Концептуальные термины

Тема 8. Организационное проектирование

Организация - сложное образование, поэтому при ее проектировании необходимо учитывать множество разноплановых факторов внутренней и внешней среды. В современных условиях особенное значение следует придавать характеру конкуренции, развитию технологий, включая информационные, и росту объемов данных и информации. Организации являются частью среды и испытывают ее воздействие, с другой стороны, и сами организации оказывают воздействие на окружающую среду.

Организационное проектирование в широком смысле - одно из средств изменения окружающей среды. Связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий для совершенствования внешней среды (создание моделей машин, приборов, шахты, системы управления и т.д.).

Организационное проектирование - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности (плакат 42, 45 П)[1].

Предмет проектирования на уровне организации - система организации производства, труда, управления организацией в целом, ее отдельными подразделениями или видами деятельности.

Цель организационного проектирования - разработка новых организационных систем.

Результат организационного проектирования - представление комплекта технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной, управленческой системы.

Сложность задачи организационного проектирования - ее нельзя решать как задачу формального выбора лучшего варианта организационной структуры по однозначному, математически заданному критерию оптимальности. Задача предполагает необходимость сочетания формализованных методов анализа, оценки и моделирования с деятельностью менеджеров, экспертов на основе знаний и опыта, субъективных предпочтений и интуиции.

Категориальный аппарат организационного проектирования составляют понятия:

Организационная структура управления включает: систему целей и их распределение между различными звеньями; состав подразделений, связанных определенными отношениями; распределение задач и функций по звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации; коммуникации, потоки информации и документооборот; люди и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения общих задач.

Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении. Могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям).

Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные. К структурным относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие - однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Процессорные отношения возникают в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли. Однако когда решения принимает один низовой руководитель (например 1-го хозяйствующего отделения), то он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег - других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующего отделения). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации. Децентрализация управления в отдельных случаях снижает координированность действий в организации.

Структура - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая функционирование и развитие организации как единого целого, благодаря чему уточняется ее сущность как формы разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Производственная структура предприятия - пространственная форма организации производственного процесса, которая включает состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной способности оборудования), численности работников, а также размещение подразделений на территории предприятия. О тражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и уровень чистого дохода.

Технологическая структура - совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.

Связь – это выражение отношений, условие, определяющее возможность взаимодействия. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации.

Основные виды связей в структуре управления организации: линейные - определяют отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между лицами, принимающими решения; функциональные - вызваны функциями менеджмента: прогнозированием, планированием, организацией, производством, маркетингом, учетом, контролем и др.; горизонтальные (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем; вертикальные (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, необходимы при иерархичности управления, т. е. наличии нескольких уровней управления. Служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Структура управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого (Дроненко).

Звено управления - это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. Может быть отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления, а также руководители.

Уровни управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенной ступени иерархии управления, проявление разделения труда в организациях.

Организация имеет три уровня управления ( по мнению американского социолога Парсонса ):

1) институциональный уровень - высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, начинают решения, имеющие важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д. На данном уровне принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с внешней средой. Решения принимаются менеджерами высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов);

2) управленческий ватерпас - следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах - деканы);

3) технический уровень управления - уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафедрой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти отличия обусловлены тем, что руководители каждого уровня должны управлять разными видами работ.




double arrow
Сейчас читают про: