Тема 8. Организационное проектирование
Организация - сложное образование, поэтому при ее проектировании необходимо учитывать множество разноплановых факторов внутренней и внешней среды. В современных условиях особенное значение следует придавать характеру конкуренции, развитию технологий, включая информационные, и росту объемов данных и информации. Организации являются частью среды и испытывают ее воздействие, с другой стороны, и сами организации оказывают воздействие на окружающую среду.
Организационное проектирование в широком смысле - одно из средств изменения окружающей среды. Связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий для совершенствования внешней среды (создание моделей машин, приборов, шахты, системы управления и т.д.).
Организационное проектирование - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности (плакат 42, 45 П)[1].
Предмет проектирования на уровне организации - система организации производства, труда, управления организацией в целом, ее отдельными подразделениями или видами деятельности.
Цель организационного проектирования - разработка новых организационных систем.
Результат организационного проектирования - представление комплекта технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной, управленческой системы.
Сложность задачи организационного проектирования - ее нельзя решать как задачу формального выбора лучшего варианта организационной структуры по однозначному, математически заданному критерию оптимальности. Задача предполагает необходимость сочетания формализованных методов анализа, оценки и моделирования с деятельностью менеджеров, экспертов на основе знаний и опыта, субъективных предпочтений и интуиции.
Категориальный аппарат организационного проектирования составляют понятия:
Организационная структура управления включает: систему целей и их распределение между различными звеньями; состав подразделений, связанных определенными отношениями; распределение задач и функций по звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации; коммуникации, потоки информации и документооборот; люди и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения общих задач.
Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении. Могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям).
Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные. К структурным относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.
Воздействие - однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.
Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.
Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.
Процессорные отношения возникают в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли. Однако когда решения принимает один низовой руководитель (например 1-го хозяйствующего отделения), то он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег - других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующего отделения). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации. Децентрализация управления в отдельных случаях снижает координированность действий в организации.
Структура - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая функционирование и развитие организации как единого целого, благодаря чему уточняется ее сущность как формы разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Производственная структура предприятия - пространственная форма организации производственного процесса, которая включает состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной способности оборудования), численности работников, а также размещение подразделений на территории предприятия. О тражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и уровень чистого дохода.
Технологическая структура - совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.
Связь – это выражение отношений, условие, определяющее возможность взаимодействия. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации.
Основные виды связей в структуре управления организации: линейные - определяют отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между лицами, принимающими решения; функциональные - вызваны функциями менеджмента: прогнозированием, планированием, организацией, производством, маркетингом, учетом, контролем и др.; горизонтальные (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем; вертикальные (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, необходимы при иерархичности управления, т. е. наличии нескольких уровней управления. Служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Структура управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого (Дроненко).
Звено управления - это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. Может быть отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления, а также руководители.
Уровни управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенной ступени иерархии управления, проявление разделения труда в организациях.
Организация имеет три уровня управления ( по мнению американского социолога Парсонса ):
1) институциональный уровень - высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, начинают решения, имеющие важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д. На данном уровне принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с внешней средой. Решения принимаются менеджерами высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов);
2) управленческий ватерпас - следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах - деканы);
3) технический уровень управления - уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафедрой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.
Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти отличия обусловлены тем, что руководители каждого уровня должны управлять разными видами работ.






