Налоговая политика и ее виды

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и де­нежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и фун­кций налогов и состоит в изъятии государством части совокуп­ного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюд­жет. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета. Проведение налоговой политики связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов.

Налоговая политика подчиняется решению социально-эко­номических проблем, особенных для каждого этапа развития об­щества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие.

Длительность периода и характер решаемых задач – вот те факторы, которые разделяют налоговую политику на налого­вую стратегию и тактику.

Налоговая стратегия определяет долговременный курс го­сударства в области налогов и предусматривает решение круп­номасштабных задач.

Налоговая тактика предусматривает решение задач кон­кретного периода развития путем внесения изменений и допол­нений в налоговую систему и налоговый механизм.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая по­литика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках од­ной страны или территориальной единицы и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налого­вых систем разных стран.

В зависимости от механизма реагирования на изменения экономической сущности налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с чем определяются механизм ее функционирования, формы и мето­ды налогового регулирования.

Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании налоговыми став­ками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания рав­новесного состояния. В связи с этим дискреционную политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика про­водится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая налоговая политика осуществляется в период спада обществен­ного производства, при значительном уровне безработицы.

Недискреционная налоговая политика осуществляется не­зависимо от решений правительства, автоматически. Это стано­вится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» – механизмам, работающим в режиме саморегулирования.

Важное значение в экономике и налоговой политике госу­дарства играет система налоговых стимулов, являющихся ос­новными рычагами воздействия государства на производство через поощрение – за хорошие показатели работы и примене­ние санкций – за нарушения.

Основными задачами финансовой системы в реализации налоговой политики на нынешнем этапе развития нашего государства являются: учет действия экономических законов; необходимость налоговой поддержки решений об ускорении рыночных реформ и макроэкономической стабилизации: определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

В результате задачами налоговой политики являются: обес­печение государства финансовыми ресурсами; создание усло­вий для регулирования экономики страны в отраслевом и ре­гиональном разрезах; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населе­ния.

Известны следующие виды налоговой политики:

1 Политика максимальных налогов. Здесь существует вероятность того, что повышение налогов ведет к снижению мотивации деятельности произ­водителей и не сопровождается приростом государственных доходов. Пре­дельная ставка налогов в ВВП зависит от множества факторов, но, по данным зарубежных ученых, она не должна превышать 50% ВВП.

2 Политика оптимальных налогов – способствует развитию предприни­мательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Предпринимательство максимально выводится из-под налого­обложения, но вследствие этого происходит ограничение социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.

3 Налоговая политика, предусматривающая высокий уровень обло­жения, но при значительной государственной социальной защите – когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Беларуси характерен первый тип на­логовой политики в сочетании с третьим.

Теория и практика хозяйствования предъявляют ряд требо­ваний к налоговой политике:

- соблюдение научного подхода, предполагающего соответствие налоговой политики закономерностям обществен­ного развития;

- учет специфики конкретных исторических условий и этапов развития общества, особеннос­тей внутреннего положения страны и международной обстанов­ки, реальных экономических и финансовых возможностей го­сударства;

- тщательное изучение опыта предшествующего хо­зяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;

- прогнозирование результатов при вы­работке концепции налоговой политики и предвидение послед­ствий налоговых мероприятий, позволяющее избежать необра­тимых изменений в налоговой политике;

- создание благоприят­ных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;

- ис­пользование обширной и достоверной информации о финансо­вом потенциале, объективных возможностях государства, о сос­тоянии дел в экономике;

- всестороннее применение математичес­кого моделирования и электронно-вычислительной техники.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым ме­ханизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регу­лирования – создание общего налогового климата для внут­ренней и внешней деятельности (особенно инвестиционной) компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения ка­питала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow