В Российском научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
- технологические; производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- управленческие.
Процесс нововведений в агропромышленном комплексе имеет циклический характер. Цикличность обусловлена многократной обратной связью в механизме данного процесса. В связи с этим нововведение можно рассматривать как технико-экономический цикл, в котором использование результатов научно-технических разработок приводит к техническим и экономическим изменениям, оказывающим, в свою очередь, влияние на научно-исследовательскую деятельность.
Разработка нововведений происходит в несколько этапов.
1. Систематизация поступающих идей заключается в сборе информации:
- о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
|
|
- потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, степени и размерах риска;
- целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.
2. Отбор идей и выработка идеи нового продукта:
- определение возможностей практической реализации идей;
- выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;
- соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;
- определение патентной чистоты будущего изделия.
3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:
- техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта;
- определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
- оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж;
- определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроков ее окупаемости;
- наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых;
- сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;
- анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
4. Создание нового продукта:
- разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
|
|
- создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
- определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
5. Тестирование на рынке:
- тестирование на ограниченном рынке в течение минимум трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);
- выбор оптимальных каналов реализации;
- выбор средств и методов рекламы;
- организация технического обслуживания.
6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
- коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
- производственные возможности фирмы — использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
- финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предлагаемые результаты на расчетный период;
- соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;
- обеспечение патентной защиты нововведения.
Принятие решения о внедрении нового изделия в производство может происходить также на основе корректировки программы маркетинга или дополнения к ней.
В ходе разработки нововведений следует учитывать ряд системных свойств развития хозяйственных комплексов.
1. Чередование эволюционного и радикального развития (цикличность). В процессе эволюционного развития происходит постепенное совершенствование типов машин одного поколения. Период эволюционного развития может продолжаться многие годы, в результате чего происходит улучшение технико-экономических параметров (свойств) изделий.
Процесс цикличности имеет свои закономерности:
- массовое обновление производства зависит от стадии развития экономики в целом (кризис, депрессия, оживление, подъем), которые присущи крупным экономическим системам;
- наиболее радикальные нововведения приходятся на период кризисов (депрессий);
- нововведения в области технологии и непринципиальные изменения продукции связаны с периодами подъема в экономике.
2. Иерархический и комплексный характер. Иерархическая структура народного хозяйства в целом и АПК в частности определяет необходимость использования многоуровневого подхода для анализа инновационных процессов, поскольку характер изменений, связанных с их осуществлением, зависит от уровня управления.
Нововведения представляют собой, с одной стороны, процесс возникновения инноваций, с другой — процесс их распространения в отраслях. Эффект от нововведения определяется степенью сбалансированности его с внешними условиями и степенью распространения.
3. Многофазностъ. Первая фаза включает фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, освоение производства и внедрение новой продукции в сферу ее использования. На второй фазе осуществляется наиболее широкое использование новой техники, технологии, возрастают масштабы производства, снижается себестоимость продукции и достигается наибольший эффект от внедрения. Третья фаза характеризуется стабильностью. Основным направлением деятельности на этой фазе становится повышение качества и надежности. Четвертая фаза — моральное старение изделия. Она обычно характеризуется падением спроса на выпускаемую продукцию и ее отставанием от мирового уровня.
4. Долгосрочный характер. Перестройка производства на новой технологической основе требует длительного времени. Это означает, что фактор времени играет существенную роль в планировании и управлении НТП.
|
|
5. Возрастание сложности создаваемых новшеств. Увеличение сложности вызывается тем, что в технику все чаще встраиваются автоматические контрольные, регулирующие и управляющие элементы. Сложность постоянно увеличивается и вследствие расширения видов используемого сырья, материалов, полуфабрикатов. Усложнение техники происходит также по мере развития технологии, что повышает требования к средствам производства.
6. Ускорение процесса обновления производства. Увеличение темпов обновления производства является следствием ускоренного морального старения техники. Ускоренное обновление имеет, однако, и свои ограничения, и свои допустимые пределы. Крайний предел темпа обновления — это случай, когда новое решение еще не успевает распространиться, а на смену ему уже приходит новое решение.
7. Усиление влияние науки на темпы развития производства. Под влиянием научно-технической революции создается качественно новая связь между компонентами технического прогресса. Техника и производство приобретают научный характер, повышается их наукоемкость.