях, используя разные космические аппараты одновременно.

Революционное преобразование социалистического общества в коммунистическое проходит на уровне первичной кооперации людей в производстве, т. е. на уровне производственного предприятия – коммуны. Коммуны возникают не одновременно во всём социалистическом хозяйстве, а как одиночное строительство новых предприятий этого типа, на технологиях, адаптированных к комплексной автоматизации и интеллектуализации производственных процессов. Распределённый во времени и пространстве процесс строительства новых коммун, несмотря на революционный характер преобразований, в виду их точечности происходит внешне на фоне всего социалистического производства, всего общества, эволюционно, шаг за шагом. В этом и отражается бесконфликтность этих преобразований, фазовость общественных систем, различных по внутренним законам, но родственных по вектору развития. По мере строительства всё большего количества коммун, общественное производство всё более будет осуществляться коммунистическими предприя-тиями, что означает и рост их влияния в обществе, подобно росту, скажем, производства электроэнергии на атомных электростанциях путём приращения новых АЭС. Совершенно рядовой, будничный процесс, без каких-либо фантазий и возвеличиваний его, производимых в недавнем прошлом. Процесс, который СССР мог успешно осуществлять уже с 70 – х годов, если бы КПСС перестала догматично следовать устаревшим представлениям, творчески осмысливала как учение классиков, так и современные возможности и тенденции развития общества.

Обобщая сказанное, резюмируем:

1. Материально-технической базой функционирования коммуны является автоматизи-рованное и интеллектуализированное производство;

2. Организационный принцип коммуны – естественное разделение всей жизнедея-тельности людей по возрасту и полу.

3. Нравственный принцип коммуны: от каждого по способности – каждому по- потребности.

4. Основной целью коммунаров становится максимальное развитие и полная реализация способностей и талантов людей.

5. Производительность труда в коммуне является побочной, второстепенной целью для удерживания достигнутого уровня производства.

6. Коммуна использует для себя социализм как свою первую фазу развития, но отличается от него материально-технической базой и разделением труда.

7. Переход от социалистического общества к коммунистическому производится без

революционных потрясений, но одновременно коммуна является революцией в способе производства и жизнедеятельности людей в сравнении с социалистическим обществом. Этот переход осуществляется сознательным созданием производственного предприятия нового типа.

8. Основное потребление в коммуне осуществляется через общественные фонды потребления.

9. Производство и потребление в коммуне осуществляется самоуправляемыми возраст- ными группами с учётом их особенностей. Каждая группа управляется своим комитетом со срочной ротацией его главы. Комитет является частью системы вертикального управления старшей группой.

10. Труд во всех сферах жизнедеятельности коммунаров является обязательным для

всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: