Технология проектирования организационных форм управления (процесс проектирования: содержание основных этапов, разработка организационного рабочего проекта)

Процесс организационного проектирования - целенаправленная последовательность актов принятия проектных решений, приводящая к построению описания проектируемой организационной системы.

Процесс проектирования реализуется в соответствии со схемой, которая отражает очередность выполнения основных проектных процедур.

Проектная процедура - формализованная совокупность действий, в результате выполнения которых принимается проектное решение.

Проектное решение - промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления или окончания проектирования.

Проектная процедура состоит из элементарных проектных операций.

Проектной операции соответствует действие или совокупность действий, составляющих часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для ряда проектных процедур.

Алгоритм проектирования отражает совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования. Реализация процесса организационного проектирования требует использования соответствующей технологии.

Технология проектирования – это определенная последовательность действий или операций, позволяющая технически выполнить проектирование заданного объекта.

Обязательные составляющие технологии организационного проектирования:

1. Выявление потребностей предполагает установление факта существования проблемы, в соответствии с которой должно быть предпринято проектирование, подтверждает признание необходимости создания новых или совершенствования существующих организационных систем.

2. Постановка задачи включает детальное описание организационной системы, подлежащей проектированию, представляет собой четкую формулировку выявленной потребности, служит заданием на проектирование.

3. Основой процесса проектирования являются синтез и анализ. Этапы синтеза и анализа тесно связаны друг с другом и многократно повторяются в процессе проектирования. Интерактивный характер этих этапов проявляется в том, что вначале проектировщик определяет концептуальную основу какого-либо элемента создаваемой системы, затем эта концепция подвергается анализу, усовершенствованию и повторному воплощению в проектное решение. Цикл повторяется до тех пор, пока не будет получено оптимальное решение в пределах установленных заданием проектных ограничений.

4. Оценка результатов проектирования производится с позиций эффективности. Обязательным является выбор параметров, характеризующих основные аспекты деятельности предприятия или функционирования систем.

Этапы разработки организационного проекта (каждый этап включает соответствующие части, отражающие основное содержание проектирования организационных систем):

1. Предпроектная подготовка - разрабатывается общая концепция проектируемой системы, проводится комплексное обследование проектирования, осуществляется технико-экономическое обоснование проекта, формируется и утверждается техническое задание на проектирование.

2. Проектирование осуществляется в две стадии: технический проект и рабочий проект. Когда при проектировании используются типовые проектные решения, проектирование может осуществляться в одну стадию – разрабатывается технорабочий проект. На стадии технического проектирования работа ведется на основе утвержденного технического задания: разрабатываются основные положения, определяющие характер организационной системы, принципы ее функционирования, методы содержания подсистем, принимаются решения по организации информационных, материальных и финансовых потоков. В ходе разработки технического проекта используется имитационное и математическое моделирование для выбора и обоснования принципиальных проектных решений. Стадия рабочего проектирования предполагает разработку комплексной рабочей документации: разрабатываются все структурные схемы, выполняются необходимые организационно-плановые расчеты, формируется нормативная информационная база, разрабатываются организационные процедуры и документы, их отражающие, утверждаются должностные инструкции и положения, разрабатывается и отлаживается программное обеспечение.

3. Внедрение организационного проекта -осуществляются обучение и психологическая подготовка персонала, вводятся в действие новые инструкции и положения, перестраиваются производственная и управленческая структуры, вводятся новые системы оплаты и стимулирования труда.





Подборка статей по вашей теме: