В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь. Исследователи выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи:
• намерение;
• конкретность;
• описательность;
• полезность;
• своевременность;
• готовность;
• ясность;
• достоверность.
Составляющие межличностных коммуникаций:
доверие, ожидание, статус, совместимость.
Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы.
Пять основных целей нисходящих коммуникаций в организации:
1) постановка конкретных задач по выполнению работы;
2) обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практиках;
3) обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой
работы;
4) информирование подчиненных о качестве их работы;
5) представление идеологической информации для облегчения восприятия целей.
Закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:
• интерпретируя информацию, человек следует по пути наименьшего сопротивления;
|
|
• человек более открыт для сообщений, которые созвучны имеющимся у него представлениям, идеалам и ценностям;
• сообщения, которые противоречат ценностным установкам человека, вызывают у него большее сопротивление, чем сообщения, противоречащие рациональной логике;
• поскольку человек испытывает постоянное желание удовлетворить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют;
• когда человек видит изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к поступающим сообщениям;
• сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным.
Восходящие коммуникации выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях. Они лишены директивности. Обмен информации по восходящей — исходит в основном в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций:
• процедура обжалования;
• политика открытых дверей;
• консультации, опрос общественного мнения;
• партисипативные методы (принятие решений с участием работников);
• использование приемов активного слушания.
Информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может быть разделена на две группы:
1) информация, которая имеет технический характер и касается производственной деятельности; это жизненно важный фактор контроля в любой организации;
2) личная информация о мыслях, установках, деятельности членов коллектива.
|
|
Искажение информации.
Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, нежели неточной.
По каналам распространения слухов обычно передается информация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах по наказаниям за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.
Современные коммуникационные технологии в организации.
Управленческие информационные системы представляют современные достижения информационных технологий. Данные системы включают в себя компьютеры, их программное обеспечение, обрабатываемые данные, основной персонал и пользователей.
Многие организации используют новые информационные технологии для совершенствования процесса внутренних коммуникаций. Примером может служить практика применения внутриорганизационных видеоконференций, создание страниц в Интернете, доступных всем работникам, формирование адресной сети электронной почты.
Современная система персональных телекоммуникационных услуг использует цифровую компьютерную электронику, способную передавать данные, графические изображения и видеоматериалы.
Современные телекоммуникационные технологии доступны многим современным организациям: определители номера телефонного абонента, электронная почта, голосовые, интеллектуальные автоответчики, электронные доски объявлений и т.п.